Зубов А.Б.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Зубов А.Б.
  • № 3, 2011

    • Россия: продолжение истории?

      Полностью соглашаясь с Р.Пайпсом, что Россия не слаборазвитая, а неправильно развитая страна, А.Зубов размышляет об истоках болезни нашего общества и возможных путях его исцеления. Корни неправильного развития России, с его точки зрения, уходят глубоко в историю, в XV в., когда, изгнав греческого митрополита Исидора и провозгласив независимость от Константинополя, русская Церковь самопроизвольно отделила себя от всего христианского мира. Второй «русской ошибкой», вытекавшей из первой, он считает превращение восточнорусского политического строя из средневековой гражданской монархии в восточную деспотию. Зафиксировав в истории России несколько попыток преодолеть искажения национального развития, Зубов высказывает предположение, что сегодня у нас появился реальный шанс сойти с наезженной колеи. По его заключению, это станет возможным, если правящий слой включится в процесс демократизации и правовой эгалитаризации общества, поняв, что от этого зависит его собственное выживание.

  • № 2, 2009

    • Возможен ли переход от послесоветского государства к возрожденной России?

      В публикуемом нами докладе А.Зубова, прочитанном им 13 октября 2008 г. на семинаре Института социальных исследований Варшавского университета, представлен авторский взгляд на причины, обусловившие глубокие различия в путях выхода из коммунизма стран Восточной Европы и Балтии, с одной стороны, и большинства бывших советских республик – с другой. Выделив совокупность факторов, помешавших последним преодолеть тоталитарное прошлое, А.Зубов вместе с тем фиксирует ряд тенденций, позволяющих надеяться, что со временем постсоветские государства смогут войти в семью народов, строящих свою жизнь на принципах политического народовластия, гражданской свободы и нравственной ответственности.

  • № 1, 2006

    • Циклы русской истории.

      А.Б.Зубов предпринимает ретроспективный анализ русской истории, вычленяя в ней три больших цикла. Особое внимание в статье уделяется переходным периодам между этими циклами, отличительной характеристикой которых является погружение в Смутное время.

  • № 1, 2003

    • Проверка диагноза: размышление над книгой Томаса Грэма "Упадок и сомнительное исцеление России".

      В центре внимания А.Б.Зубова – причины упадка России и перспективы ее возрождения. Статья выдержана в духе полемики с американским исследователем Томасом Грэмом, оспаривая его положения о времени начала упадка (70-е годы) и о синонимичности понятий царская Россия и Советский Союз.

  • № 2, 2002

  • № 3, 2000

    • Миссия русской эмиграции и будущее России в начале XXI века

      По заключению А.Б.Зубова, наша страна ни в малой степени не осуществила правопреемства с дореволюционной Россией, оставшись наследницей советского периода. Миссия русской эмиграции видится ему в том, чтобы, вернув Россию к отеческой традиции, способствовать ее возрождению.

  • № 2, 1998

    • Границы разломов и уровни единства в современной России: уроки социологического исследования

      А.Б.Зубов, основываясь на данных всероссийского социологического опроса, проведенного в апреле 1998 г., размышляет о степени и уровнях консолидации российского общества. Один из выводов автора: большинство россиян отдают предпочтение нравственно-ответственной позиции перед цинично-эгоистической.

  • № 1, 1998

    • Может ли стать традиционный правопорядок основанием новой российской государственности?

      По мнению А.Б.Зубова, нынешнее российское государство в юридическом плане всецело является наследником СССР и РСФСР. Между тем, оставаясь на строго правовой почве, следует признать, что и по сей день единственно легитимное правовое основание в нашем Отечестве — свод законов Российской империи, о котором как о действующем праве ни разу не вспомнили современные реформаторы.

  • № 4, 1997

    • Православная вера, национальная психология и политика

      В статье утверждается, что церковь – институт, пользующийся наибольшим доверием у населения, что свидетельствует об осознанных или неосознанных, но религиозных устремлениях значительной части российского общества. Основываясь на данных оригинальных социологических исследований, автор делает вывод о том, что параметры субъективной религиозности у нас вполне сопоставимы с европейскими, а кое в чем и превышают их.