Abstracts 2, 2009

Main Page ~ Journal Archive ~ Abstracts 2, 2009

Political Theories

Svyatoslav Kaspe

POLITICAL NATION AND CHOICE OF VALUES: GENERAL PROVISIONS, RUSSIAN CASE (I)

The text by S.Kaspe is the first, theoretical part of a study on the role of values in the development of a political nation. The author believes that the description of ways to correlate the world of politics with the world of values given by classical structural functionalism remains unsurpassed in its precision and deserves reactualization. The author states such basic conditions for the operationalization of values in the context of nation-building as the dependence of political decisions on the fields of moral, sacral and universal, the inevitability of political actions described in the category of “choice” and “victim” even at the expense of losing some instrumental benefits; bringing institutes in accordance with values, non vice versa. Application of these provisions to our country’s current situation will be conducted in the second part of the article.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-5-26


Leonid Fishman

WHY IS POLITICS DESCRIBED AS A WAR?

The article reviews the reasons for which a war is becoming one of the key archetypical prototypes used to comprehend the sphere of politics. L.Fishman looks for the sources of such phenomenon in social technologies revolution that was initially revealed in the military field. Armies of the New era were the first to run into a mass and, therefore, were the first to elaborate technologies to turn the mass into a community linked by common goals and values. At the same time, according to the author, what was needed in order that perception of politics as war gained a decisive meaning, was a unique concourse of historic circumstances: abundance of not just wars, but civil wars; necessity for political regimes to get legitimacy through the results of such wars, as well as participation in the political struggle of subjects analogous to armies (parties).

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-27-38


Kirill Koktysh

CIVILIZATIONAL MEANINGS AND INTERNAL MARKETS: EXPERIENCE OF STRUCTURAL MODELING

The article makes an attempt to distinguish on the basis of notional models stable types of civilizations with their special models of societies’ integration. Proceeding from the postulate that civilizational live meanings have to be reflected in the existing institutional architecture that in essence conducts formal consolidation and redistribution of social statuses, K.Koktysh focuses his attention on political architecture that is constituted by interaction of power, normative and economic institutions. The author’s analysis of possible types of political architecture demonstrates the existence of four types of civilizations with proper world views and life meanings, which determine ultimate goals of economic, cultural and political production. The author compares these four speculative types with the existing civilizations – Catholic, Protestant, Orthodox, Dao-Confucian and Hindu-Buddhist ones.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-39-59

Russian Regions

Leonid Bliakher, Lyudmila Vasilieva

RUSSIAN FAR EAST IN CONCERVATION: BETWEEN GLOBAL ECONOMY AND STATE SURVEILLANCE

The article analyzes socio-political processes at the Russian Far East in recent years. The explanatory scheme used by the author is a “duple” model of region’s development: extension (when the country is on the rise) and compression (at the time of socio-economic or political disorder). In the latter case the region transfers to a conservation regime characterized by loosening of state control, focus on local types of economic activities, and trans-border cooperation. L.Blyakher and L.Vasilieva see the specificity of current situation in that the decrease of state “injections” into the region today is not followed by loosening of local activities, but rather by greater control and blocking.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-60-71


Rostislav Turovsky

PRACTICES OF APPOINTING THE GOVERNORS: INERTIA AND RADICALISM IN THE CENTRES POLICY

Based on the analysis of the experience of appointing governors in 2005–2008, R.Turovsky demonstrates that the established approaches to the formation of governor corps have amplified centralization compared even to formal norms of the new legislation. The institute of governors is now losing its significance in the political system by turning into a structural element of the federal executive power at the regional level. According to the author, both of today’s most typical scenarios – conservation of the established system of governing and the appointment of a “Varangian” or other little known functionary – have similar negative aspects: they provoke increasing discontent of local elites and intensify the alienation of power from the society. The control by the center over the governors has grown, whereas the control of governors over political processes in the regions has diminished, which creates conditions for open protests.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-72-89


Andrei Starodubtsev

REGIONAL INTERESTS IN THE RUSSIAN PARLIAMENT: SINGLE-MANDATE DEPUTIES AS BUDGET LOBBYISTS

The article explores the role of single-mandate deputies in lobbying regional interests. Having analyzed the influence of deputies elected through the majority system in single-member constituencies on decision-making in the budget sphere, A.Starodubtsev comes to a conclusion that the corresponding part of the deputy corps has indeed been fulfilling the functions of regional lobbyists, and the loss of this representation channel by subjects of the RF will inevitably affect the whole system of their relations with the federal center. According to the author’s assessment, one of the consequences of this will very probably be that an open and observable procedure of regional lobbying within Duma committees will be replaced by an unofficial “haggle” between representatives of federal and regional elites.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-90-101

Foreign Polities

Ilya Levin

WHAT IS IN THE URNS THE ASHES OF DEMOCRACY?

The article presents a comprehensive analysis of processes that have lead in Italy to the victory of right forces headed by S.Berluskoni, which testifies universal nature of threats caused by deep shifts in the structure of mass consciousness’ values. According to the author’s estimates, what happened in Italy clearly demonstrates that parties’ electoral programmes can be very close – almost indistinguishable, and the outcome of electoral competition is highly dependant on the structure of values through which these or those slogans and promises are being “filtered”. Interpreting berluskonism as primarily the aggregate of means and methods of directed psychological impact on masses, change of signs on the scale of national identity, I.Levin at the same time strongly proves that the success of these means and methods can be explained by a changing nature of mass fears and moral and ethical inversion, which is characteristic not only of the Italian society.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-102-140

Scientific Legacy

Alexander Filippov

RELEVANCY OF THOMAS HOBBES PHILOSOPHY (I)

The past 100–150 years not only failed to establish a unified interpretation of Hobbes, but also formed a firm tendency towards continuous reinterpretation of his doctrine. This tendency is only increasing today. According to A.Filippov, never-ceasing interest in Hobbes can be primarily explained by the fact that we are still occupied by the same problems that occupied the mind of the philosopher who lived several centuries ago. In the first part of the article published in this issue A.Filippov makes a critical analysis of main approaches to the interpretation of Hobbes’ views and offers a key to understanding his politico-philosophical constructs. He believes that what Hobbes has in mind when speaking about natural condition is not an absolute beginning of history. Natural condition, indeed, precedes social and political condition, but at the same time political life, sociality are fraught with the natural condition – they are the wrong side of each other. Conclusions made on the bases of such interpretation of Hobbes will be given in the second part of the article.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-141-157

Practical Sociology

Sergey Khaykin

LIFE AFTER PEACE Perception of the current situation by the Chechen population

The article presents the results of the study “Transformation of public consciousness of the population of the Chechen Republic (1991–2008)” undertaken in summer-fall 2008 and containing a representative survey, a series of focus-group discussions and 25 lengthy deep biographical interviews. The data received during the study on Chechen citizens’ assessment of the current situation in the republic, their values and life objectives demonstrate that the majority of Chechens have believed that peace has come and, despite rather serious anxieties in relation to Moscow, see their future linked with Russia.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-158-176

Antithesis

Kirill Petrov

POLITICAL MARKETING ON THE SOCIAL NETWORKS MARKET: ASCENT AND FALL OF SUBCULTURES

Influenced by the shifts in the sphere of social stratification, the traditional hierarchy of identities rising from a family to citizenship has been disrupted. K.Petrov states gradual establishment of small identities as the basis of structuring of modern society and analyzes circumstances under which some cultural identities acquire mass character and are used in the struggle for power at the national level, as well as mechanisms with the help of which political marketing experts make subcultures play on the field of politics.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-177-186


Andrey Zubov

IS THE TRANSFER FROM A POST-SOVIET STATE TO A REVIVED RUSSIA POSSIBLE?

This report made by A.Zubov on 13 Ocober 2008 at the seminar in the Institute of Social Studies at the Warsaw University presents the author’s view on the reasons that determined deep differences in the way that Eastern European and Baltic states on the one hand and the majority of the former Soviet republics on the other overcame communism. Having detected a totality of factors that prevented the latter from overcoming totalitarian past, A.Zubov at the same time notes a number of tendencies allowing to hope that with time post-soviet states would be able to join the family of nations building their life on the principles of political democracy, civil freedom and moral responsibility.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-187-194

Chronicle

Yury Korgunyuk

WHERE IS RIGHT SIDE, WHERE IS LEFT SIDE? Russian political parties during the evolving crisis

In this traditional for the “Politeia” journal review Y.Korgunyuk analyzes processes in the life of Russian political parties in late 2008 – early 2009. According to the author’s conclusion, the current economic crisis, though does not promise any dividends to opposition parties, can at the same time cause serious problems to the ruling circles. The system established in recent years, where independent political players are replaced by various simulators, and electoral process is under strict administrative control, keeps public discontent away from the political sphere only temporarily. And even if today’s leaders manage to pass through the most difficult phase of the crisis without serious losses, there are no guarantees that the protest potential accumulated in the society will not reveal itself at the moment when it seems that the worst has been left behind.

DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-195-209

Содержание выпуска № 2, 2009

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 2, 2009

Политические теории

С.И.Каспэ

Политическая нация и ценностный выбор: общие положения, российский случай (I)

Текст С.Каспэ – первая, теоретическая, часть исследования, посвященного роли ценностей в процессе становления политической нации. Автор полагает, что описание способов сопряжения мира политического с миром ценностей, предложенное классическим структурным функционализмом, остается непревзойденным по своей точности и заслуживает реактуализации. Автор фиксирует такие базовые условия операционализации ценностей в контексте nation-building, как установление зависимости политических решений от областей морального, сакрального и универсального; как неизбежность совершения политических действий, описываемых в категориях «выбора» и «жертвы», даже ценой утраты некоторых инструментальных выгод; как приведение институтов в соответствие ценностям, non vice versa. Применение этих положений к актуальной отечественной ситуации будет осуществлено во второй части статьи.


Л.Г.Фишман

Почему политика описывается как война?

В статье прослеживаются причины превращения войны в один из главных архетипических прообразов, используемых для осмысления политической сферы. Истоки данного феномена Л.Фишман ищет в революции в социальных технологиях, впервые обнаружившей себя в военной сфере. Армии Нового времени первыми столкнулись с массой и, соответственно, первыми выработали технологии превращения ее в общность, связанную едиными целями и ценностями. Вместе с тем, по мнению автора, чтобы осмысление политики как войны приобрело определяющее значение, потребовалось уникальное стечение исторических обстоятельств: обилие не просто войн, а войн гражданских, необходимость для политических режимов легитимировать себя результатами этих войн, а также участие в политической борьбе субъектов, аналогичных армиям (партий).


К.Е.Коктыш

Цивилизационные смыслы и внутренние рынки: опыт структурного моделирования

В статье предпринята попытка на основе умозрительного моделирования выделить устойчивые типы цивилизаций со своими особыми моделями интеграции обществ. Отталкиваясь от постулата, что цивилизационные жизненные смыслы должны находить отражение в сложившейся институциональной архитектуре, собственно и осуществляющей формальное закрепление и перераспределение социальных статусов, К.Коктыш фокусирует внимание на политической архитектуре, которая задается взаимодействием властных, нормативных и экономических институтов. Проведенный им анализ возможных типов политической архитектуры указывает на наличие четырех типов цивилизаций с присущими им картинами мира и жизненными смыслами, определяющими конечные цели экономического, культурного и политического производства. Эти четыре спекулятивно выделенных типа автор соотносит с реально существующими цивилизациями: католической, протестантской, православной и даосско-конфуцианской и индуистско-буддистской.

Российские регионы

Л.Е.Бляхер, Л.А.Васильева

Дальний Восток России в режиме консервации: между «глобальной экономикой» и «государственной опекой»

Статья посвящена анализу социально-политических процессов, развертывающихся на Дальнем Востоке России в последние годы. В качестве объяснительной схемы используется «двухтактная» модель развития региона: расширение (когда страна находится на подъеме) и сжатие (в период социально-экономических или политических неурядиц). Во втором случае регион переходит в режим консервации, связанный с ослаблением государственного контроля, ориентацией на местные виды экономической деятельности и приграничное сотрудничество. Специфику современной ситуации Л.Бляхер и Л.Васильева видят в том, что сокращение государственных вливаний в регион сегодня сопровождается не ослаблением, а усилением контроля и блокированием местной активности.


Р.Ф.Туровский

Практики назначения губернаторов: инерция и радикализм в политике центра

На основе анализа опыта назначения губернаторов в 2005–2008 гг. Р.Туровский показывает, что утвердившиеся подходы к формированию губернаторского корпуса усилили централизацию даже по сравнению с формальными нормами нового законодательства. Институт губернатора стал утрачивать свое значение в политической системе, превращаясь в структурное подразделение федеральной исполнительной власти на региональном уровне. По заключению автора, оба наиболее характерных на сегодняшний день сценария – консервация сложившейся системы управления и назначение «варяга» либо иного малоизвестного функционера – имеют одинаковые негативные стороны: они провоцируют нарастание скрытого недовольства местных элит и усиливают отчуждение власти от общества. Контроль центра над губернаторами увеличился, но ослаб контроль губернаторов над политическими процессами в регионах, что создает условия для выплеска протестных настроений.


А.В.Стародубцев

Региональные интересы в российском парламенте: депутаты-одномандатники как бюджетные лоббисты

Статья посвящена исследованию роли депутатов-одномандатников в лоббировании региональных интересов. Проанализировав влияние депутатов, избранных по системе большинства в одномандатных округах, на принятие решений в бюджетной сфере, А.Стародубцев приходит к выводу, что соответствующая часть депутатского корпуса действительно выполняла функции региональных лоббистов и утрата субъектами РФ этого канала представительства своих интересов неизбежно отразится на всей системе их отношений с федеральным центром. Согласно его оценке, одним из ее следствий с высокой долей вероятности станет замена открытой и доступной для наблюдения процедуры регионального лоббирования в рамках думских комитетов неформальным «торгом» между представителями федеральной и региональных элит.

Зарубежная полития

И.Б.Левин

В урнах – пепел демократии?

В статье представлен всесторонний анализ процессов, приведших к победе в Италии правых сил во главе с С.Берлускони, свидетельствующий об универсальном характере угроз, обусловленных глубокими сдвигами в структуре ценностей массового сознания. По оценке автора, произошедшее в Италии отчетливо демонстрирует, что предвыборные программы партий могут сближаться чуть ли не до неразличимости – исход электорального соперничества сильнейшим образом зависит от структуры ценностей, сквозь которую «фильтруются» те или иные лозунги и обещания. Трактуя берлусконизм как прежде всего совокупность средств и методов направленного психологического воздействия на массы, смены знаков на шкале национальной идентичности, И.Левин вместе с тем убедительно показывает, что успех этих средств и методов объясняется изменением природы массовых страхов и нравственно-этической инверсией, характерными не только для итальянского общества.

Научное наследие

А.Ф.Филиппов

Актуальность философии Томаса Гоббса (I)

За последние 100–150 лет не только не утвердилось единого понимания Гоббса, но и сформировалась устойчивая тенденция к постоянному переосмыслению его учения. Эта тенденция в настоящее время лишь усиливается. По мнению А.Филиппова, неутихающий интерес к Гоббсу объясняется прежде всего тем, что нас продолжают занимать те же вопросы, что и философа, жившего несколько столетий назад. В первой части статьи, публикуемой в этом номере, А.Филиппов критически анализирует основные подходы к интерпретации взглядов Гоббса и предлагает собственный ключ к пониманию его политико-философских построений. Говоря о естественном состоянии, считает он, Гоббс имеет в виду отнюдь не абсолютное начало истории. Естественное состояние действительно предшествует общественному, политическому, но вместе с тем политическая жизнь, социальность чреваты естественным состоянием – они суть изнаночные стороны друг друга. Выводы, вытекающие из такой трактовки построений Гоббса, будут рассмотрены во второй части статьи.

Практическая социология

С.Р.Хайкин

Жизнь после мира (Восприятие текущей ситуации населением Чеченской Республики)

В статье представлены результаты исследования «Трансформация общественного сознания населения Чеченской республики (1991–2008)», проведенного летом-осенью 2008 г. и включавшего в себя репрезентативный опрос, серию фокус-групповых дискуссий и 25 многочасовых глубинных биографических интервью. Полученные в ходе исследования данные относительно оценки жителями Чечни нынешней ситуации в республике, их ценностей и жизненных планов, свидетельствуют о том, что большинство чеченского общества поверило в наступление мира и, несмотря на довольно сильные опасения в отношении Москвы, связывает свое будущее с Россией.

Антитеза

К.Е.Петров

Политический маркетинг на рынке социальных сетей: взлет и падение субкультур

Под влиянием подвижек, произошедших в сфере социальной стратификации, традиционная иерархия идентичностей, восходящая от семьи к гражданству, была нарушена. Констатировав постепенное утверждение мелких идентичностей в качестве основы структурирования современного социума, К.Петров анализирует обстоятельства, при которых некоторые культурные идентичности становятся массовыми и используются в борьбе за власть на национальном уровне, а также механизмы, с помощью которых политические маркетологи заставляют субкультуры играть на поле политики.


А.Б.Зубов

Возможен ли переход от послесоветского государства к возрожденной России?

В публикуемом нами докладе А.Зубова, прочитанном им 13 октября 2008 г. на семинаре Института социальных исследований Варшавского университета, представлен авторский взгляд на причины, обусловившие глубокие различия в путях выхода из коммунизма стран Восточной Европы и Балтии, с одной стороны, и большинства бывших советских республик – с другой. Выделив совокупность факторов, помешавших последним преодолеть тоталитарное прошлое, А.Зубов вместе с тем фиксирует ряд тенденций, позволяющих надеяться, что со временем постсоветские государства смогут войти в семью народов, строящих свою жизнь на принципах политического народовластия, гражданской свободы и нравственной ответственности.

Хроника

Ю.Г.Коргунюк

Правая, левая где сторона? (Политические партии России в условиях разворачивающегося кризиса)

В традиционном для журнала «Полития» обзоре Ю.Коргунюка анализируются процессы, происходившие в жизни российских партий в конце 2008 – начале 2009 г. Согласно заключению автора, нынешний экономический кризис, не суля никаких дивидендов оппозиционным партиям, тем не менее может серьезно повредить правящим кругам. Созданная за последние годы система, в которой независимые политические игроки заменены разного рода симулякрами, а над избирательным процессом установлен жесткий административный контроль, лишь до поры надежно отсекает общественное недовольство от политической сферы. И даже если сегодняшним правителям удастся без особых потерь миновать наиболее тяжелую фазу кризиса, нет никаких гарантий, что накопившийся в обществе протестный потенциал не проявит себя в тот момент, когда будет казаться, что самое страшное уже позади.