Бляхер Л.Е.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Бляхер Л.Е.
  • № 3, 2016

    • Чего боятся и как выживают бюджетники (По материалам эмпирического исследования)

      На основе анализа стратегий выживания работников бюджетной сферы в условиях последовательного сокращения государственных расходов и обязательств Л.Бляхер прослеживает два возможных сценария развития России. Первый из них предполагает нарастающее давление государства на теневую сферу, следствием чего становится все большее расслоение реальности на легальную, где происходит борьба политических групп, действуют социальные активисты и т.д., и невидимую, которая все активнее берет на себя функции основной. При таком варианте развития, считает Бляхер, зазор между фактической ситуацией и формами ее презентации может достичь катастрофических размеров, ставя под вопрос само существование социальной ткани за пределами локального сообщества. Второй сценарий сопряжен с признанием объективно обусловленных пределов государственного контроля. В этом случае «теневая» реальность, связанная с самообеспечением, просто отпускается на свободу, что, по мнению Бляхера, открывает шанс на установление плодотворных, хотя и не вполне формальных контактов между слабеющим государством и самодеятельным населением.

  • № 2, 2016

    • Кто такие басмачи? (Советское мифотворчество и стигматизация гражданской войны в Средней Азии)

      В статье на примере гражданской войны в Средней Азии рассматривается специфика мифологизации и стигматизации периферийных сообществ в Советской империи. Сосредоточив свое внимание на феномене басмачества, Л.Бляхер и И.Ярулин показывают, по каким причинам возник сам термин «басмачи», как формировались его объем и содержание, какие функции он выполнял в отношении периферийного сообщества. По их заключению, неоднократно предпринимавшиеся в последние годы попытки переосмыслить басмаческое движение не увенчались успехом именно потому, что в рамках советского стигматизирующего дискурса этим термином обозначались предельно разные как по политическим ориентациям, так и по социальной природе движения, на том или ином этапе объявленные Советской властью своими врагами.

  • № 4, 2015

    • Очень маленький бизнес в очень большом государстве, или На что надеяться, когда надеяться не на что

      В статье рассматривается связь между сферой, составляющей экономическую основу («кормовую базу») государства, спецификой механизма изъятия им ресурсов и особенностями политической структуры общества в постсоветской России. На основе анализа трансформаций, которые претерпело российское государство на протяжении последних 25 лет, Л.Бляхер выделяет три этапа в его развитии (государство – продавец услуг, государство – распределитель благ и современный, переходный этап), демонстрируя обусловленность этих этапов характером «кормовой базы». В центре внимания автора – то место, которое занимает в этом взаимодействии неформальная экономика. В статье показано, что в условиях кризиса традиционной «кормовой базы» российского государства единственной сферой, не терпящей ущерба, является низовая, укоренная в повседневности неформальная экономика.

  • № 3, 2015

    • Этнизация и вторичная русификация пространства «имперских» городов (Случай Душанбе)

      В статье раскрывается роль Душанбе как имперского города в социальном пространстве Таджикистана. Внимательно проанализировав те функции, которые выполнял Душанбе и его русскоязычные жители во внутренней структуре таджикского сообщества в советское время, Л.Бляхер показывает, что эти функции не утратили своей актуальности и с распадом СССР. По его заключению, идентификация в рамках «русского» города Душанбе с его изначальной вырванностью из местных территориальных общностей оказалась сегодня одним из немногих вариантов таджикской политической идентификации, способной послужить базой для формирования политической нации. И поскольку русские как таковые уехали, формируется слой «таджикских русских» (этнических таджиков, воспринявших русский язык и культуру), которые и составляют основу населения Душанбе. Благодаря своей «русскости» они могут подняться над локальной идентичностью, тем самым позволяя сохраняться общему балансу сил в республике.

  • № 1, 2015

    • Вглядываясь в зеркала: смысловые трансформации образа Китая в российском социуме

      На примере российско-китайского приграничья Л.Бляхер и К.Григоричев анализируют трансформации, происходящие в структуре «образа границы» и «образа другого» при трансляции этих образов в пространства, достаточно далеко отстоящие от зоны соприкосновения двух государств. В статье показано, как российско-китайское приграничье постепенно прорастает друг в друга, сближается на уровне поведенческих матриц и социальных сетей, вызывая к жизни феномены «русского Китая» и «китайской России». При этом для жителей российских регионов, отдаленных от приграничья, именно оно выступает «подлинным» Китаем, и в зависимости особенностей территории, «отражающей» этот «Китай», его образ приобретает новые, подчас неожиданные черты.

  • № 3, 2014

    • Большая история и медленное бытие на цивилизационных фронтирах (Казус Приамурья)

      Статья посвящена анализу одной из закономерностей, связанной с характером и восприятием процессов, происходящих в постсоветской России, и находящей выражение в противоречии между невероятной скоростью смены политических форм, хозяйственных правил игры и т.д. и ощущением хождения по кругу. Эмпирической основой рассуждений автора является история осмысления и постоянного «освоения» Приамурья как исторически возникшей части Дальнего Востока. Выбор Приамурья обусловлен тем, что по отношению к этому фронтиру сложился особый тип дискурса, суть которого достаточно полно передается термином «пустое пространство», а «пустота», тем более заключенная в рамки политических границ, неизбежно порождает стремление ее освоить. Пытаясь разобраться в причинах провала всех проектов подобного рода «освоения», Л.Бляхер выявляет ряд интересных тенденций, действующих, пусть в смазанном виде, и в рамках России в целом.

  • № 1, 2014

    • Мифология управления (Политика министерства vs. политика вузов: динамика противостояния)

      При всех различиях в политическом климате у России «нулевых» и «десятых» годов есть важная общая черта – почти маниакальная страсть государственных структур к нормированию и регулированию. На самых разных уровнях, от местного до национального, власть стремится к максимально плотному контролю над всеми акторами, находящимися на «подведомственной территории». Сосредоточив внимание на идеологическом обосновании данной установки управляющими и реакции на такое обоснование управляемых, авторы показывают, как устойчивые смысловые комплексы (мифы), которыми руководствуются управляющие, проявляют себя при столкновении с управляемой реальностью. Столкновение между реальностью и мифологией политического управления анализируется на примере российской системы высшего образования.

  • № 2, 2013

    • Можно ли согласовать спонтанный порядок и полицейское государство? (Государство vs. локальное сообщество в малых городах Дальнего Востока России)

      В статье рассматриваются варианты спонтанного порядка, сложившиеся в малых городах Дальнего Востока в ситуации ослабления государственного контроля, типы противостояния, возникающие при «возвращении» дирижистского государства, а также условия, при которых подобное противостояние может завершиться согласованием интересов. Показано, что хотя интересы государства и локального сообщества редко совпадают, такое положение вещей не обязательно продуцирует конфликт. Определяющей здесь является институциональная возможность артикулировать особость и интересы общины, что, в свою очередь, зависит от наличия легального и легитимного «переговорщика», а также пространства для переговоров. Вместе с тем долгосрочное согласование интересов затруднено неартикулированностью интересов самого государства. В этих условиях избежать восприятия государственного варианта общего блага в качестве формы структурного насилия крайне сложно.

  • № 4, 2012

    • Коррупция как политическая проблема: кто, как и зачем сражается с коррупцией в России

      Статья посвящена исследованию причин, способствовавших актуализации темы коррупции в российском обществе. Связав эволюцию антикоррупционного дискурса с перипетиями политической истории постсоветской России, авторы показывают, почему коррупция, столь очевидная в 1990-е годы, не только не встречала особого противодействия, но и не воспринималась как острая проблема, в то время как в «нулевые», когда коррупции в ее юридическом понимании становится ощутимо меньше, она вдруг выходит на авансцену общественного внимания, а затем, уже в 2010-е, из проблемы социальной и экономической, каковой она оставалась на протяжении всего предшествующего периода, превращается в важнейшую политическую проблему.

  • № 3, 2012

    • Феномен Галкина

      24 июля исполнилось 90 лет патриарху отечественной политической науки, заместителю председателя Редакционного совета «Политии» Александру Абрамовичу Галкину. В предлагаемом вниманию читателей материале, составленном в форме оммажа, представлена подборка текстов, в которых рассказывается как о самом юбиляре, так и о его вкладе в развитие в нашей стране обществоведческого знания и становление российского политологического сообщества. В подборку вошли тексты Бориса Коваля, Анатолия Черняева, Татьяны Алексеевой, Кирилла Холодковского, Сергея Михайлова, Алексея Шестопала, Оксаны Гаман-Голутвиной, Ольги Здравомысловой и Леонида Бляхера.

  • № 1, 2012

    • Региональное «своеобразие» в России и проблема концептуализации политического пространства региона (На примере Еврейской автономной области)

      В статье исследуются возможности презентации региональных проблем в рамках федерального политического дискурса. На материале дискурса, задаваемого концептом «миграция», Л.Бляхер показывает, как виртуальная гомогенность политического пространства пожирает реальную специфику регионов, препятствует выработке региональной повестки дня и условий для самоосмысления. Между практиками и их именованием образуется зазор. Сложившаяся система имен, поддерживаемая политическими институтами, не позволяет возникнуть концептуальному ряду, связанному с региональной реальностью, а потому, по заключению автора, единственная возможность учесть и описать эту реальность – это провоцирование и разрушение официального дискурса, официальной системы имен.

  • № 4, 2011

    • Мигранты и миграционная политика в постсоветской Сибири и на Дальнем Востоке

      На основе анализа ситуации в постсоветской Сибири и на Дальнем Востоке авторы показывают, что расхождения в миграционной политике, проводимой на разных уровнях, не в последнюю очередь обусловлены тем, что эти уровни ориентируются на разные общественные страхи и общественные интересы. Согласно их заключению, de facto в регионах сегодня реализуется отнюдь не федеральная миграционная политика и даже не более или менее консолидированная региональная система мер регулирования миграции. Едва ли не каждый из акторов проводит свою «миграционную политику», выстраиваемую исходя из собственных частных интересов. В итоге образуется некая сумма слабо связанных между собой «миграционных политик», лишь номинально вписывающихся в прокрустово ложе федерального законодательства. Такое положение вещей позволяет создать иллюзию пребывания в правовом поле, фактически выталкивая соответствующую деятельность в сферу неформальных практик.

  • № 3, 2011

    • Невероятные приключения электоральной политики в России, или Политический смысл фактора «Ну сколько можно?!»

      По мере приближения думских выборов исследователи начинают все более активно рассуждать о рейтингах партий, об уровне доверия к ним, об их социальной базе, о том, кого поддерживает тот или иной губернатор, и т.д. Проанализировав специфику организации электорального процесса в России, Л.Бляхер ставит под сомнение релевантность подобных рассуждений. По его заключению, ситуация, сложившаяся к началу избирательного марафона 2011 г., качественно отличается от той, которая складывалась в ходе предшествующих электоральных циклов. В статье показано, что из трех важнейших факторов, на которых базировалась прогнозируемость выборов (авторитет губернаторов и их административный ресурс; популярность – истинная или «накаченная» – «национального лидера» и убеждение, что «партия власти» все равно победит), по крайней мере один ушел в небытие, да и с двумя другими дело обстоит далеко не однозначно, что делает положение «партии власти» крайне неустойчивым.

  • № 1, 2011

    • Биробиджан: между «потемкинской деревней» и nation-building

      В статье анализируются процессы нациестроительства, развернувшиеся в Приамурье 1920–1930-е годы и приведшие к появлению Еврейской автономной области. Подробно рассмотрев перипетии борьбы вокруг идеи «еврейской автономии» и инструменты, использованные при ее создании, авторы показывают, что, в противовес устоявшейся точке зрения, «биробиджанский проект» был не просто средством пропагандистского воздействия на мировое сообщество или способом получения инвестиций со стороны международных еврейских организаций. По их заключению, речь шла об уникальной попытке построения «светского» еврейского государства на основе таких механизмов, как художественная культура, конструирование истории и общность судьбы, создаваемая переселением.

  • № 3, 2010

    • Еще раз о «правовом нигилизме», или Об «обычном праве» на постсоветском Дальнем Востоке

      В статье рассматриваются особенности и динамика правоприменительных практик на Дальнем Востоке России. Отталкиваясь от специфики силового оператора, определявшего характер этих практик, Л.Бляхер выделяет три этапа в эволюции правоприменения в регионе: криминальный, когда основным силовым оператором выступало преступное сообщество; региональный, когда эту роль взяли на себя власти субъектов Федерации; и федеральный. По оценке автора, победа федерального центра в борьбе за включение Дальнего Востока в единое правовое пространство влечет за собой ликвидацию тех лакун, в которых в предшествующие периоды протекала социальная и экономическая активность дальневосточников. Неформальные правила игры власти и населения расходятся окончательно. С капитуляцией региональных властей исчезает прослойка-«амортизатор», позволявшая местному сообществу существовать в удалении от власти, а вместе с ней – и сама возможность эффективной коммуникации с властью.

  • № 2, 2010

    • Заклинание революции, или Внезапные модуляции революционной метафорики Капустин Б.Г. О предмете и употреблениях понятия «революция» // Критика политической философии. Избранные эссе. – М.: Территория будущего, 2010

      Статья представляет собой ответ на полемическое эссе Б.Капустина, направленное против трактовки революции, предложенной авторами сборника «Концепт “революция” в современном политическом дискурсе» (СПб., 2008). Сосредоточив внимание на моментах расхождения с Капустиным, Л.Бляхер высказывает предположение, что причины его яростного полемического запала, вылившегося в эссе, по размерам сопоставимое с самим сборником, лежат скорее в области политики, нежели политологии или политической философии. Революция в интерпретации Капустина напоминает атомную энергию, укрощенную наукой, но по-прежнему способную порождать «Чернобыли». И если главной экстранаучной интенцией сборника «Концепт “революция”…» было ощущение, что возрастание частоты употребления понятия в самых разных сферах есть грозный симптом, указывающий на завершение Современности, то Капустин заклинает «революционный атом» «не взрываться», продолжать Современность.

  • № 1, 2010

    • Государство и несистемные сети «желтороссии», или Заполнение «пустого пространства»

      В статье выявляются причины когнитивного диссонанса, возникающего в ходе политической коммуникации между федеральным центром и Дальним Востоком России. Как показывает Л.Бляхер, при совпадении используемых в дискурсе концептов их семантическое наполнение оказывается различным. Возникновение этого разрыва связано с произошедшей в 1990-е годы радикальной переориентацией региона на азиатские «ворота в глобальный мир» и реализацией de facto режима «свободной экономической зоны» (порто-франко). Поскольку эта переориентация осуществлялась в неформальной сфере и не фиксировалась официальной статистикой, она осталась незамеченной центральными государственными структурами. Обозначившееся в последние годы стремление федерального центра использовать транзитные возможности региона вступило в противоречие с уже существующими практиками, получившими частичную легитимацию в рамках региональных властных структур. Рассматривая такую легитимацию, воспринятую центром как «тотальная коррумпированность» региона, в качестве механизма альтернативной социальной интеграции, Бляхер анализирует возможности и риски ассимиляции альтернативных социальных сетей государством.

  • № 2, 2009

    • Дальний Восток России в режиме консервации: между «глобальной экономикой» и «государственной опекой»

      Статья посвящена анализу социально-политических процессов, развертывающихся на Дальнем Востоке России в последние годы. В качестве объяснительной схемы используется «двухтактная» модель развития региона: расширение (когда страна находится на подъеме) и сжатие (в период социально-экономических или политических неурядиц). Во втором случае регион переходит в режим консервации, связанный с ослаблением государственного контроля, ориентацией на местные виды экономической деятельности и приграничное сотрудничество. Специфику современной ситуации Л.Бляхер и Л.Васильева видят в том, что сокращение государственных вливаний в регион сегодня сопровождается не ослаблением, а усилением контроля и блокированием местной активности.

  • № 1, 2009

    • Центральная Азия: между Тамерланом и Ататюрком (Конструирование национальных государств в эпоху Постмодерна)

      В статье анализируются пути формирования национальных государств на территории Центральной Азии. Одну из важнейших особенностей оформления государственности в регионе, как и на всем постсоветском пространстве, Л.Бляхер и С.Кизима видят в том, что государства модернистского типа здесь складываются в период постмодерна, глобальной реальности и становления надгосударственных политических структур. Несмотря на специфичность условий Центральной Азии, вызовы, с которыми сталкиваются государства региона, практически совпадают с теми, что возникают других постсоветских странах. Более того, отличительные черты процесса построения нации-государства, то есть нового политического периода Модерна, в постмодернистскую эпоху там проявляются наиболее четко и выражено. По заключению авторов, «казус» Центральной Азии – это не «уникальный случай», а, напротив, матрица изменений, происходящих на территории всего бывшего Советского Союза.

  • № 4, 2008

  • № 3, 2008

    • Архаические механизмы легитимации власти в России, или Очерки об истоках ностальгического сознания

      В статье предпринята попытка выявить скрытые механизмы, лежащие в основе «ностальгического» настроения, охватившего большинство сфер и областей социальной жизни современной России. В поисках ответа на вопрос, почему страна, в 1990-е годы совершившая мощнейший рывок на Запад, вернулась в «сладкие объятия» прошедшей и отринутой эпохи, Л.Бляхер обращается к анализу специфики российского политического пространства. Истоки этой специфики он ищет в принципе организации и субстанциональных характеристиках российского Центра. Согласно его заключению, решающую роль в отечественной истории сыграл тот факт, что в России, в отличие от Европы, светская и духовная сферы оказывались слиты в фигуре Правителя, который, будучи наделен высшей мирской властью и одновременно сакрально-религиозным статусом, выступал главным посредником между посюсторонней реальностью и трансцендентальной областью. Исследование собственно российского политического пространства предварено кратким анализом процессов, определивших структурные свойства политического пространства Европы и стран мировой периферии.

  • № 2, 2008

    • Республика Таджикистан – проблемный узел Центральной Азии

      В статье рассматриваются политические проблемы современного Таджикистана как отражение общерегиональных противоречий Центральной Азии. В поисках истоков этих проблем Л.Бляхер и Ф.Салимов обращаются к специфике «конструирования» таджикской идентичности в советский период. Согласно их заключению, основой существования таджикской «социалистической нации» выступали распределение власти между основными этническими группами, из которых она была образована, и двухслойный характер культуры. Первый, «внутренний» слой этой культуры составляли реальные статусные отношения, формировавшиеся в рамках традиционных структур (махала, авлод), где выделялась и оформлялась элита, входившая затем во «внешний» слой и осуществлявшая перекачку ресурсов из советской экономики в традиционную. Распад Советского Союза нарушил сложившийся баланс сил. Трактуя современную ситуацию в республике как неустойчивый консенсус элит, Л.Бляхер и Ф.Салимов показывают, что стабильность в стране напрямую зависит от того, удастся ли власти найти внешний ресурс поддержания традиционной экономики, превосходящий или хотя бы сопоставимый с теми, что дают наркотрафик и поддержка экстремистских исламских организаций.

  • № 1, 2008

    • Возможен ли постимперский проект: от взаимных претензий к общему будущему

      В статье предлагается трактовка СНГ как клуба «непринятых» государств, для которых не нашлось места в рамках сложившихся геополитических альянсов. С точки зрения Л.Бляхера, одна из важнейших причин такого поворота событий заключается в том, что Советский Союз как ментальный конструкт оказался намного более жизнеспособным, чем его денотат. Восхваляя или проклиная «советское прошлое», бывшие республики СССР продолжают оставаться постсоветскими именно в силу того, что Советский Союз выступает отправной точкой их самоидентификации. Имперские смыслы и имперское наследие препятствуют конструированию наций-государств. И хотя стремление к национальному суверенитету пока взрывает любую попытку создать нечто сверхгосударственное, неспособность стран СНГ интегрироваться в новые имперские пространства, по мнению Л.Бляхера, открывает возможность для превращения Содружества в реальное объединение, где «общее прошлое» станет общим будущим.

  • № 3, 2007

    • В поисках отсутствующего объекта (Третий электоральный цикл в России / Под ред. В.Я.Гельмана. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — 294 с.)

      Отмечая несомненные достоинства коллективной монографии под редакцией В.Гельмана, Л.Бляхер вместе с тем констатирует, что ее авторы так и не смогли выйти за рамки негативного описания российского политического режима как не являющегося ни «чисто» авторитарным, ни собственно демократическим. Более того, хотя книга невольно заставляет задуматься о структуре политических институтов в России, о принципиальном несовпадении «имени» института и той функции, которую он выполняет в обществе, вопрос о сущности российского политического режима в ней не ставится. Связывая подобную «узость» взгляда со стремлением сохранить политологическую «чистоту стиля», Бляхер размышляет об истоках ситуации, препятствующей концептуализации реальности российской политики.

  • № 2, 2007

  • № 4, 2005

    • Революция "задним числом"

      Предметом рассмотрения Л.Е.Бляхера является проект, который завершился в начале 2006 г. и был посвящен анализу понятия "революция", используемом в современном политическом дискурсе.