Алленов С.Г.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Алленов С.Г.
  • № 3, 2013

    • Образ России и формирование политического мировоззрения молодого Йозефа Геббельса («Россия есть альфа и омега всякой целенаправленной политики…» (1924–1926 гг.))

      В третьей статье цикла «Образ России и формирование политического мировоззрения молодого Йозефа Геббельса» анализируются последние этапы эволюции русофильских взглядов будущего нацистского министра, пришедшиеся на 1924–1925 гг. В статье показано, что Геббельс рассматривал Россию в качестве «естественной союзницы» Германии и после того, как оставил занятия литературой и перешел к политической деятельности. Дневник и ранняя публицистика начинающего нациста свидетельствуют о том, что Россия Ленина сохраняла для него свою притягательность прежде всего потому, что продолжала выступать таким же антиподом либерального Запада, каким раньше была Россия Достоевского. Однако теперь надежды Геббельса были связаны уже не с литературным мифом о несущей миру религиозно-нравственное очищение «святой стране», а с практикой большевистского «государственного социализма». Объясняя резкий переход Геббельса на антисоветские позиции в начале 1926 г., С.Алленов замечает, что разногласия в «русском» вопросе были последней преградой на пути его окончательного сближения с Гитлером и доброе отношение к России стало той ценой, которую он заплатил за право вхождения в верхушку НСДАП.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2013-70-3-85-105

  • № 2, 2013

    • Образ России и формирование политического мировоззрения молодого Йозефа Геббельса («Россия, ты надежда умирающего мира!» (1921–1923 гг.))

      В статье рассматривается развитие русофильских воззрений Й.Геббельса, выросших из его увлечения русской литературой, и прежде всего творчеством Ф.Достоевского. Основываясь на дневниках будущего шефа нацистской пропаганды, С.Алленов прослеживает трансформацию заимствованных Геббельсом из религиозно-этической проповеди Достоевского идей «христианского социализма» в политическую идеологию национального социализма, показывая закономерность сходства выстроенной им впоследствии системы манипулирования массами с хорошо известными ему утопиями – шигалевщиной и Царством великого инквизитора. По заключению автора, изначальная ненависть молодого Геббельса к либеральному Западу облегчила ему не только восприятие «литературного» образа России как антипода «загнивающей» Европы, но и усвоение в онемеченной форме русского мифа о духовно возрожденном, спаянном узами высшего порядка и призванном к мировому водительству народе.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2013-69-2-86-106

  • № 3, 2012

    • О книге А.А.Галкина «Германский фашизм» и ее эпохе

      Статья посвящена вкладу Александра Абрамовича Галкина в изучение фашизма и прежде всего анализу его фундаментальной монографии о немецкой разновидности данного феномена. Демонстрируя преемственность трудов Галкина по отношению к лучшим традициям марксистской школы, С.Алленов вместе с тем подчеркивает их новаторский характер, позволивший во многом расширить жесткие рамки господствовавшей в советском обществознании «классовой» трактовки фашизма. Прослеживая эволюцию взглядов исследователя, Алленов заостряет внимание на постепенном углублении его представлений о взаимоотношениях фашизма и различных слоев общества, а также о роли экономических элит в установлении и осуществлении фашистского господства. В статье убедительно показано, что многие наблюдения и выводы корифея советской школы исследований фашизма не утратили своей научной ценности, а выросшая из них концепция по-прежнему остается одной из самых удачных попыток теоретического осмысления этой проблемы.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-66-3-32-45

  • № 2, 2012

    • «“Да”, которое мы говорим России, означает “нет” Западу» (Истоки и метаморфозы «восточной ориентации» немецкого национализма 1910-х – 1920-х годов)

      В статье анализируются представления о России той части интеллектуальной элиты Германии 1910-х – начала 1920-х годов, во взглядах которой радикальный немецкий национализм сочетался с более или менее ярко выраженным русофильством. Причины и сущность такого рода пророссийских симпатий рассматриваются на примере А.Мёллера ван ден Брука, немало способствовавшего утверждению в немецких интеллигентских кругах мифа о «святой Руси» как религиозной общности высшего порядка. Прослеживая эволюцию данного образа, С.Алленов показывает его неизменно антизападническую природу. Во всех своих ипостасях Россия служила для Мёллера и его единомышленников лишь антиподом ненавистной им либеральной Европы, а их планы немецко-российского альянса в рамках мирного «натиска на Восток» являлись реакцией на фиаско, которое Германия потерпела на Западе. Соединившись с лозунгом «Народ без пространства!», эти планы, хотя и имевшие преимущественно культурфилософское обоснование, приобрели зловещий политический смысл и обозначили направление будущей отнюдь не мирной немецкой экспансии.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-65-2-120-137

  • № 1, 2012

    • Образ России и формирование политического мировоззрения молодого Йозефа Геббельса («Свет с Востока» (1918–1923 гг.))

      Статья посвящена формированию русофильских воззрений молодого Й.Геббельса. Опираясь на ранние рукописи Геббельса, отражающие процесс превращения его в страстного почитателя Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского и складывания на этой основе идеализированного образа России, автор анализирует влияние идей русских писателей на становление политического мировоззрения будущего нациста. Квалифицируя его попытки найти в религиозно-этических исканиях Толстого и Достоевского ответы на жгучие проблемы немецкой жизни как одно из проявлений установившегося в послевоенной Германии культа русской литературы, С.Алленов показывает, что в условиях дезинтеграции немецкого общественного сознания восприятие молодым Геббельсом проповеди русских богоискателей вело к радикальному искажению ее смысла, нашедшему отражение в ранних «социалистических» взглядах шефа нацистской пропаганды. В этих взглядах он усматривает ту «ересь утопизма», с которой русский философ С.Л.Франк связывал всякую попытку утверждения «абсолютной божьей правды на земле», неизбежно превращающуюся «в дело убийства».

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-64-1-55-75