Гельман В.Я.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Гельман В.Я.
  • № 2, 2017

    • Politics versus policy: технократические ловушки постсоветских реформ

      Критически анализируя технократическую модель политического курса в контексте постсоветской Евразии 1990—2010-х годов, В.Я.Гельман уделяет основное внимание тем политическим и институциональным ограничениям, которые связаны с влиянием заинтересованных групп и механизмами функционирования государственного аппарата.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-85-2-32-59

  • № 3, 2016

    • Политические основания «недостойного правления» в постсоветской Евразии (Переосмысливая исследовательскую повестку дня)

      Почему качество государственного управления в некоторых странах гораздо хуже, чем можно было бы ожидать, исходя из уровня их социально-экономического развития? В частности, почему многие страны, возникшие на территории бывшего СССР, согласно многочисленным международным оценкам качества управления, находятся на одном уровне с бедными и слаборазвитыми странами третьего мира и намного отстают от посткоммунистических стран Восточной Европы? В поисках ответов на эти вопросы В.Гельман обращается к анализу факторов и механизмов, обусловивших становление «недостойного правления» в постсоветской Евразии. В статье обсуждаются объяснения такого развития событий, связывающие его с «наследием прошлого», динамикой режимных изменений и международным воздействием, рассматриваются возможные пути и способы преодоления «недостойного правления» и высказываются соображения относительно дальнейших исследований этого феномена.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-90-115

  • № 4, 2014

    • Возможности и ограничения авторитарной модернизации: российские реформы 2000-х годов

      В поисках ответа на вопрос, могут ли ключевые социально-экономические преобразования быть успешно осуществлены в условиях электорального авторитаризма, В.Гельман и А.Стародубцев обращаются к анализу российского опыта 2000-х годов. Проведенное ими исследование показывает, что, несмотря на наличие возможностей для авторитарной модернизации, ее реализация наталкивается на целый ряд политических и институциональных ограничений, включая низкое качество государственного аппарата и неэффективность институционального дизайна. По заключению авторов, в режимах электорального авторитаризма успех инновационного политического курса определяется тремя взаимосвязанными факторами: (1) стратегической приоритетностью реформ в глазах президента страны; (2) их концентрированной реализацией в ограниченных ведомственных рамках силами сторонников преобразований; (3) одноступенчатым характером реформ и проведением их в сжатый период времени.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-75-4-6-30

  • № 4, 2012

    • Расцвет и упадок электорального авторитаризма в России

      В настоящее время почти никто из серьезных специалистов, говоря о положении дел в России, не использует термин «демократия. По мнению многих экспертов, сложившийся в стране политический режим следует квалифицировать как электоральный авторитаризм. Каковы же ключевые параметры российской версии режима подобного типа, причины ее возникновения, механизмы поддержания и возможные траектории изменений? В поисках ответов на эти вопросы В.Гельман анализирует институциональные и политические факторы, обусловившие расцвет и последующий упадок российского электорального авторитаризма, рассматривает основные этапы его становления и развития и обсуждает варианты и перспективы его трансформации.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-67-4-65-88

  • № 2, 2010

    • «Подрывные» институты и неформальное управление в современной России

      В статье предпринята попытка рассмотреть «неформальную институционализацию» в России в теоретической и сравнительной перспективе и критически проанализировать некоторые объяснения доминирования в стране «подрывных» институтов – норм и правил, внешне отчасти напоминающих современные институты демократии, но на деле препятствующих их становлению. Наглядно продемонстрировав комплексный характер причин данной патологии как одного из проявлений «институциональных ловушек», В.Гельман приходит к заключению, что ни длительная терапия в виде социокультурной эволюции, ни радикальное хирургическое вмешательство в форме смены политического режима сами по себе не только не гарантируют преодоления ее эффектов, но даже способны их усугубить.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2010-57-2-6-24

  • № 4, 2001