Джаббаринасир Х.Р.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Джаббаринасир Х.Р.
  • № 3, 2021

    • Факторы трансформации политического ислама в мировой политике: возникновение насилия и терроризма

      Статья посвящена исследованию факторов трансформации политического ислама и причин его «ужесточения» в современном контексте. Опираясь на идеи социального конструктивизма, автор фиксирует основные вехи в эволюции политического ислама и становлении его радикальных течений, ориентированных на насилие и терроризм. В работе рассмотрены девять мегасобытий, которые в конечном итоге определили специфику современного союза ислама и политики, — крушение Османской империи, палестино-израильский конфликт, исламская революция в Иране, советская интервенция в Афганистане, распад Советского Союза, теракты 11 сентября 2001 г., свержение режима Саддама Хусейна, «арабская весна» и становление политического ислама с «турецким лицом». Показано, как после развала Османской империи ислам из социального феномена стал постепенно превращаться в мирополитический фактор; первоначально эта тенденция наблюдалась в интеллектуально-идеологической сфере, но затем вышла на уровень практической политики.

      В статье выделяются четыре модели современного политического ислама — шиитская, салафитско-джихадистская, такфиристско-джихадистская и умеренная. По заключению автора, отношение к насилию в рамках этих моделей во многом определяется особенностями становления, географическими амбициями и целями соответствующих течений. Признавая оправданность насилия при решении оборонительных задач, утвердившаяся в Иране шиитская версия политического ислама апеллирует главным образом к категориям справедливости и защиты угнетенных. Салафитско- и такфиристско-джихадистские группировки, по сути, видят в насилии ключевой инструмент воплощения заповедей Аллаха и переустройства мира на принципах шариата. В умеренном политическом исламе (рассмотренном на примере Турции) насилие полностью отвергается, а религия остается во многом социальным явлением, хотя и используется в политических целях, в частности для привлечения электората. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу об ошибочности представления о насилии как об атрибутивном элементе политического ислама, одновременно указывая на риски повышения значимости данного фактора.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-102-3-125-146

      Страницы: 125-146