Содержание выпуска № 2, 2022

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 2, 2022

Скачать № 2 (105) целиком.

Политические теории

А.В.Яркеев, Д.В.Попов

Биополитическая революция: pro et contra

Ключевые слова: биовласть, биополитика, революция, контрреволюция, население, государство, насилие

Утверждение биополитической парадигмы государственного управления, видящего свою основную задачу в реализации амбициозных социально-экономических и военно-политических проектов в тесной связи с контролем над индивидами и даже заботой об их жизнедеятельности, сформировало принципиально новый тип общественного договора, ставящего в обоюдную зависимость власть и опекаемое ею население. Баланс интересов нашел выражение в форме социального государства, олицетворяющего позитивную сторону биополитического управления и обеспечивающего населению многочисленные выгоды, сопряженные с допуском к участию в экономической и политической жизни.

На основе анализа развертывающихся в последние годы процессов авторы приходят к заключению, что достигнутый в ходе «большой биополитической игры» консенсус не является незыблемым. Непреднамеренным долгосрочным последствием длительного пути по инклюзии населения в экономику и политику в интересах власти стало прогрессирующее падение продуктивности для власти инвестиций в население в рамках сложившегося status quo. Эффективность таких инвестиций близка к исчерпанию. Нарастающие требования населения, ждущего от власти все большей заботы о себе, отражают тенденцию к потребительской революции снизу. Однако эти требования могут оказаться чрезмерными для биовласти, которая способна неожиданно пойти на свертывание затратного курса, не приносящего былых выгод, что формирует тенденцию к контрреволюции сверху. В этих условиях возможна регрессия власти к формам управления, отказывающим населению в ставших привычными для него жизненных стандартах.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-6-23

Страницы: 6-23

Парадигмы общественного развития

И.Б.Филиппов

Симметричный ответ: силовое подавление акций протеста как драйвер политической коммуникации в онлайн-сетях

Ключевые слова: политический протест, репрессии, полицейское насилие, социальные сети, политическая коммуникация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния силового подавления уличных выступлений на политическую коммуникацию в социальных сетях. Опираясь на корпус сообщений, опубликованных в социальной сети «ВКонтакте» в рамках обсуждения серии протестных выступлений, происходивших в Москве летом 2019 г. в преддверии выборов в городскую думу, автор анализирует, как полицейское насилие сказывается на публикационной активности в интернете и востребованности публикуемого контента, фиксируя положительную связь между применением силы со стороны полиции и интенсивностью обсуждения соответствующей акции. По его заключению, помимо всплеска интереса даже не к самым значительным по масштабу акциям, в основе данного эффекта лежит возможность мотивированных пользователей искать и находить дополнительную аудиторию посредством обращения к механизму комментирования. Рассказывая о случившемся в комментариях к нейтральным сообщениям в изначально неполитизированных сообществах, такие пользователи втягивают их в протестную коммуникацию. В случае полицейского разгона число комментариев, составляющих наиболее «демократическую» часть политической коммуникации в новых медиа, открытую даже для пользователей с низким медийным ресурсом, резко возрастает. Одновременно возрастает и их эффективность, в том числе с точки зрения вовлечения в дискуссию новых пользователей, что ведет к распространению ее на страницы, где протестные акции обычно не обсуждаются.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-24-48

Страницы: 24-48


Ф.Хайтин

Неравномерное реформирование (Сравнительный анализ опыта Китая и России)

Ключевые слова: Китай, Россия, реформы, ловушка балансирования, политика экспериментов, неравномерное реформирование

Трансформация политической системы — всегда нелегкая задача. Реформы, запустившие этот процесс, легко могут попасть в «ловушку балансирования», когда значительная часть политического капитала направляется на обеспечение баланса интересов различных социальных групп, что неминуемо приводит к свертыванию реформ и, как следствие, застою. Статья посвящена сравнительному анализу подходов Китая и России к решению этой проблемы.

Суть китайского подхода, для обозначения которого обычно используется термин «политика экспериментов», заключается в том, что сначала реформы проводятся в отдельном регионе, а затем, в случае успеха, постепенно распространяются на всю страну. Однако ключ к успеху Китая кроется не только в экспериментах, но и в разнообразии стратегий реформ, выбор которых определяется конкретными условиями, сложившимися в том или ином регионе. Эта модель, известная как «неравномерное реформирование» и нацеленная на поиск зон наименьшего сопротивления, дабы не допустить объединения усилий противников преобразований и прямой конфронтации между государством и обществом, применяется и в России. Вместе с тем ее российская версия заметно отличается от китайской.

По заключению автора, различия между китайской и российской моделями реформ уходят корнями в политическую сферу и связаны со спецификой избирательной и партийной систем этих стран, а главное — с характером отношений в системе «центр—регионы». Если в Китае при проведении реформ делается упор на инициативу снизу, то Россия отдает предпочтение политическим инструментам, находящимся под прямым контролем федеральных структур.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-49-70

Страницы: 49-70

Российские регионы

Л.Е.Бляхер, К.В.Григоричев, И.О.Пешков

На краю государства: политическое оформление периферии власти

Ключевые слова: периферия власти, пустое пространство, (ре)освоение, властный центр, политические акторы, неформальная коммуникация

Статья посвящена анализу особой политической формы, возникающей в «пустом пространстве» на «краю государства», где властные акторы существуют удаленно, за границами «пустоты», но могут быть актуализированы в ней. Такую политическую форму авторы обозначают термином «периферия власти». «Пустое пространство», как показано в статье, это не вакуум, однако в нем нет того, что ожидает увидеть наблюдатель (в данном случае власть), того, что он может прочесть и осмыслить в качестве некоей сущности. Отсутствие ожидаемых объектов, акторов и практик и делает пространство «пустым».

В работе верифицируется гипотеза о том, что, являясь «пустым» для наблюдателя, такое пространство заселено и властно оформлено. Эмпирической основой исследования выступают результаты двух экспедиций в верховья р. Лены. На этой территории нет поселенческой структуры, не ведется легальной хозяйственной деятельности, минимально и число зарегистрированных жителей. Ближайшие представители власти (полиция, природоохрана, муниципальная власть и т.д.) находятся на границах территории, а расстояние до ближайшего крупного города (Иркутска) составляет 500— 700 км. Тем не менее в ходе экспедиции там было обнаружено достаточно многочисленное сообщество со своей иерархией, устойчивыми формами коммуникации, легализации и мобилизации удаленной власти в своих интересах. Пребывание членов этого сообщества на «пустой территории» лишено хозяйственного смысла. Зарегистрированы они в других местах (райцентрах или иных городах области, включая региональную столицу), будучи более или менее успешными горожанами. Но город остается для них не более чем источником ресурсов (материальных, финансовых и т.д.). Живут же они именно в «пустом пространстве». В нем формируются социальные сети, выстраиваются статусы и коммуникация, которая может быть повернута и в пространство власти.

Полученный авторами материал дает основания предположить, что речь идет не о случайном кейсе, а о некоем более общем процессе разделения места для зарабатывания денег и места для жизни. По их заключению, при сохранении сложившихся на сегодняшний день тенденций зафиксированное ими «пространство выхода» будет расширяться, образуя все новые формы «пустоты».

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-71-101

Страницы: 71-101


А.В.Семенов

Этнический фактор в голосовании на местном уровне в России

Ключевые слова: этничность, голосование, информационная неопределенность, эффекты группы, политические машины

Будучи одной из важнейших форм самоидентификации, этничность играет важную роль во многих политических процессах, в том числе в электоральном. Существует немало исследований, фиксирующих систематическую связь между этнической идентичностью и голосованием. Вместе с тем действие механизмов, связывающих этничность и голосование на индивидуальном уровне, изучено недостаточно. Остается дискуссионным и вопрос об их эффективности. В статье, опираясь на материалы фокусгрупповых дискуссий в малых населенных пунктах пяти этнических республик РФ, автор анализирует работу таких механизмов и пытается оценить их возможные эффекты в российском контексте.

Проведенное им исследование показывает, что в голосовании на местном уровне этнический фактор проявляет себя очень слабо. Хотя этническая идентификация позволяет снизить информационную неопределенность за счет наличия общих культурных маркеров, эти маркеры не являются единственным и даже приоритетным основанием выбора — не меньшее, а то и большее значение имеют социально-экономическая повестка и личные качества кандидатов. Практически не прослеживается и влияние на электоральное поведение таких механизмов, как обусловленное этничностью групповое давление и политические машины. Полученные результаты ставят под вопрос ряд заключений, базирующихся на кросс-секционном анализе агрегированных данных, свидетельствуя о том, что если этничность и играет роль при голосовании, то эта роль опосредована другими факторами.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-102-117

Страницы: 102-117


Д.А.Стремоухов

Политические конфликты между губернаторами и региональными экономическими элитами (Случай Республики Карелия)

Ключевые слова: региональная политика, политический конфликт, экономические элиты, электоральный авторитаризм

Почему в системе, ставящей экономические элиты в заведомо неравное положение по отношению к власти, некоторые региональные предприниматели вступают в конфронтацию с главами субъектов Федерации? Опираясь на анализ случаев конфликтов между губернаторами и бизнесменами в Карелии, автор высказывает гипотезу, что драйверами противостояния служат редистрибутивные противоречия в сочетании с наличием независимых ресурсов в виде разветвленных патрональных сетей. По его заключению, существенную роль здесь играет и фактор федерального центра: решаясь на конфронтацию с губернаторами, региональные акторы рассчитывают на поддержку со стороны Москвы и отставку неугодного руководителя. Однако ввиду своеобразия внешней среды, прежде всего институциональной и информационной, рациональность такого поведения нередко оказывается невысокой. Непрозрачность неформальных правил, на которых строится электоральный авторитаризм, накладывает свой отпечаток на способность акторов создавать адекватные когнитивные схемы. Информационная среда, в которой действуют региональные элиты, посылает им неясные и противоречивые сигналы о границах допустимого и возможных последствиях их действий. В свою очередь, формальное сохранение институтов выборов и партий ведет к формированию идентичностей, сужающих набор доступных стратегий поведения. Не действует и механизм взаимного обучения: в условиях, когда имеющиеся у контрагентов ресурсы не поддаются достоверной оценке, а правила игры меняются со сменой губернатора, ориентация на прежний опыт чревата стратегическими просчетами.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-118-135

Страницы: 118-135

Зарубежные политии

А.Н.Медушевский

Макиавеллистический момент Европы: перспективы интеграционного проекта ЕС в условиях утраты глобального политического равновесия

Ключевые слова: европейский интеграционный проект, политическое равновесие, глобализация, суверенитет, легитимность, макиавеллистический момент

После 70 лет успешного осуществления европейский интеграционный проект в настоящее время столкнулся со значительным числом трудностей, вызванных процессом глобализации. Список этих трудностей включает в себя: (1) незавершенность процесса формирования европейской идентичности; (2) углубляющееся противоречие между двумя основополагающими правовыми принципами — транснациональным и национальным конституционализмом; (3) рост асимметрии регионов Европы; (4) драматические споры по миграционным вопросам; (5) идеологическое противостояние либеральных и нелиберальных демократий. Эта ситуация, обостренная вызовами глобализации и официально определяемая сегодня как «экзистенциальный кризис» ЕС, вскрыла некоторые существенные изъяны текущей интеграционной модели, зависшей между конфедерализмом и федерализмом. Следствием этих изъянов, нашедших выражение в ослаблении демократической легитимности, неэффективности механизма принятия решений и отсутствии ясного и стабильного европейского лидерства, стало растущее распространение евроскептицизма и правого популизма, а также эрозия миссии Европы в мире.

Все более явная угроза утраты политического равновесия в Европе делает важным осмысление потенциальных направлений и масштабов изменения интеграционного проекта ЕС, оценку гипотетически возможных правовых и институциональных форм новой модели интеграции и их политических импликаций. Автор описывает сложившуюся ситуацию как макиавеллистический момент Европы: в условиях, когда сохранение status quo только усиливает противоречия интеграционного проекта, европейские элиты стоят перед необходимостью сделать четкий выбор между конфедеративным и федеративным устройством, чтобы найти для этого угасающего проекта новую легитимирующую формулу, причем сделать его в кратчайшие сроки.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-136-162

Страницы: 136-162

Кафедра

Р.Ю.Белькович,, Д.А.Конькова

Палеоконсервативное движение в США сквозь призму социального конструктивизма

Ключевые слова: консерватизм, палеоконсерватизм, «старые правые», неоконсерваторы, (нео)изоляционизм, республиканизм, США

Выдвижение в годы президентства Рональда Рейгана на ведущие позиции в Республиканской партии и американской политике в целом новых игроков — неоконсерваторов — вызвало реакцию со стороны крайне правых интеллектуалов, объединившихся в движение, получившее название «палеоконсерватизм». И хотя это движение не смогло одержать сколько-нибудь серьезных побед на политическом поприще, его представители внесли заметный вклад в возрождение республиканской идейной традиции, оставив после себя богатое интеллектуальное наследство, которое до сих пор остается сравнительно малоизученным. В статье предпринята попытка частично заполнить данный пробел путем реконструкции палеоконсервативной идентичности с опорой на методологию социального конструктивизма. В поисках ответа на вопрос, кто такие палеоконсерваторы, авторы анализируют как выдвигаемые палеоконсерваторами идеалы и ориентиры, так и набор принципов, которым они противостоят.

Проведенное исследование показывает, что идентичность палеоконсерваторов включает в себя два компонента. Ее «позитивная» составляющая строится на частичном отождествлении с повесткой, которую отстаивали американские правые 1930—1950-х годов, а «негативная» — на противопоставлении себя неоконсерваторам и правому мейнстриму. По заключению авторов, будучи направлен на расшатывание сложившегося в США негласного консенсуса между право- и левоцентристскими элитами, палеоконсерватизм de facto представляет собой борьбу за определение сущности американского консерватизма. Позиционируя подлинный консерватизм как антилиберальный, анти(социал)демократический, антиэгалитарный и антиэтатистский проект, палеоконсерваторы отвергают более умеренные течения правого толка как размывающие границы консервативной идентичности.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-163-175

Страницы: 163-175


С.А.Сергеев, А.В.Кузнецова, С.В.Кузьмина

От «штурма небес» к нормализации: новые левые радикальные партии в Западной Европе

Ключевые слова: леворадикальные партии, «Подемос», СИРИЗА, «Непокоренная Франция», социальные движения

Статья посвящена исследованию новых леворадикальных партий (НЛРП), возникших или укрепившихся в Западной Европе на фоне социальных протестов против неолиберальной политики и мер «жесткой экономии». Пик электоральных успехов НЛРП пришелся на середину 2010-х годов, когда, переосмыслив ошибки прошлого, левые радикалы бросили вызов социал-демократам, сместившимся вправо и тем самым освободившим для них место в политическом пространстве. Однако, несмотря на то что прокатившиеся по Европе массовые протесты, казалось бы, создали предпосылки для повсеместного усиления НЛРП, не все подобные партии могут похвастаться своими электоральными показателями. Цель статьи — выявить причины, по которым в одних западноевропейских странах у левых радикалов получилось создать эффективные политические организации, а в других — нет. В качестве примеров успешных НЛРП авторы анализируют СИРИЗА (Греция), «Подемос» (Испания) и «Непокоренную Францию», добившихся наилучших результатов на выборах. При этом только СИРИЗА удалось стать старшим партнером в коалиции, сформировав правительство. «Подемос» пришлось довольствоваться ролью младшего партнера, а достижения «Непокоренной Франции» были еще скромнее.

Проведенное исследование позволило выделить несколько факторов, обусловивших успешное выступление НЛРП на электоральном поле. По заключению авторов, необходимым условием эффективности НЛРП является наличие плюралистической демократии. Кроме того, электоральные успехи левых радикалов подготовило изменение социальной структуры, обеспечившее им социальную базу в виде образованных молодых профессионалов. Но определяющее значение с точки зрения перспектив НЛРП имеет партийная система, прежде всего роль и авторитет социал-демократических партий в политической жизни той или иной страны.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-176-190

Страницы: 176-190

Размышляя над прочитанным

Н.Н.Гудалов

Три лика Левиафана: рациональность, институты, идеи Коктыш К.Е. Дискурс рационализма, свободы и демократии. М.: МГИМО-Университет, 2021 _

Ключевые слова: политическая философия, политические понятия, рациональность, институты, идеи

Центральная тема монографии Кирилла Коктыша — вопросы оформления языков политической науки. Эти языки многообразны, но автор анализирует их через три базовых понятия — рационализма, институтов и идей. Мастерски комбинируя ограниченное число понятий, он выстраивает масштабную конструкцию, показывая, как именно можно изучать языки описания политики.

Согласно Коктышу, рациональное конструируется конкретными институтами. Выделены три института, восходящие к трем функциям индоевропейских богов, отмеченным Жоржем Дюмезилем, и соответствующие трем функциям политики, — «вождь» (принимает решения), «жрец» (формирует и поддерживает нормы) и «купец» (занимается экономическим воспроизводством). Эти институты стремятся распространить свою рациональность на все общество, задействуя в этих целях три «большие идеи» — порядка, справедливости, свободы. По заключению автора, базой стабильных социальных состояний — «политических архитектур» — являются институты вождя и жреца, и именно отношения между ними определяют специфику таких «архитектур». При этом в книге уделено внимание не только статике, но и динамике. Используемый автором когнитивно-структурный метод позволяет ему исследовать трансформации обществ через анализ изменений рационализма, институтов и идей.

Книга Коктыша ценна не только своей проблемной новизной и фундаментальностью, но и тем, что намечает важные направления для дискуссии. Одно из таких направлений касается популярной критики Просвещения, с которой солидаризуется автор, а также оправданности сведения рациональности к не более чем производным определенных социальных контекстов; другое — оценки англо-американской модели демократии, которой отказывается в способности генерировать общезначимые смыслы. Во многих отношениях сама эта книга представляет собой весомый вклад в рациональную дискуссию о политике, убедительно демонстрируя, насколько сложны и неуловимы понятия политической науки.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-105-2-191-201

Страницы: 191-201