№ 4, 2018
Глобальный новостной поток (О каких странах говорят российские СМИ и почему?)
Статья посвящена проблеме освещения зарубежных государств в российских СМИ. Опираясь на теорию глобального новостного потока, впервые использованную при исследовании российских масс-медиа, автор рассматривает, какие страны наиболее активно обсуждаются в российских СМИ, анализирует факторы, влияющие на число новостей о том или ином государстве, и сравнивает повестки дня телевидения и прессы. Эмпирическую базу исследования составляют материалы наиболее цитируемых российских телеканалов и газет за 2017 г., представленные в базе данных Factiva. В общей сложности автором проанализировано 26269 упоминаний зарубежных стран в телевизионных новостях и 39171 — в прессе. Для выявления факторов, определяющих интерес российских СМИ к странам мира, построен ряд регрессионных моделей, где в качестве независимых переменных выступает набор показателей, отражающих географические и экономические характеристики государств, а также интенсивность их непосредственных контактов с Россией.
Проведенное автором исследование свидетельствует о существенном влиянии на число информационных сообщений о том или ином государстве его географических и экономических характеристик, а также степени интенсивности взаимодействий с РФ. Вместе с тем оно фиксирует заметные различия между повестками дня российских телевидения и прессы. В случае прессы итоговые регрессионные модели, интегрирующие все включенные в анализ переменные, обладают значительно большей объяснительной силой, чем в случае телевидения. По оценке автора, такое положение дел может объясняться более выраженной по сравнению с прессой политической ангажированностью российского телевидения, чутко реагирующего на запросы власти, что снижает влияние географических, экономических и иных факторов.
DOI: 10.30570/2078-5089-2018-91-4-90-105
Страницы: 90-105
№ 1, 2018
«Осветить нельзя игнорировать»: Алексей Навальный в российских СМИ
В статье анализируется освещение деятельности оппозиционного политика Алексея Навального в российских СМИ. Опираясь на данные компании «Медиалогия», автор исследует интенсивность и тон дискуссии о Навальном в печатных и электронных газетах, блогах, а также на трех крупнейших федеральных каналах — «Первом», «России» и НТВ. Проведенное ею исследование показывает, что тенденция к игнорированию деятельности Навального характерна прежде всего для телевидения, которое балансирует между стремлением замолчать эту деятельность и попытками дискредитировать политика, тогда как другие типы СМИ освещают ее достаточно широко. По заключению автора, повышенное внимание к Навальному могут вызывать как направленные против него действия государства, так и его собственная политическая и антикоррупционная активность.
Несмотря на некоторое увеличение доли позитивных сообщений о Навальном, дискуссия о нем ведется преимущественно в критическом ключе. При этом тон, в котором СМИ говорят о политике, зависит не столько от существа связанных с ним событий, сколько от характеристик самого канала коммуникации, транслирующего информацию. Разные типы СМИ по-разному освещают его деятельность, и один и тот же информационный повод может породить критику Навального в традиционных (провластных) СМИ и стимулировать кампанию в его защиту в интернет-изданиях и блогах.
DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-47-64
Страницы: 47-64
Рассылка
Казун А.Д.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Казун А.Д.