Содержание выпуска № 3, 2022

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 3, 2022

Скачать № 3 (106) целиком.

Политические теории

М.М.Родионова, Н.М.Смирнов

Корабль Тесея: трансформации понятия насилия в политической и социальной теории

Ключевые слова: насилие, власть, государство, социальная теория, политическая философия, концептуальный анализ, метатеория

В статье анализируется процесс трансформации понятия «насилие» в политической и социальной теории XX—XXI вв. Констатировав взрывной рост интереса к данному феномену при отсутствии внятной метатеории, авторы пытаются проследить возможные основания для ее появления. С этой целью они выделяют две аналитические категории — «классическое» и «новое» насилие. Каждая из них рассматривается с точки зрения специфики действия, объекта и субъекта насилия, а также преобладающих моделей теоретического объяснения.

Подобное упрощение дает возможность идентифицировать преобразования, совершенные над категорией насилия: переход от наблюдаемого, принципиально фиксируемого действия к сокрытому; от государства, группы или человека как субъектов насилия — к безличной структуре; от фиксации опыта объекта — к его «потере»; от функционального объяснения насилия — к дисфункциональному. По заключению авторов, данные изменения в концептуализации насилия означают значительное расширение понятия и одновременное размывание его границ, что в конечном счете ведет к утрате его дискриминационной способности. Диагностируя переизобретение понятия, они обозначают три потенциальных выхода из ситуации: помыслить насилие как стабильный концепт, в котором меняются не конституирующие элементы, а их смысловое наполнение; интерпретировать новые концептуализации насилия как дополнения, не отменяющие предыдущих положений; и, наконец, признать возможность сосуществования нескольких пониманий насилия.

 

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-6-27

Страницы: 6-27


И.В.Демин

Понятие государства в философско-политических концепциях Сергея Гессена и Ивана Ильина («Правовой социализм» vs. «правовой консерватизм»)

Ключевые слова: государство, право, естественное право, политическая философия, «правовой социализм», Сергей Гессен, Иван Ильин

Статья посвящена сравнительному анализу трактовок государства, представленных в работах двух русских философов первой половины XX в. — Сергея Гессена и Ивана Ильина. Показано, что сходство этих трактовок заключается прежде всего в отвержении как правового нигилизма, так и правового позитивизма. Оба философа дистанцировались от свойственного классическому либерализму механистического взгляда на общество и государство и отстаивали принцип суверенитета права в общественной жизни. Различия в понимании сущности государства у Гессена и Ильина обусловлены несовпадением исходных аксиологических, мировоззренческих и философско-методологических презумпций. В концепции Ильина государство уподобляется целостному духовному организму, тогда как для Гессена оно есть не более чем высший координирующий орган в системе общественной жизни. Согласно Ильину, государство выполняет двоякую функцию: обеспечивает духовное единство народа и охраняет духовную автономию личности. Гессен же видит главную задачу государства в защите «непроницаемости» личности, утверждении ее сверхправового статуса. Предложенная Ильиным интерпретация соотношения государства и права монистична: правопорядок отождествляется им с государственным правопорядком. Концепция «правового социализма» Гессена плюралистична: государственный правопорядок в ней сосуществует с негосударственными (социальными) правопорядками, складывающимися в различных сообществах, а государственная власть утрачивает роль единственного источника позитивно-правовых норм.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-28-47

Страницы: 28-47

Религия и политика

А.В.Матецкая

После политической религии: особенности российского постсекуляризма

Ключевые слова: постсекулярное общество, политическая религия, гражданская религия, идеология, сакральное, постсоветское общество, секуляризация

Концепция постсекулярного общества, предложенная Юргеном Хабермасом, получила довольно широкое распространение в России, причем не только в рамках научного дискурса. Однако в российском контексте само понятие «постсекулярное» чаще всего трактуется сквозь призму десекуляризации. По заключению автора, это обусловлено в первую очередь особенностями религиозного возрождения в стране после крушения советского режима.

В статье показано, что переход к постсекулярному состоянию в России включал в себя не только переосмысление перспектив религии в секулярном обществе и осознание необходимости участия верующих в публичных дискуссиях, но и изменение институционального положения религии, сближение РПЦ и власти, формирование на основе православия как доминирующей конфессии нового представления о коллективной идентичности и даже попытки конструирования официальной идеологии, или светской религии, важным элементом которой являлось бы символическое наследие православия. Религия оказалась востребована прежде всего для решения социальных и политических задач: определения национальной специфики, возрождения утраченных культурных традиций, легитимации политической власти. Религиозное возрождение в такой форме не подразумевало собственно религиозного обращения и потому не сопровождалось заметным усилением реальной религиозности. Преимущественно «светское» восприятие функций религии властью и значительной частью общества автор объясняет наследием советской политической религии, которая вытеснила традиционные религии с их трансцендентным сакральным на периферию социальной жизни и породила специфические формы светского сакрального.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-48-64

Страницы: 48-64


С.А.Горохов, Р.В.Дмитриев, М.М.Агафошин

Религия и государство: типы отношений на рынке религий

Ключевые слова: рынок религий, государственно-конфессиональные отношения, религиозная монополия, религиозная олигополия, религиозная монополистическая конкуренция

В статье представлен опыт использования маркетинговой парадигмы при анализе государственно-конфессиональных отношений. Рассматривая такие отношения сквозь призму рыночных структур, авторы выделяют три основных их типа: религиозную монополию, религиозную олигополию и религиозную монополистическую конкуренцию. Религиозная монополия предполагает господство одной религии, которая пользуется полной поддержкой государства, защищающего ее от конкуренции со стороны других религий. В современном мире религиозная монополия существует в двух формах — закрытой и открытой, различия между которыми заключаются в степени монополизации рынка одной из конфессий. По заключению авторов, навязываемая сверху (государством) религиозная монополия в конечном счете имеет секулярный эффект, снижая уровень участия населения в религиозной деятельности и ослабляя тем самым религию-монополиста, что, в свою очередь, может привести к прекращению поддержки ее государством. При религиозной олигополии на рынке конкурируют несколько доминирующих религий или их направлений, которые в равной мере поддерживаются государством и имеют одинаковый статус; появление новых затруднено (открытая олигополия) или даже серьезно ограничено (закрытая олигополия). Религиозная монополистическая конкуренция характеризуется включением в процесс конкуренции не только религий и их направлений, но и религиозных течений. Каждый из этих «игроков» производит свой уникальный религиозный продукт и имеет относительно свободный доступ на рынок религий, который фактически не ограничивается государством. Предложенная типология носит исторический характер, что позволяет прогнозировать динамику государственно-конфессиональных отношений.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-65-79

Страницы: 65-79

Политические партии

Е.Ю.Мелешкина, И.В.Фомин

Использование образов советского прошлого в дискурсе «Единой России» и КПРФ

Ключевые слова: СССР, советское прошлое, «Единая Россия», КПРФ, политическая риторика, дискурсивные стратегии, политика памяти

Статья посвящена исследованию особенностей использования советского прошлого в риторике КПРФ и «Единой России». На основе анализа текстов лидеров и функционеров этих партий выявляются цели обращения к советскому наследию, особенности его трактовки, задействуемые при этом дискурсивные стратегии и макросемантические единицы. Показывается, как интерпретация советского прошлого, установление его связи с настоящим и будущим России служат задачам политической идентификации партии и легитимации ее позиции.

По заключению авторов, специфика обращения исследуемых партий к советскому наследию во многом определяется тем положением, которое они занимают в политической системе страны, а также историей их создания и развития. С помощью отсылок к СССР и отдельным аспектам его существования представители «Единой России» пытаются легитимировать проводимый сегодня политический курс. Фокусируя внимание на достижениях советского периода, они демонстрируют историческую преемственность нынешнего политического режима и его ориентацию на стабильность, а отмечая недостатки советской системы, высвечивают отличия нынешнего режима и его успехи. Аналогии с политическими организациями прошлого используются ими для самоидентификации как силы, поддерживающей и во многом обеспечивающей курс на укрепление российского государства, и презентации несистемной оппозиции и внешних игроков в качестве сил, подрывающих его стабильность.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-80-104

Страницы: 80-104


Ю.Г.Коргунюк

Тематика советского прошлого в думской кампании 2021 года

Ключевые слова: политическая повестка, советское прошлое, политические партии, выборы, политические измерения, электоральные размежевания, постсоветская Россия

Статья посвящена тематике советского прошлого на думских выборах 2021 г. Показано, что по сравнению с 2016 г. ее актуальность не только не снизилась, но даже выросла. Если на предыдущих думских выборах противостояния по вопросам советского прошлого растворялись в более широких размежеваниях, то на этот раз они проявились весьма отчетливо.

Зафиксировано изменение структуры противостояний по вопросам советского прошлого. Если еще годом ранее эти противостояния пролегали по линиям «коммунисты против антикоммунистов» и «либералы против государственников», то в 2021 г. — скорее по линиям «защитники советского периода против критиков» и «красные против белых», причем ведущая роль в них перешла от либералов к коммунистам. Данный сдвиг связывается автором с ростом значимости тематики советского прошлого в межпартийной дискуссии, ведь именно коммунисты являются ее главными промоутерами и бенефициарами.

Выявлено, что противостояние «защитники советского периода против критиков» достаточно убедительно объясняет второе по счету электоральное размежевание, в одной из моделей вытесняя на задний план общее противостояние либералов и консерваторов в мировоззренческой сфере.

Использование альтернативной методики, основанной на двойном факторном анализе, позволило обнаружить также противостояние «коммунисты — либералы» и еще одно, дополнительное, связанное с особой позицией ЛДПР по вопросам советского прошлого. Эти противостояния окрашивали ряд электоральных размежеваний, в том числе те, которые иначе вообще не поддавались политической интерпретации.

Повышение значимости тематики советского прошлого в массовом сознании трактуется автором как свидетельство того, что процесс перемещения противостояния «левых» и «правых» из социально-экономической области в социокультурную, характерный для европейских и североамериканских демократий, отчасти затронул и Россию.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-105-129

Страницы: 105-129


Р.Ф.Туровский, М.С.Сухова

Партийные лидеры в регионах России: анализ логики отставок

Ключевые слова: партийная элита, партийная система, «Единая Россия», КПРФ, региональные партийные лидеры, электоральные циклы

Статья посвящена анализу динамики и факторов отставок региональных партийных лидеров в России на примере «Единой России» и КПРФ. Исследование ротаций руководителей региональных отделений двух партий позволило авторам выявить общую логику этого процесса, зафиксировав качественные различия в его интенсивности: обладая ограниченными ресурсами, КПРФ не стремится к частой замене своих первых секретарей в регионах; напротив, ротация в региональных организациях «Единой России» происходит чрезвычайно активно. Обнаружена связь кадровых ротаций в «Единой России» с электоральными циклами, причем федеральные выборы оказывают на них более заметное влияние, чем региональные. Приоритетным вариантом в последние годы стали отставки после выборов, тогда как раньше, во время становления партийной сети «Единой России», нередкими были замены в период подготовки избирательных кампаний.

В свою очередь проведенный авторами регрессионный анализ обнаружил неустойчивое влияние на отстранение от должности региональных лидеров российских партий внешних и внутренних факторов, обычно выделяемых исследователями западных демократий, в том числе результатов, полученных этими партиями на выборах. Одну из возможных причин такого положения дел авторы видят в высокой значимости внутрипартийных патрон-клиентских сетей, анализ которых затрудняют сложности с верификацией данных. Другая причина — влияние, которое оказывает на ротации смена принципов кадрового отбора, задаваемых центральным партийным руководством. Особенно четко это влияние прослеживается в «Единой России», сделавшей ставку в последние годы на не поощрявшееся ранее совмещение постов региональных партийных лидеров и губернаторов. Для испытывающей кадровый голод КПРФ характерна скорее тенденция к консервации партийного руководства, в связи с чем замены партийных секретарей там бывают чаще обусловлены преклонным возрастом или смертью прежнего лидера, а также внутренними конфликтами.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-130-157

Страницы: 130-157


Н.В.Работяжев

«Альтернатива для Германии»: между консерватизмом и правым популизмом

Ключевые слова: «Альтернатива для Германии», правый популизм, национализм, консерватизм, евроскептицизм

Характерной чертой политической жизни европейских стран в начале XXI в. стал подъем правого популизма. В течение последних 20—25 лет из некогда маргинальных объединений правопопулистские партии превратились в важную составную часть партийно-политической системы стран ЕС. К ключевым компонентам идеологии партий этого типа относятся этнокультурный национализм, антииммигрантские установки, антиглобализм, евроскептицизм. Подобно другим популистам, их представители претендуют на выражение интересов «истинного» народа, который понимается ими как органическое единство и противопоставляется своекорыстному и морально деградировавшему истеблишменту.

Немецкой версией правого популизма является «Альтернатива для Германии» (АдГ), стоящая несколько особняком в ряду европейских правопопулистских организаций и отличающаяся от большинства из них по своему генезису. АдГ была основана в 2013 г. консерваторами и национал-либералами и в первые несколько лет своего существования, по сути, представляла собой национально-консервативную евроскептическую партию. И хотя впоследствии в ней усилилось правое течение, она по-прежнему решительно отмежевывается от правого радикализма и отрицает какую-либо связь с немецкой праворадикальной традицией. Среди важнейших программных установок АдГ — сохранение национально-культурной идентичности Германии, ограничение притока иммигрантов, отказ от евро и превращение Евросоюза в объединение суверенных государств.

Электоральную базу АдГ составляют те немцы, которые проигрывают от глобализации, не принимают мультикультурализм и обеспокоены притоком в Германию инокультурных мигрантов. Наибольшей популярностью партия пользуется в восточных землях Германии. Помимо крайне правого течения, тяготеющего к правому радикализму, в ней сохраняется и умеренное консервативное. Тем не менее АдГ остается «нерукопожатной» и практически не имеет шансов войти во власть.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-158-178

Страницы: 158-178

Зарубежные политии

С.М.Хенкин

Новые формы занятости и новые социальные группы: проекция на политику (Опыт Испании)

Ключевые слова: Испания, Европейский союз, постиндустриальная эпоха, новые формы занятости, прекариат, партийно-политическая система, социальный протест

Постиндустриальная эпоха, в которую вступил современный мир, радикально изменила структуру рынка труда. Заметно снизились роль и доля занятых в первичном (сельское хозяйство) и вторичном (промышленность) секторах экономики, напротив, резко выросли значение и численность работающих в третичном (сфера услуг) и четвертичном (сферы образования, науки, здравоохранения) секторах. Между тем, в отличие от первичного и особенно вторичного секторов, где труд чаще всего носит систематический характер, в третичном и четвертичном велик спрос на нестабильные (гибкие, неустойчивые, атипичные) формы занятости. Соответственно, в социальной структуре общества образовался массовый слой людей, не имеющих постоянного места работы. Это так называемый прекариат, лишенный стабильных социальных гарантий, которые были у рабочих индустриальной эпохи. В данном контексте интересен опыт Испании, намного опережающей большинство стран Евросоюза по удельному весу атипичной занятости. Прекаризация накладывает глубокий отпечаток на разные сферы жизни испанского общества, в том числе на партийно-политическую систему. Диапазон реакций прекариев на окружающую их действительность широк — от полной апатии и отчуждения от политической системы до разнообразных проявлений активности. При этом прекариат еще далек от превращения в «класс для себя», то есть не обладает специфическим политическим сознанием. Не выдвигая собственных политических требований и не имея организаций, отстаивающих их интересы, политически активные прекарии нередко используют для выражения своего недовольства протестные движения нового типа, организуемые социальными сетями. Испанский опыт свидетельствует, что в целом нестабильная занятость — источник социетальных рисков. Сокращение ее масштабов — императив для той части правящего класса, которая всерьез озабочена последствиями массовой прекаризации.

DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-179-196

Страницы: 179-196