Содержание выпуска № 3, 2020

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 3, 2020

Скачать № 3 (98) целиком.

Политические теории

В.С.Мартьянов

Модерн и революция

Ключевые слова: революция, политический порядок, Модерн, мироэкономика, политический субъект, консенсус, рентное общество

Революция — это одновременно легитимирующий и отрицаемый центр идеологических координат Модерна. По скорости социальных перемен историческую эволюцию Модерна от раннеиндустриальной, классово-национальной политической формы к позднему, или глобальному, состоянию трудно описать иначе, нежели как революцию низкой интенсивности. Вместе с тем эта перманентная модернизация не революционна в том смысле, что периодические расколы элит, элитные перевороты, национально-освободительные движения и т.п. сами по себе не предполагают принципиальных изменений ценностно-институциональной конституции модерного политического порядка. Соответственно, возможность новой революции обусловлена потенциальным отказом современного общества от развертывания революции Модерна в пользу альтернативного утопического политического проекта, превосходящего действующую конфигурацию социальных сил с точки зрения своей способности к политической легитимации, универсализации и тотализации. Если капитализм, легитимирующий его либеральный консенсус и нация-государство как доминирующий формат их синтеза являются ценностно-институциональной квинтэссенцией политического порядка Модерна, то именно вызовы свободным рынкам, либерализму и национализму и будут наиболее очевидным способом кристаллизации революционных движений. В настоящее время, несмотря на постмодернистскую и неолиберальную критику либерального консенсуса, растущий популизм, ставшие очевидными пределы рыночной модели капитализма, изъяны представительной демократии, ослабление социального государства и иные вызовы политическому порядку позднего Модерна, речь идет скорее о его внутренних трансформациях, нежели о полноценной альтернативе этому порядку. В перспективе серьезная (и, возможно, революционная) его коррекция может стать следствием усиливающейся рентной перестройки капитализма.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-6-33

Страницы: 6-33


К.В.Фокин

«Глубинная» демократия и политический авторитет

Ключевые слова: политический авторитет, эволюция, кооперация, сверхъестественное наказание, демократия, биополитика

Статья посвящена проблеме политического авторитета и его особенностей в современных демократических сообществах. Автор трактует авторитет как социально-политический институт, уходящий корнями в биологическую природу человека и эволюционирующий на протяжении истории. Согласно его концепции, доверие политическому авторитету обуславливается верой в делегирующую его внешнюю инстанцию — Бога, воображаемое сообщество в виде Нации или Государства или ценностную систему, каковой и является Демократия. Подчинение демократическому авторитету (в отличие от иных его типов) базируется на «новом» нормативном (моральном) фундаменте: не «права она или нет, но это моя страна», а наоборот — «эта страна права, поэтому она моя».

Приводимая автором аргументация в целом реабилитирует традиционную защиту либеральной демократии. Признавая наличие у постмодернистской и анархистской критики демократического авторитета своей логики и оснований, он вместе с тем указывает на несоответствие ряда ее положений новейшим эмпирическим данным, в том числе из области биополитики. С его точки зрения, поскольку главным институциональным основанием демократии является ценностная система и вера в нее граждан, ей в принципе не страшна сама по себе ситуация «чрезвычайного положения», предрасполагающая к реконструкции авторитарных практик, так как высокий уровень межличностного доверия, солидарность, вера в демократические ценности и подотчетность позволят восстановить режим «открытого общества». Угрозу либеральной демократии несут в себе настроения разочарования, паники и страха, и если они возобладают, она действительно может пострадать.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-34-61

Страницы: 34-61


Н.А.Шавеко

Предшествует ли право благу? (Спор между либералами и коммунитаристами)

Ключевые слова: справедливость, либерализм, коммунитаризм, справедливое право, концепция блага, моральные заслуги, солидарность

Либеральная теория справедливости, предложенная Джоном Ролзом, практически сразу же подверглась критике со стороны коммунитаристов. Одним из главных ее направлений стала ролзовская идея приоритета права перед благом. Настоящая статья призвана показать, что эта идея была превратно понята коммунитаристами, увидевшими в ней попытку поставить право над моралью и подобными ей формами социальных связей. При решении этой задачи Н.Шавеко концентрирует внимание на двух возражениях, обычно выдвигаемые против данной идеи: 1) она разрушает узы солидарности; 2) она не оставляет места требованиям локальной морали. Проведенный им анализ отчетливо демонстрирует, что концепция Ролза, как и либеральный проект в целом, не принижает значимости нравственных идеалов и обязанностей солидарности, а, наоборот, создает условия для их воплощения. Необходимость учета моральных воззрений, варьирующих в зависимости от общества, еще не свидетельствует о недопустимости приоритета над ними неких базовых ценностей. Попытки коммунитаристов, которые в действительности сами придерживаются определенных фундаментальных ценностей, ставя их выше любой концепции блага, обосновать верховенство представлений о благой жизни малоубедительны. По заключению автора, коммунитаристская критика не подрывает основы ролзовской теории справедливости, а, напротив, обогащает ее. Разногласия коммунитаристов с либералами объясняются отчасти некорректным использованием понятий «концепция блага» и «моральные заслуги», отчасти несостоятельным тезисом о возможности возникновения моральных обязанностей исключительно через членство в том или ином сообществе, отчасти безосновательными попытками придать нормативное значение тривиальному факту взаимозависимости человека и общества и доказать мнимую невозможность вынесения суждений о справедливости без определения целей тех или иных социальных институтов.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-62-81

Страницы: 62-81


А.И.Шаблинский

О доверии представителям (Почему Жан-Жак Руссо согласился на представительное правление, или Как общая воля уступила федерализму)

Ключевые слова: политическое представительство, федерализм, федеративное государство, доверие, демократия, Польша, Жан-Жак Руссо

Проблема доверия представителям относится к числу наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются представительные демократии. Особенно остро она встает при рассмотрении технически и политически сложных законопроектов, когда затронуто большое число групп интересов и/или обсуждаются вопросы, требующие специальных знаний. В таких ситуациях граждане не проявляют особой склонности участвовать в коллективном принятии решений, стремясь передоверить исследование всех аспектов дела партиям, некоммерческим организациям и другим агентам репрезентации, но вместе с тем испытывают к этим агентам, как и к законодательным органам власти, меньше доверия, чем обычно.

В статье предпринята попытка показать, что решение проблемы доверия представителям следует искать в пространстве теорий федерализма. В частности, автор обращается к концепции федерализма, сформулированной Жан-Жаком Руссо в «Соображениях об образе правления в Польше». Проведенный им анализ демонстрирует, что Руссо, которого принято считать бескомпромиссным критиком представительной демократии, в принципе допускает совместимость народного правления с политической репрезентацией при условии добавления к ним третьего элемента — федерализма. Согласно Руссо, о народном правлении можно вести речь исключительно в ситуации, когда граждане сами являются авторами законов, которым подчиняются, что возможно и при политической репрезентации — но только в том случае, если полномочия народных представителей задаются наказами избирателей и народные представители проявляют готовность следовать этим наказам. Федерализм обеспечивает как то, так и другое. По заключению автора, описанная в «Соображениях об образе правления в Польше» модель федеративного устройства, предусматривающая механизмы, обеспечивающие как согласование интересов представляемых и представителей, так и компетентность последних, создает условия для установления доверия между представителями и представляемыми.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-82-98

Страницы: 82-98

Электоральный процесс

Н.В.Гришин, А.М.Р.Линдерс

Децентрализация системы управления выборами

Ключевые слова: электоральные и сследования, электоральная политика, электоральный менеджмент, избирательные органы

В статье представлено первое комплексное исследование децентрализованной системы управления в сфере избирательного процесса, включающее систематизацию эмпирического опыта применения децентрализованной модели электорального менеджмента в разных странах мира и ее теоретическое осмысление. Одна из задач работы — реабилитация децентрализованной модели электорального менеджмента, которая рассматривается в современной научной литературе преимущественно в негативном ключе. В противовес такому подходу Н.Гришин и А.М.Р.Линдерс предлагают трактовку данной модели как одного из институциональных факторов, способствующих демократичности и честности выборов.

Базируясь на кросс-кейс анализе и принципах традиционного институционализма, авторы выявляют основные формы и параметры децентрализации управления выборами, учитывая как вертикальное, так и горизонтальное измерение этого процесса, фиксируют отличительные признаки централизованной и децентрализованной моделей электорального менеджмента и подробно разбирают административно-управленческие и политические эффекты децентрализации в сфере управления выборами, такие как специализация при осуществлении отдельных управленческих функций, непредвзятость в принятии решений, открытость для инноваций, инклюзивность, транспарентность, снижение возможностей для злоупотребления властью, коррупции и фальсификаций и повышение доверия к избирательной системе и результатам выборов. В статье показано, что одной из важнейших особенностей децентрализованной модели электорального менеджмента является наличие своеобразной системы сдержек и противовесов, и рассмотрены перспективы превращения принципа децентрализации управления выборами в один из новых избирательных стандартов.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-99-115

Страницы: 99-115


Ю.Г.Коргунюк

Рекомендации наблюдательных миссий Организации американских государств и выработка избирательных стандартов

Ключевые слова: выборы, наблюдение за выборами, избирательные стандарты, Организация американских государств

Хотя к началу ХХI столетия институт выборов стал неотъемлемой составляющей политической системы почти всех стран мира, он далеко не везде гарантирует подлинный контроль общества над формированием и деятельностью власти, нередко являясь декорацией, призванной легитимировать автократический режим. Для того чтобы наполнить этот институт реальным содержанием, требуются стандарты, позволяющие отличать реальные выборы от имитационных. И здесь закономерно встает вопрос: что в большей степени влияет на формирование таких стандартов — априорные установки или практика?

В поисках ответа на этот вопрос автор обращается к опыту Организации американских государств (ОАГ). Предметом его исследования является связь между рекомендациями наблюдательных миссий ОАГ и изданными ею руководствами, касающимися различных аспектов электорального процесса. Проведенный им анализ показывает, что рекомендации наблюдательных миссий существенно повлияли на структуру и содержание руководств по методологии наблюдения за выборами, СМИ и финансированием избирательных кампаний, а также Международного избирательного стандарта TS 17582. Напротив, руководства по внедрению в деятельность наблюдательных миссий ОАГ гендерной перспективы и участию в выборах коренного населения и афроамериканцев по большей части формулируют общие установки, опираясь на которые следует давать рекомендации. Во многом это касается и руководства по использованию в избирательном процессе цифровых технологий. Скорее диктует установки и руководство по электоральному пра восудию, однако при этом оно мало влияет на рекомендации в сфере электоральной юстиции, а также организации политической и правовой систем, которые носят в основном эмпирический характер и слабо соотносятся с тема тикой руководства.

По заключению автора, опыт латиноамериканских стран отчетливо демонстрирует, что положительный ответ на фундаментальный вопрос, должно ли общество контролировать власть, знаменует собой отнюдь не конец, а лишь начало долгого процесса отработки процедур и стандартов, гарантирующих демократический характер выборов. Причем по ходу этого процесса велик риск свернуть на ложный путь, ведущий в тупик либо оборачивающийся топтанием на месте.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-116-135

Страницы: 116-135

Практическая социология

И.В.Задорин, И.В.Подобед

Русский язык в Северной Евразии: политические и демографические факторы распространенности и использования

Ключевые слова: постсоветские страны, Северная Евразия, языковая политика, русский язык, Евразийский монитор

В статье рассмотрены основные тенденции в использовании русского языка на территории Северной Евразии (в бывших советских республиках) и факторы, влияющие на степень его распространенности. Проанализированы особенности и динамика языковой ситуации в каждой постсоветской стране (за исключением России и Туркменистана), дана характеристика положения дел в столицах, среди молодежи и лиц с высшим образованием. Проведена типологизация бывших советских республик по степени распространенности в них русского языка

Эмпирическую базу исследования составляют материалы мониторинговых опросов населения, проведенных Международной ассоциацией исследовательских агентств «Евразийский монитор» в 2006—2017 гг. В центре внимания авторов — уровень применения русского языка в бытовом общении, определяемый через процентное распределение ответов на вопрос: «Скажите, на каком языке Вы обычно общаетесь в семье, дома?». В ходе исследования использованы также данные о правовом положении русского языка в различных странах субконтинента, в том числе принятые в них законодательные акты, касающиеся языковой политики.

Проведенный анализ фиксирует общий тренд на постепенное сокращение распространенности русского языка в странах бывшего СССР, в основе которого лежат как демографические процессы (снижение доли русского населения и смена поколений), так и политические факторы (нормативные меры, ограничивающие использование русского языка в делопроизводстве, СМИ, образовании и влияющие на его употребление в быту). Вместе с тем авторы выделяют ряд факторов, работающих на сохранение и даже укрепление позиций русского языка, в том числе своеобразную «элитарность» его использования и развитие Рунета как мощной платформы русскоязычной коммуникации.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-136-164

Страницы: 136-164

Кафедра

Л.Р.Рустамова, Б.Х.Бахриев

Особенности публичной дипломатии Европейского союза в Центральной Азии

Ключевые слова: «мягкая сила», публичная дипломатия, Европейский союз, Центральная Азия

Статья посвящена анализу публичной дипломатии Европейского союза в Центральной Азии. Теоретическую рамку исследования составляет концепция «мягкой силы», сформулированная известным американским политологом Джозефом Наем. Отталкиваясь от этой концепции, авторы высказывают предположение, что особенности публичной дипломатии ЕС в ЦА во многом определяются отсутствием у него ресурсов «жесткой силы», что избавляет его от соблазна сочетать нормативные гуманитарные цели с силовыми калькуляциями. Опорной составляющей европейской публичной дипломатии в регионе выступают культурно-образовательные и гуманитарные проекты, чей «мягкосиловой» характер является ее основным конкурентным преимуществом.

По оценке авторов, имеющиеся у ЕС источники «мягкой силы», а также реализуемые им в регионе проекты потенциально способны превратить его в одного из важнейших партнеров цетральноазиатских государств. Однако на сегодняшний день эффективность публичной дипломатии ЕС в регионе не очень высока, что, с точки зрения авторов, во многом связанно со слабой представленностью Евросоюза в информационном поле ЦА и отсутствием у него пиар-механизмов, способных регулярно доносить до местной аудитории информацию о его деятельности. Ограничивает ее и наличие в регионе других игроков, с которыми у стран ЦА исторически сложились тесные отношения, а также ряд конкретных просчетов ЕС, в том числе доминирование национальных культурных проектов над общеевропейскими и акцент на политико-правовых сюжетах в ущерб тем, что волнуют сами страны ЦА. Отчасти эти проблемы были учтены в новой региональной стратегии ЕС, принятой в 2019 г., но сможет ли она изменить ситуацию, пока судить рано.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-165-180

Страницы: 165-180


К.Е.Новиков

Интеграция политиков с иммигрантскими корнями в политическую систему Великобритании

Ключевые слова: Великобритания, депутаты, парламент, иммигранты, по литическая интеграция, политическое участие, политическое представительство

На фоне массовой миграции последних десятилетий в парламентах Западной Европы неуклонно возрастает доля депутатов, имеющих неевропейское происхождение. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос об особенностях политического поведения выходцев из иммигрантской среды. Ведет ли расширение представительства этнических меньшинств в высших органах власти к радикализации их требований или, напротив, стимулирует интеграцию в принимающее сообщество? В поисках ответа на этот вопрос автор обращается к опыту Великобритании, имеющей более чем столетнюю историю присутствия иммигрантов в составе депутатского корпуса.

Тщательно проанализировав жизненные траектории британских депутатов неевропейского происхождения с момента появления таковых в Палате общин, автор выявляет отчетливую тенденцию к снижению среди них доли партикуляристов, ориентированных на агрессивное отстаивание узких интересов собственной этнической группы или иммигрантских общин per se, при одновременном росте числа дженералистов, позиционирующих себя в качестве британцев и нацеленных на представительство всех своих избирателей вне зависимости от их расовой, этнической или религиозной принадлежности. Если еще в 1987 г. все небелые депутаты английского парламента были партикуляристами и радикалами, то в 2017 г. их осталось менее 8%. Проведенное исследование свидетельствует о том, что расширение участия иммигрантов в политической жизни их новой родины способствует ослаблению группового мышления и снижению запроса на партикуляристскую политику.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-181-200

Страницы: 181-200