Политические теории
Древнегреческие истоки современной биополитики
Ключевые слова: биополитика, полис, государство, управление, Платон, Аристотель
Статья посвящена экспликации истоков современной биополитики. Ее цель — показать, что биополитика как технология управления государством и обществом представляет собой столь же древнее явление, как и сама западная традиция политической мысли. Сосредоточив внимание прежде всего на «Политике» Аристотеля и диалогах Платона «Государство» и «Законы», автор демонстрирует, что многие политико-философские категории древнегреческой мысли классического периода, по существу, носят биополитический характер, а сам способ развертывания политических аргументов, касающихся управления полисом, в значительной степени предвосхищает современную биополитическую теорию и практику. В своих политических трактатах Платон и Аристотель не просто обстоятельно рассматривают все центральные темы биополитики (половые отношения, брак, уход за детьми, здравоохранение, образование, воспитание, безопасность и т.д.); для них эти темы являются ключевыми в вопросах политики и искусства управления людьми.
Анализ классических текстов Аристотеля и Платона по политическому искусству позволяет сделать вывод, что истоки современной биополитики кроются в древнегреческом представлении о человеке как о «политическом животном». Это представление одновременно закладывает основу как для политики, так и для биополитики, констелляция которых (их структурное сочетание, смысловой обмен и взаимодействие) и определяет западную технологию власти.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-7-21
Страницы: 7-21
Всеобщий консенсус, или Вера в творчество масс сегодня
Ключевые слова: масса, множественность, умная толпа, социальная связь, жизненный мир, консенсус, делиберация
Вторую половину 80-х годов ХХ в. по праву можно назвать временем прекрасных иллюзий. Внимательно рассмотрев популярные тогда концепции, строившиеся на идеях всеобщего консенсуса и бесконфликтного развития («новое мышление», «конец истории», «свободная мировая сеть» и т.д.), Ю.Артамонова и А.Демчук выявляют в них ряд общих посылок, восходящих к рубежу XVIII—XIX вв. Прежде всего речь идет о характерном для мыслителей модерна представлении о том, что общество «обречено» быть справедливым, поскольку это предзаложено в самой социальности.
Проведенный авторами анализ идеи «имплицитной социальности», или предзаданной возможности создания «хорошего» общества, не только вскрывает имманентно присущие ей уязвимости, но и свидетельствует о наличии у нее потенциально опасных следствий. Во-первых, это угроза перерождения ориентации на постоянно расширяющийся консенсус в принуждение к диалогу, в том числе на международном уровне; во-вторых, неизбежность постоянного пересмотра институциональных и правовых рамок такого диалога, что не просто чревато утратой им организованности, но ставит под вопрос само его существование. Но главное, посылка «изначальной социальности», в пределе требующая всеобщего диалога и консенсуса, de facto уничтожает возможность осмысленного участия в чем бы то ни было. В итоге, согласно заключению авторов, принятие идеи «изначальной социальности» или просто возможности самораскрытия некоей предзаданной сути приводит как к политической некомпетентности, так и к потере способности действовать политически.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-22-39
Страницы: 22-39
Посткапитализм и последняя (анти)утопия нашего времени
Ключевые слова: интерсекционализм, утопия, антиутопия, посткапитализм
В статье предпринята попытка выявить объективную роль, которую играют в современных обществах интерсекциональные дискурсы и политические движения. Не является ли ложным ощущение морального и интеллектуального превосходства, которое испытывают традиционные левые по отношению к «примитивным» концепциям интерсекционалистов? В какой мере интерсекционализм, часто окрашенный в левые идеологические тона, но подвергающийся ожесточенной критике не только справа, но и слева, соотносится с существующими сегодня проектами пост-капиталистического будущего?
По мнению автора, кажущиеся надуманными или даже высосанными из пальца концепции интерсекционалистов и вытекающие из них практики, как бы неприятно это ни звучало для серьезных левых теоретиков, суть попытка расплатиться по их, серьезных левых теоретиков, векселям. Прежде всего речь идет о представлении, что капитализм не может быть преодолен, пока не достигнет достаточной зрелости, то есть в том числе пока в полной мере не развернутся те антропологические и культурные последствия, которые он обещает как «идеальный тип». Капитализм обречен искоренять предшествующие ему формы угнетения и порабощения людей, заменяя их собственными — более передовыми, более циничными, но в чем-то и гораздо менее тягостными, так как они не прикрыты разного рода лицемерием. Поэтому без устранения препятствий на пути реализации этой эмансипаторской капиталистической (анти)утопии ни о каком социализме, коммунизме или даже «посткапитализме» всерьез говорить не приходится. В статье показывается, что эту работу в настоящее время выполняет именно интерсекционализм, и концепции перехода к «посткапитализму» являются ему слабой альтернативой, оставаясь не более чем рациональным измышлением горстки интеллектуалов.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-40-53
Страницы: 40-53
Роль языка в реалистической традиции изучения международных отношений
Ключевые слова: политическая философия, философия языка, теория международных отношений, политический реализм, постпозитивизм
Вопрос о роли языка в политическом реализме изучен довольно слабо. Более того, он в принципе редко ставится исследовате- лями. И хотя в последнее время наметилась тенденция к пересмотру сложившихся стереотипов, сводящих реализм к наивной материалистической онтологии, примитивной корреспондентной эпистемологии и этическому цинизму, работ, нацеленных на анализ языкового измерения реализма, по-прежнему мало. При этом даже в тех трудах, где затрагивается данная проблематика, не делается попыток выявить некие общие тренды, характерные для этого направления в теории международных отношений. Между тем без учета этого измерения и его исторических модификаций едва ли возможно полноценное осмысление этой многовековой традиции политической мысли.
Стремясь заполнить существующий пробел, авторы обращаются к анализу воззрений ряда крупных теоретиков реалистической школы — от Фукидида и Т.Гоббса до классических реалистов, неореалистов и неоклассических реалистов. Проведенное ими исследование показывает, что язык играет в реализме значимую (пусть и не всегда четко выраженную) роль, причем он может рассматриваться не только как политический инструмент, но и как ос- нова мировоззрения сообщества или научной модели. В то же время реалистский подход к языку не лишен изъянов, делающих его уязвимым для критики. Речь идет прежде всего о недостатке внимания к конструктивным взаимосвязям лингвополитических сообществ и соотнесению разных научных моделей или даже об абсолютизации их несоизмеримости. По заключению авторов, характерный для реализма акцент на плюрализме и конфликтности имеет в том числе и языковые причины.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-54-66
Страницы: 54-66
Парадигмы общественного развития
Ключевые слова: интернет, терроризм, дестабилизация, политический режим, публичность, СМИ
Хотя влиянию интернет-технологий и социальных медиа на протестную активность уже посвящено немало работ, их воздействие на интенсивность террористических атак изучено пока недостаточно. Стремясь заполнить существующий пробел, Н.Хохлов и А.Коротаев проанализировали связь между показателями распространения интернета и количеством терактов. Согласно их гипотезе, поскольку в ситуации подконтрольности СМИ режиму именно интернет открывает возможности для быстрого и ши- рокого распространения информации о терактах, увеличение числа интернет-пользователей в автократиях должно быть положительно связано с интенсивностью террористических атак. В странах с демократическими или гибридными режимами, где хотя бы часть СМИ функционирует относительно свободно, такого рода связь должна отсутствовать. Тестирование гипотезы осуществлялось на материалах Global Terrorism Database и базы данных Всемирного банка с использованием отрицательных биномиальных регрессионных моделей.
Проведенное авторами исследование отчасти подтвердило выдвинутую гипотезу. Анализ эмпирических данных показал, что в автократиях распространение интернета действительно является фактором роста интенсивности террористических атак, тогда как в странах с демократическими и гибридными политическими режимами подобной зависимости не просматривается. Вместе с тем полученные результаты не позволяют утверждать, что выявлен- ные различия проистекают из особенностей медиа-среды при режимах разного типа. Проверка этого предположения требует дальнейших изысканий и уточнения исследовательской методики, в том числе за счет смещения фокуса внимания на уровень отдельных регионов, а также изучения каузальных механизмов с помощью смешанных методов и байесовской статистики.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-67-86
Страницы: 67-86
Религия и политика
Террористический «халифат» как квазигосударство: проблема концептуализации
Ключевые слова: «Исламское государство», халифат, терроризм, непризнанное государство, квазигосударство
В статье предпринята попытка концептуального осмысления «халифата», созданного запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ), сквозь призму феномена непризнанного государства. Сопоставляя «халифат» с основной массой существующих сегодня непризнанных государств, автор концентрирует внимание на территориальной идентичности «халифата» ИГ, роли военного фактора в его становлении, особенностях его внутренней политики и специфике отношений с внешним миром.
Проведенный автором анализ позволяет квалифицировать «халифат» ИГ как во многом уникальное для современной системы международных отношений образование. В отличие от других непризнанных государств он не стремился к интеграции в международное сообщество и открыто бросал ему вызов, посягая на нерушимость межгосударственных границ, организуя террористические атаки за рубежом и открыто игнорируя общепринятые гуманитарные нормы. Отвергая модель национального государства, «халифат» отказывался идентифицировать себя с фактически контролируемой территорией и не только не прилагал усилий для создания из ее населения гражданской нации, но и подчеркивал свой «исламский космополитизм». На протяжении всей недолгой истории его существования траектория государственного строительства в нем во многом определялась милитаризацией и радикальной исламистской идеологией. Вместе с тем, подобно другим непризнанным государствам, «халифату» пришлось решать широкий спектр проблем, связанных с организацией управления на подконтрольных территориях и смягчением последствий отсутствия международного признания.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-87-103
Страницы: 87-103
Полифония Русской церкви: государственный фактор, общественный запрос и вызов пандемии
Ключевые слова: Русская православная церковь, церковно-государственные отношения, пандемия коронавируса
Распространенное представление о Русской православной церкви (РПЦ) как о неспособном к развитию институте нуждается в существенной корректировке. Присущий Церкви консерватизм не следует путать с реакционностью, которая не является ее имманентным признаком. Более того, можно говорить о внутренней полифонии Церкви, вбирающей в себя достаточно широкий спектр взглядов.
Исторически РПЦ отличалась чрезвычайно высокой степенью адаптивности, способностью интегрировать разные традиции даже в столь консервативных сферах, как богослужение, однако в советские годы она «капсулировалась», во многом превратившись в герметичную структуру, ориентированную на сохранение традиции. Современная ситуация в российском православном сообществе характеризуется громадным разрывом между численностью «номинальных» и «воцерковленных» верующих. При этом невысокая и размытая массовая религиозность компенсируется и как бы замещается повышенной активностью воцерковленного меньшинства и служителей религиозного культа. Но активное меньшинство в РПЦ неоднородно и распадается на несколько групп, важнейшими из которых являются консерваторы и прагматики.
Внутренняя полифония РПЦ наглядно проявилась во время пандемии коронавируса 2020 г. И дело не сводится к привычному противостоянию либералов и консерваторов, непосредственно затрагивая церковно-государственные отношения, а также вопрос о роли конфессий в современном обществе. Пандемия не только обострила противоречия между прагматиками и консерваторами, но и привела к серьезным разногласиям между государством и Церковью, оглядывающейся в своих решениях на влиятельных консерваторов. Однако, поскольку Церковь как институт не готова к оппонированию государственной власти, сложившаяся модель отношений между ними, скорее всего, сохранится, хотя, возможно, и станет менее идиллической.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-104-125
Страницы: 104-125
Политические границы и религиозная солидарность: православные соотечественники в Восточной Азии
Ключевые слова: религия, государство, политика, границы, транснационализм
Статья посвящена анализу практик взаимодействия российского государства и Русской православной церкви в Восточной Азии в постсоветский период. Характер этого взаимодействия, как полагает автор, во многом определяется концепцией «соотечественников» — единого транснационального сообщества людей, которые проживают вне территориальных границ РФ, но составляют с ней единой целое. В рамках этой концепции православие рассматривается как важнейшая характеристика, обеспечивающая солидарность этого сообщества и вписывающая его в общее с Россией культурное пространство. Поддерживая действия РПЦ в регионе, российское государство надеется на усиление в нем своих позиций. Однако степень реального влияния РПЦ на проживающих там носителей русской культуры делает эти надежды довольно зыбкими.
По мнению автора, заключив себя в рамки концепции «соотечественников» и поставив знак равенства между русскими и православными, российское государство и Церковь серьезно ограничили возможную отдачу от тех усилий, которые прилагаются ими для повышения своего веса в азиатском регионе. Апеллируя к сообществу православных и подчеркивая его существование вне политических границ, и та, и другая сторона объявляют его национальным. Между тем микросообщества людей с российскими корнями, разбросанные по всей Восточной Азии, не образуют стабильного транснационального сообщества, скрепленного религией, которое могло бы играть значимую роль на региональном уровне. В итоге, делая акцент на выстраивании диалога с транснациональным сообществом соотечественников, российское государство и РПЦ de facto взаимодействуют с разрозненными структурами, довольно сильно отличающимися друг от друга в социальном, экономическом и культурном плане.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-126-141
Страницы: 126-141
Российская полития
Ключевые слова: мобилизация, принуждение, коллективные действия, репрессии
Несмотря на существенное внимание, которое уделяется в политической науке проблемам репрессий и государственного принуждения, общей теории, способной предсказать использование тех или иных видов принуждения в ситуации массовых протестов, пока нет. «Закон ответного принуждения» и теория «внутреннего демократического мира» недостаточны для объяснения вариаций в масштабе и содержании мер принуждения в режимах различного типа. Стремясь внести свой вклад в заполнение этой лакуны, А.Семенов и Е.Попкова обращаются к анализу реакции региональных властей на политическую мобилизацию в России и паттернов взаимодействия власти и протестующих на материалах президентской кампании Алексея Навального 2017—2018 гг. Эмпирической базой исследования выступают данные по протестным выступлениям в 160 российских городах.
Проведенное авторами исследование подтверждает принадлежность России к гибридным режимам, обычно предпочитающим силовому принуждению средства информационного контроля. Вместе с тем оно показывает, что даже в условиях централизации выбор стратегии реагирования на массовую мобилизацию зависит не только от структурных факторов, но и от установок агентов власти, причем вопрос о конкретной комбинации принудительных мер решается не на федеральном, а на нижестоящих уровнях. Более того, после каждой волны мобилизации эта стратегия уточняется с учетом меняющихся условий. Вместо поиска некоей единственно верной стратегии в рамках общего равновесия власть и активисты постоянно тестируют границы возможного, а само равновесие в большинстве случаев носит временный характер.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-142-157
Страницы: 142-157
Российские регионы
«Острова в тайге»: формы (ре)освоения «пустого пространства» на востоке России
Ключевые слова: восток России, пространственное сжатие, социальное пространство, (ре)освоение, внутрирегиональная миграция
Одним из относительно новых феноменов, актуализировавшихся в последние десятилетия, является борьба за пространство, переместившаяся из области международных отношений и геополитики во внутриполитическую сферу. Особенно ярко данная тенденция проявляется в России. При этом сама борьба за пространство протекает в различных формах, детерминированных спецификой конкретной территории. Если в мегаполисах это прежде всего митинги и иные коллективные политические действия, то в относительно малонаселенных северных и восточных регионах страны она чаще принимает форму дистанцирования от государства, ухода.
В принципе, подобный тип социального поведения уже не раз попадал в поле зрения исследователей. Однако, как правило, речь шла о маргинальных социальных группах, не стремящихся к самопрезентации. В настоящей статье рассматривается иная ситуация, когда дистанцирование оказывается не вынужденной мерой, а сознательным выбором, порождающим новый тип дискурса по поводу социального пространства, новый способ его осмысления.
В ходе инициативных полевых исследований в Иркутской области и Хабаровском крае Л.Бляхер и К.Григоричев обнаружили примеры ситуации, когда, вопреки распространенному мнению, удаленность и изолированность становятся не факторами сжатия освоенного пространства, а механизмом повторного освоения и присвоения «пустых» земель. Проведенный ими анализ генезиса и структуры особого типа поселений, возникших в последнее десятилетие в отдаленных районах востока России, их внутренней стратификации и особенностей коммуникации с «большим миром», свидетельствует о появлении нового способа заполнения социального пространства смыслами, возможного исключительно вне властного регулирования и масштабных экономических проектов. И хотя выявленных и исследованных авторами кейсов слишком мало для обобщающих выводов, они сигнализируют о скрытых процессах (ре)освоения и переопределения «пустых земель» в восточной части страны.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-158-181
Страницы: 158-181
Размышляя над прочитанным
Ключевые слова: Испания, демократический транзит, партийно-политическая система, избирательная система, территориальная организация, Каталония
В рецензируемой С.Хенкиным коллективной монографии исследуются проблемы функционирования современной испанской политии. В центре внимания авторов — специфика испанского перехода к демократии и его основные акторы, роль различных ветвей власти и отношения между ними в условиях консолидированной демократии, партийная и избирательная системы, политическое участие и политическая культура, влияние СМИ и групп интересов. В монографии показано, что демократический транзит второй половины 1970-х — первой половины 1980-х годов, заложивший основы современной испанской государственности и задавший действующие в ней правила игры, привел к противоречивым результатам. К его достижениям можно отнести преодоление давнего раскола общества и формирование консенсуса, позволившего стране избежать повторения ужасов гражданской войны. Сложилась современная система представительной демократии с разделением властей и широкими правами и свободами для населения. Испания вступила в ЕС, преодолев многовековую изоляцию. Вместе с тем следствием транзита стало образование ряда проблемных зон, негативно влияющих на качество демократии. В их числе каудильистский характер партий, серьезные изъяны в избирательной системе, низкий уровень политического участия и доверия к институтам. В последние годы к этому добавился кризис управляемости, обусловленный превращением бипартизма в реальную многопартийность и сопровождающийся фрагментацией и поляризацией партийной системы, усилением электоральной волатильности. Не решена и проблема политико-территориального устройства государства, о чем наглядно свидетельствует подъем сепаратизма в Каталонии.
По заключению рецензента, рассматриваемая монография представляет несомненный научный и политический интерес, не просто высвечивая многообразные вызовы, с которыми сталкивается современная Испания, но и позволяя глубже осмыслить проблемы, встающие перед странами, вступившими на путь модернизации и демократизации.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-182-191
Страницы: 182-191
К 70-летию Ю.С. Пивоварова
М.В.Ильин, А.К.Сорокин, О.В.Гаман-Голутвина, О.Ю.Малинова, С.И.Каспэ
Ключевые слова: Юрий Сергеевич Пивоваров
От редакции. Мимо этого юбилея «Полития» пройти не могла. Не только потому, что Юрий Сергеевич Пивоваров входит в наш Редакционный совет. Не только потому, что он стоял у самых истоков нашего издания, возникшего в 1996 г. Не только потому, что еще за десятилетие до того он стал одним из основателей Межинститутской группы сравнительной и ретроспективной политологии «Полития», из которой вырос и журнал, и много других начинаний и институций. Мы выступаем с этим скромным оммажем прежде всего потому, что без Пивоварова не было бы не только «Политии», но и российской политической науки как таковой. Или, во всяком случае, она гораздо менее соответствовала бы самому имени науки. В ней было бы гораздо меньше самоотверженной, страстной любви к истине. Гораздо меньше чести, достоинства и благородства. В имени и личности Пивоварова все это соединяется. Более того, все это присутствует с огромным преизбытком, которым он щедро одаряет друзей и коллег. Подарок, преподносимый нами сейчас, — лишь бледная тень многочисленных даров, полученных нами от него. С юбилеем, дорогой Юрий Сергеевич!
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-192-208
Страницы: 192-208