Каспэ С.И.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Каспэ С.И.
  • № 3, 2021

    • Девяностые: учреждение политии

      В девяностые годы, после краха СССР, была учреждена та российская полития, которая продолжает существовать до сих пор. Под политией здесь понимается макросоциальная общность, интегрированная определенным политическим порядком, то есть устойчивым набором институтов и акторов, а также нормативных стандартов организации их взаимодействий, формальных и неформальных. Под учреждением — серия событий, в результате которых устанавливаются эти наиболее фундаментальные рамки политического действия, репертуар его сценариев, поведенческих стереотипов, стратегий и тактик.

      Негативный миф о девяностых, в последние годы доминирующий в российском публичном дискурсе, описывает их как время катастрофы и деградации. Не без оснований; но в рамках этого мифа почти игнорируется, что то же самое десятилетие было и временем созидания. И потому актуальное состояние России не может быть понято без внимания к обстоятельствам ее учреждения.

      В статье описываются некоторые ключевые особенности современной российской политии, возникшие в девяностые годы, — «сухой остаток» учредительной эпохи. К ним автор относит: электоральную легитимность верховной политической власти; непартийное президентство; капитализм как экономическую подоснову политического порядка; федерализм как принцип территориальной организации политического пространства; свободу ассоциаций; свободу вероисповедания; открытость границ. Этот перечень не закрыт: есть и другие элементы конструкции российской политии, способные претендовать на статус конститутивных. Однако радикальная перемена не только всех этих установлений вместе взятых, но и любого из них по отдельности означала бы очередное переучреждение политического сообщества в целом.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-102-3-40-71

      Страницы: 40-71

  • № 1, 2021

    • От Редакции

      Что этот номер «Политии» особый, мы заметили случайно, неожиданно для самих себя. Такова уж специфика журнальной работы — «колеса должны вращаться», один выпуск еще даже не сверстан, а следующий уже готовится... Так и сейчас — представляя urbi et orbi сотый номер, мы работаем над сто первым и думаем о сто втором.

      Однако на этот раз магия круглых чисел взяла свое. Нам показалось, что сто номеров — достаточное основание для того, чтобы задуматься и об уже содеянном, и о том, что делать дальше, и, главное, о том, какой во всей этой деятельности смысл. Как избежать неумолимой «рутинизации харизмы», настигающей почти всех, подчиняющих свое призвание и профессию монотонному ритму «технической воспроизводимости»? А вдруг это уже случилось?

      Конечно, мы сами на этот трудный вопрос ответить не могли и обратились к друзьям журнала, по счастью и неслучайному совпадению составляющим цвет, cream of the cream российской политической науки. Мы спросили их: зачем вообще существует в нашем мире журнал «Полития»? какое место он занимает в отечественном интеллектуальном ландшафте? как они могли бы описать лицо «Политии»? Друзья ответили; их наблюдения и составили первую рубрику сотого номера.

      Страницы: 6-7

  • № 2, 2020

    • 70 лет Юрию Пивоварову

      От редакции. Мимо этого юбилея «Полития» пройти не могла. Не только потому, что Юрий Сергеевич Пивоваров входит в наш Редакционный совет. Не только потому, что он стоял у самых истоков нашего издания, возникшего в 1996 г. Не только потому, что еще за десятилетие до того он стал одним из основателей Межинститутской группы сравнительной и ретроспективной политологии «Полития», из которой вырос и журнал, и много других начинаний и институций. Мы выступаем с этим скромным оммажем прежде всего потому, что без Пивоварова не было бы не только «Политии», но и российской политической науки как таковой. Или, во всяком случае, она гораздо менее соответствовала бы самому имени науки. В ней было бы гораздо меньше самоотверженной, страстной любви к истине. Гораздо меньше чести, достоинства и благородства. В имени и личности Пивоварова все это соединяется. Более того, все это присутствует с огромным преизбытком, которым он щедро одаряет друзей и коллег. Подарок, преподносимый нами сейчас, — лишь бледная тень многочисленных даров, полученных нами от него. С юбилеем, дорогой Юрий Сергеевич!

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-192-208

      Страницы: 192-208

  • № 3, 2018

    • Чем торгует Левиафан? Критерии оценки конкурентоспособности государств на рынках спасения

      Метафора «рынков спасения» может быть ограниченно полезна для понимания поведения тех акторов, которые действуют в пересечениях сакрального и политического полей, руководствуясь собственной рациональной логикой, — например, государств. Наблюдаемое в последние десятилетия ослабление их сотериологической функции может быть связано со сжатием самого рынка спасения вследствие сокращения объемов человеческого страдания. Однако это сжатие оказалось временным. Восстановление спроса на спасение заставляет государства переопределять свои стратегии, колеблясь между различными версиями «гражданской религии», «политической религии», радикального лаицизма и т.д. Одновременно ужесточается конкуренция между государствами и иными операторами спасения — другими формами политических союзов, а также традиционными и нетрадиционными иерократическими союзами.

      Гипотетически критерием оценки конкурентоспособности государств на рынке спасения может служить степень выражаемой их гражданами готовности «сражаться за свою страну». В пользу гипотезы говорит то, что категория жертвы, так или иначе присутствующая в почти любых сакральных дискурсах и символических комплексах, оттуда перешла и в дискурсы, и в механизмы символизации и легитимации современного государства. Впрочем, интуитивно очевидные подтверждения выдвинутой гипотезы в со- циологических данных отсутствуют — однако более глубокий анализ, возможно, позволит их выявить. В то же время есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий вообще поставит под сомнение продуктивность применения к этой проблематике метафоры рынка и потребует замены ее другой метафорой. Вероятнее всего, метафорой войны.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2018-90-3-6-30

      Страницы: 6-30

  • № 2, 2016

    • Пустое место: демократия как политическая форма

      Продолжая серию статей, посвященных проблематике политической формы, С.Каспэ на этот раз обращается к теме демократии. Автор полагает, что «неуничтожимым остатком» этого сущностно оспариваемого и потому растяжимого концепта (и проекта), той его фундаментальной характеристикой, которая остается неизменной при всех наружных трансформациях, следует считать пустоту центра (в шилзовской трактовке термина): «Никто… не может представить себя единственным выразителем и транслятором демократических ценностей, единственным распорядителем и управителем демократических институтов, единственным пророком демократической трансценденции». Корни этого нормативного представления обнаруживаются в области политической теологии; основные (но не единственные) средства его практической реализации – разделение властей и многопартийность. Именно их совместное действие превращает демократию в несовершенный, но все же довольно эффективный способ защиты от политического зла.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-81-2-6-32

  • № 3, 2015

    • Против автономного субъекта: как нельзя и как можно исправить политическую форму

      Продолжая разработку проблематики политической формы, начатую в серии своих предыдущих исследований, С.Каспэ обращается к теме автономного субъекта – то есть того, кто эту форму производит и устанавливает. Вскрывая внутреннюю контингентность обоих понятий, прочно вошедших в язык политической философии и политической науки, автор показывает, что распространенные в России упования на автономию субъекта как на лучшее средство исправления политической формы безосновательны. Неавтономные субъекты в автономном политическом – таково то состояние, к которому, по мнению Каспэ, следует двигаться российскому обществу.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2015-78-3-6-36

  • № 2, 2015

    • Еще о понятии политической формы: форма и субъект (Ответ Михаилу Ильину)

      Статья С.Каспэ – очередной тур его полемики с М.Ильиным о понятии политической формы, ведущейся на страницах журнала «Полития». Отвечая на высказанные Ильиным критические замечания и предложения, автор: а) протестует против расширительной трактовки этого концепта, настаивая на ограничении его пространственными, в первую очередь центр-периферийными коннотациями; б) указывает на проспективную и прагматическую ориентированность своих изысканий, в отличие от более ретроспективных и теоретических штудий оппонента; в) считает самым многообещающим направлением дальнейших исследований в этой области знания прояснение взаимосвязи между понятиями политической формы и политической субъектности. Кто устанавливает место центра и проводит границы? Кто определяет контуры политической формы? И кто способен их разрушить?

      DOI: 10.30570/2078-5089-2015-77-2-54-65

  • № 3, 2014

    • Определяя политическое зло

      Критикуя и в основном отвергая наиболее распространенные в современной политической мысли подходы к сопряжениям проблемы зла и проблемы политического, С.Каспэ ищет способ построить операциональное определение политического зла в узком и строгом смысле слова. Отправной пункт его рассуждений состоит в следующем: суть политического зла можно понять, отталкиваясь не от понятия зла perse (которое должно быть принято за независимую переменную), а от понятия политического. Возможность трансфигурации обычного, человеческого зла в зло политическое (i.e. системное, структурное) создается как дефицитом эффективности политических институтов, в норме препятствующих такому преобразованию, так и их гиперэффективностью, выходящей за рамки нормы в другую сторону. В свою очередь, обе эти институциональные дисфункции порождаются, по мнению автора, прежде всего попытками игнорирования или сознательного элиминирования этических критериев различения добра и зла – в результате чего этика подменяется самой же политикой.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-6-29

  • № 4, 2012

    • О понятии политической формы

      Что такое политическая форма? Что она такое как аналитическая категория и репрезентированная ею политическая вещь? Задавшись этим вопросом и обнаружив отсутствие в научной литературе эксплицитного и операционального определения политической формы, С.Каспэ предлагает свое: «та интегрированная композиция взаимно комплементарных пространственных метафор власти, которая в определенных условиях места и времени, для определенной политии (или для ансамбля политий) играет роль одновременно дескриптивную, аскриптивную и прескриптивную, и есть форма этой политии (или ансамбля политий)». Такой взгляд позволяет ему сделать ряд нетривиальных наблюдений относительно современного состояния западной политической формы и ее перспектив.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-67-4-5-28

  • № 3, 2012

    • Феномен Галкина

      24 июля исполнилось 90 лет патриарху отечественной политической науки, заместителю председателя Редакционного совета «Политии» Александру Абрамовичу Галкину. В предлагаемом вниманию читателей материале, составленном в форме оммажа, представлена подборка текстов, в которых рассказывается как о самом юбиляре, так и о его вкладе в развитие в нашей стране обществоведческого знания и становление российского политологического сообщества. В подборку вошли тексты Бориса Коваля, Анатолия Черняева, Татьяны Алексеевой, Кирилла Холодковского, Сергея Михайлова, Алексея Шестопала, Оксаны Гаман-Голутвиной, Ольги Здравомысловой и Леонида Бляхера.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-66-3-6-31

  • № 2, 2011

    • Салмин: in memoriam (Материалы специального заседания семинара «Полития», посвященного 60-летию со дня рождения А.М.Салмина)

      18 февраля 2011 г. основателю нашего журнала Алексею Михайловичу Салмину исполнилось бы 60 лет. Носящий его имя семинар «Полития» провел (при поддержке ИНИОН РАН, Фонда Розы Люксембург и Центра общественно-политических исследований) приуроченное к этой дате специальное заседание: «Салмин: in memoriam». Оно прошло в традиционном для мировой науки жанре оммажа: участники семинара представили доклады, так или иначе соотносящиеся с научными интересами Салмина, развивающие его идеи и гипотезы, возвращающие их в активный научный оборот. В этом номере мы публикуем доклады Александра Галкина, Юрия Пивоварова, Бориса Макаренко, Юрия Сенокосова, Татьяны Алексеевой, Святослава Каспэ и игумена Филиппа (Рябых).

      DOI: 10.30570/2078-5089-2011-61-2-5-37

  • № 1, 2011

    • Назад к Шилзу: социальные науки, политическая реальность и парадокс безблагодатной харизмы

      В статье фиксируются существенные методологические затруднения, с которыми сталкиваются современные социальные науки, обращаясь к категориям сакрального и харизматического. По мнению автора, причина этих затруднений в отказе от учета трансцендентного измерения сакрального, в априорном представлении о его имманентности социальному, в сведении феномена харизмы к одному из видов символического капитала, что противоречит исходному смыслу терминов и плохо согласуется с суммой эмпирических наблюдений над случаями взаимодействия сакрального и социального (в особенности сакрального и политического). Возможность разрешения этого парадокса «безблагодатной харизмы» С.Каспэ обнаруживает в социологии Э.Шилза, показывая, что ее реанимация способна дать ключ к пониманию многих актуальных политических вызовов.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2011-60-1-5-18

    • Вспоминая генерала Вишневского

  • № 3, 2010

    • «Отразить суть»: к онтологии политического документа

      В статье, подготовленной в рамках коллективного исследовательского проекта Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики «Статус документа в современной культуре: теоретические проблемы и российские социальные практики», автор предпринимает попытку концептуализации понятия «политический документ». Материалы экспертных интервью, раскрывающие различные аспекты производства и функционирования политических документов в современной России, позволяют выявить центральную интенцию, определяющую их форму и содержание, – интенцию «уплотнения смысла». Тем самым обнаруживается генеральная референтная инстанция политических документов, в общем виде определяемая как «дух государства» (esprit de l’Etat, в терминологии Бурдье), и их основная функция – более или менее успешное «заклинание» этого духа.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2010-5859-3-7-24

  • № 4, 2009

    • Политическая нация и ценностный выбор: общие положения, российский случай (II)

      Во второй части своего исследования автор применяет выведенные в первой части (см. «Полития», 2009, № 2) теоретические положения относительно роли ценностей в процессе становления политической нации к современным российским реалиям. Несклонность нашего политического класса к субординации политического действия велениям морального блага и неспособность большинства потенциальных субъектов «политико-культурного синтеза» актуализировать свои соответствующие потенции делают, по мнению автора, практически единственным возможным автономным контрагентом (а не сервильным сателлитом) правящей группы в деле создания центральной ценностной системы российской политии Русскую Православную Церковь. Инициированное Церковью начало этого процесса способно повлечь за собой подключение к нему и иных общественных сил, поскольку стимулирует оформление их ныне размытой субъектности. Ключевым выбором в ходе nation-building окажется определение ценностно мотивированной и внутренне логичной позиции относительно советского наследия, способность к которому пока демонстрирует опять же только Церковь.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-55-4-5-39

  • № 2, 2009

    • Политическая нация и ценностный выбор: общие положения, российский случай (I)

      Текст С.Каспэ – первая, теоретическая, часть исследования, посвященного роли ценностей в процессе становления политической нации. Автор полагает, что описание способов сопряжения мира политического с миром ценностей, предложенное классическим структурным функционализмом, остается непревзойденным по своей точности и заслуживает реактуализации. Автор фиксирует такие базовые условия операционализации ценностей в контексте nation-building, как установление зависимости политических решений от областей морального, сакрального и универсального; как неизбежность совершения политических действий, описываемых в категориях «выбора» и «жертвы», даже ценой утраты некоторых инструментальных выгод; как приведение институтов в соответствие ценностям, non vice versa. Применение этих положений к актуальной отечественной ситуации будет осуществлено во второй части статьи.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-5-26

  • № 1, 2008

    • Содружество варварских королевств: независимые государства в поисках империи

      Статья С.Каспэ – провокативный текст, построенный на аналогии между актуальным состоянием Содружества Независимых Государств и положением раннесредневековой Европы, примерно V–IX вв. Основанием для такой вызывающей аналогии является квалификация обоих ситуаций как постимперских. Используя метод и термины Эдварда Шилза, Каспэ показывает, что генеральной проблемой оказавшихся в подобной ситуации политических организмов является дефицит ценностной легитимации, а генеральной задачей – поиск внешнего центра, способного стать ее источником. Единственным одновременно реалистичным и приемлемым претендентом на эту роль автор считает «империю Запада», рассматривая в качестве оптимистического сценария обретение Россией статуса одного из ее полномочных субцентров.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2008-48-1-17-26

  • № 3, 2005

  • № 2, 2004

  • № 1, 2003

  • № 4, 2001

  • № 3, 2000

  • № 2, 2000

    • Административные и информационные ресурсы в контексте выборов-99

      Исследуя факторы, трансформирующие политические предпочтения граждан в предвыборный период, С.И. Каспэ и А.И. Петроковский показывают, что удельный вес внешних воздействий достаточно значителен для того, чтобы их учет был обязательным в изучении электоральных процессов, по недостаточно велик для вывода об управляемом характере российской демократии.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2000-16-2-5-28

      Страницы: 5-28

  • № 1, 2000

  • № 4, 1999

  • № 3, 1998

    • Имперская политическая культура в условиях модернизации

      Имперская политическая традиция в контексте российской модернизации анализируется С.И.Каспэ. Показывая принципиальную невозможность реанимации традиционных империй в современном мире, автор вместе с тем обосновывает тезис о функциональности частичного использования имперских этнополитических технологий.

      DOI: 10.30570/2078-5089-1998-9-3-42-57

      Страницы: 42-57