№ 1, 2022
Несмотря на обилие гипотез относительно факторов, влияющих на выбор протестующими вооруженной или невооруженной тактики борьбы, на сегодняшний день практически нет глобальных количественных кросс-национальных исследований, нацеленных на выявление причин, по которым революции принимают насильственную/ненасильственную форму. В статье предпринята попытка заполнить одну из существующих здесь лакун путем кросс-национального анализа связи между образованием и типом революционных выступлений.
Опираясь на имеющуюся литературу, авторы фиксируют несколько механизмов, подталкивающих образованных людей к выбору невооруженных форм протеста. Так, образование делает людей более восприимчивыми к либерально-демократическим ценностям (включая признание и уважение прав других), способствует развитию терпимости и культуры мирной дискуссии, а также увеличивает человеческий капитал, что, с одной стороны, делает возможным успешное использование ненасильственных инструментов отстаивания своих интересов, а с другой — повышает относительные издержки участия в вооруженных выступлениях. В связи с этим они выдвигают гипотезу, согласно которой в странах с более высоким охватом населения формальным образованием вероятность вооруженных революционных выступлений будет падать.
Анализ 387 революционных эпизодов, имевших место в мире в период с 1950 по 2019 г., с использованием кросс-табуляции и корреляционно-регрессионного анализа полностью подтверждает данную гипотезу: более высокий уровень образования действительно является сильным и значимым предиктором невооруженного характера революционных выступлений. Особенно высока корреляция между долей таких выступлений и логарифмом среднего числа лет обучения, которая приближается к уровню функциональной зависимости. Отсюда следует, что фактор образования оказывает максимальное влияние на характер революционных выступлений именно на ранних стадиях модернизации.
DOI: 10.30570/2078-5089-2022-104-1-50-71
Страницы: 50-71
№ 4, 2017
Статья продолжает цикл работ авторского коллектива под руководством А.Коротаева, посвященных анализу источников социально-политической дестабилизации. Проведенное авторами исследование подтвердило, что студенты как социально-возрастная группа могут рассматриваться в качестве силы, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социально-политическую ситуацию в стране. Было выявлено наличие статистически значимых положительных корреляций между долей студентов в общей численности населения и такими важными индикаторами социально-политической дестабилизации, как интенсивность политических забастовок, массовых беспорядков и особенно антиправительственных демонстраций. Вместе с тем зафиксированная авторами отрицательная корреляция между долей студентов в населении и интенсивностью переворотов и попыток переворотов указывает на то, что рост числа студентов может быть не только дестабилизирующим, но и в известном смысле стабилизирующим фактором.
DOI: 10.30570/2078-5089-2017-87-4-35-47
Страницы: 35-47
Рассылка
Гринин Л.Е.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Гринин Л.Е.