Гришин Н.В.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Гришин Н.В.
  • № 3, 2020

    • Децентрализация системы управления выборами

      В статье представлено первое комплексное исследование децентрализованной системы управления в сфере избирательного процесса, включающее систематизацию эмпирического опыта применения децентрализованной модели электорального менеджмента в разных странах мира и ее теоретическое осмысление. Одна из задач работы — реабилитация децентрализованной модели электорального менеджмента, которая рассматривается в современной научной литературе преимущественно в негативном ключе. В противовес такому подходу Н.Гришин и А.М.Р.Линдерс предлагают трактовку данной модели как одного из институциональных факторов, способствующих демократичности и честности выборов.

      Базируясь на кросс-кейс анализе и принципах традиционного институционализма, авторы выявляют основные формы и параметры децентрализации управления выборами, учитывая как вертикальное, так и горизонтальное измерение этого процесса, фиксируют отличительные признаки централизованной и децентрализованной моделей электорального менеджмента и подробно разбирают административно-управленческие и политические эффекты децентрализации в сфере управления выборами, такие как специализация при осуществлении отдельных управленческих функций, непредвзятость в принятии решений, открытость для инноваций, инклюзивность, транспарентность, снижение возможностей для злоупотребления властью, коррупции и фальсификаций и повышение доверия к избирательной системе и результатам выборов. В статье показано, что одной из важнейших особенностей децентрализованной модели электорального менеджмента является наличие своеобразной системы сдержек и противовесов, и рассмотрены перспективы превращения принципа децентрализации управления выборами в один из новых избирательных стандартов.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-99-115

      Страницы: 99-115

  • № 2, 2018

    • История возникновения избирательных комиссий

      Целью статьи является уточнение вопроса о специфике, времени возникновения и этапах развития института избирательных комиссий как наиболее распространенной разновидности органов электорального менеджмента.

      Критически проанализировав диапазон значений, в которых употребляется понятие «избирательная комиссия», автор формулирует собственное определение избирательных комиссий, предлагая рассматривать их как независимые коллегиальные органы, ответственные за проведение выборов. Подобное определение позволяет ему не только зафиксировать сущностные характеристики данного института, но и уточнить пространственные и хронологические границы его распространения. Использовав массив опубликованных в последние годы исторических источников, он показывает, что, вопреки устоявшимся представлениям, первые центральные избирательные комиссии появились не в середине XX в., а более чем на полвека раньше — в последней четверти XIX в. (в Колумбии и Перу).

      На протяжении долгого времени избирательные комиссии ассоциировались преимущественно с развивающимися странами. Но с конца XX в. они стали стремительно распространяться и в развитых демократиях, и сегодня этот институт востребован в странах с самыми разными политическими режимами и самым разным уровнем централизации электорального менеджмента. По заключению автора, потенциал избирательных комиссий далеко не исчерпан, и есть все основания полагать, что, сохранив свои базовые черты, институт независимых коллегиальных органов электорального менеджмента продолжит свою эволюцию и конкретные его модификации будут играть важную роль в системе управления выборами.

      DOI10.30570/2078-5089-2018-89-2-156-169

      Страницы: 156-169

  • № 4, 2016

    • Электоральный референдум как институт общественного участия в принятии государственных решений в сфере организации избирательного процесса

      В статье представлены результаты комплексного анализа референдума как института принятия решений по проблемам организации избирательной системы. На основе анализа данных о 105 электоральных референдумах, проведенных с 1866 по 2015 г. в 33 странах мира, Н.Гришин показывает, что электоральный референдум не всегда заслуживает наименования института прямой демократии. Формат и способ проведения зачастую превращают его в инструмент внешней легитимации уже принятого решения или манипуляции политическим процессом. Тем не менее накопленный опыт позволяет выделить конкретные условия, при соблюдении которых электоральный референдум способен стать эффективным институтом участия общественности в управлении выборами. Важнейшие из этих условий – адекватная постановка выносимого на голосование вопроса и активная роль общественности в организации референдума.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-83-4-128-141