Коктыш К.Е.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Коктыш К.Е.
  • № 2, 2019

    • Английский концепт свободы: опыт деконструкции

      В статье предпринята попытка деконструкции английского концепта свободы. Зафиксировав многослойность структуры данного концепта, которую можно представить как совокупность оболочек, последовательно обволакивающих ядерный концепт, автор прослеживает историю становления его ключевых составляющих, таких как англиканство, индивидуализм, собственность, торговля и этатизм. Оформление всех этих слагаемых в концепт свободы заняло более ста лет, после чего начался этап его прикладной реализации. По оценке автора, именно английский концепт свободы лег в основание и Британской империи, и сложившегося в XIX в. международно-правового порядка, и британского национального характера.

      Примечательно, что Британская империя строилась на формально антиимперских ценностных основаниях. Речь идет прежде всего о концепте свободы торговли, позволившем Англии в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые обеспечивало ей обладание наиболее развитой на тот момент промышленностью в мире. Теоретически освобождая всех, свободная торговля на деле освобождала исключительно Англию, помогая ей избавиться от целого ряда политически мотивированных издержек. Проведенный автором анализ выявляет фактическое присутствие в либеральной фритредерской теории классового подхода, который использовался для обоснования права имущего класса на господство. В основу же мирового порядка была положена «метафизическая сущность мирового рынка», de facto структурировавшая международно-правовое пространство XIX и XX вв.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-48-65

      Страницы: 48-65

  • № 1, 2017

    • Онтология рационального (IV)

      В статье выдвигается гипотеза, согласно которой именно статусное распределение задает критерии рационального в социальной реальности. Разумным для корпорации является то, что способствует ее экспансии на смысловое пространство общества в целом, неразумным – то, что такой экспансии препятствует. На уровне же индивида разумным оказывается то, что способствует обретению им социального статуса. Для более детального обоснования своей точки зрения К.Коктыш обращается к анализу становления и трансформации языков политической науки, так как именно она с момента своего возникновения претендовала на присвоение тому или иному знанию статуса рационального, легитимируя его внедрение в структуру социального, либо, наоборот, объявляла его предрассудком. Таких языков, последовательно сменявших друг друга, в истории Европы было несколько. В заключительной части статьи, публикуемой в этом номере (первые три части см. Полития, 2016, № 2, 3, 4), анализируется эволюция концептов Просвещения.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-84-1-46-71

  • № 4, 2016

    • Онтология рационального (III)

      В статье выдвигается гипотеза, согласно которой именно статусное распределение задает критерии рационального в социальной реальности: разумным для корпорации является то, что способствует ее экспансии на смысловое пространство общества в целом, неразумным – то, что такой экспансии препятствует. На уровне же индивида разумным оказывается то, что способствует обретению им социального статуса. Для более детального обоснования своей точки зрения К.Коктыш обращается к анализу становления и трансформации языков политической науки, так как именно она с момента своего возникновения претендовала на присвоение тому или иному знанию статуса рационального, легитимируя его внедрение в структуру социального, либо, наоборот, объявляла его предрассудком. Таких языков, последовательно сменявших друг друга, в истории Европы было несколько. Во третьей части статьи, публикуемой в этом номере (первые две части см. Полития, 2016, № 2, 3), анализируется становление языка описания политики эпохи Модерна.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-83-4-6-24

  • № 3, 2016

    • Онтология рационального (II)

      В статье выдвигается гипотеза, согласно которой именно статусное распределение задает критерии рационального в социальной реальности: разумным для корпорации является то, что способствует ее экспансии на смысловое пространство общества в целом, неразумным – то, что такой экспансии препятствует. На уровне же индивида разумным оказывается то, что способствует обретению им социального статуса. Для более детального обоснования своей точки зрения К.Коктыш обращается к анализу становления и трансформации языков политической науки, так как именно она с момента своего возникновения претендовала на присвоение тому или иному знанию статуса рационального, легитимируя его внедрение в структуру социального, либо, наоборот, объявляла его предрассудком. Таких языков, последовательно сменявших друг друга, в истории Европы было несколько. Во второй части статьи, публикуемой в этом номере (первую часть см. Полития, 2016, № 2), анализируются римский и христианский языки описания политики.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-6-30

  • № 2, 2016

    • Онтология рационального (I)

      В статье выдвигается гипотеза, согласно которой именно статусное распределение задает критерии рационального в социальной реальности: разумным для корпорации является то, что способствует ее экспансии на смысловое пространство общества в целом, неразумным – то, что такой экспансии препятствует. На уровне же индивида разумным оказывается то, что способствует обретению им социального статуса. Для более детального обоснования своей точки зрения К.Коктыш обращается к анализу становления и трансформации языков политической науки, так как именно она с момента своего возникновения претендовала на присвоение тому или иному знанию статуса рационального, легитимируя его внедрение в структуру социального, либо, наоборот, объявляла его предрассудком. Таких языков, последовательно сменявших друг друга, в истории Европы было несколько. В первой части статьи, публикуемой в этом номере, анализируется античный язык описания политики.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-81-2-33-54

  • № 2, 2009

    • Цивилизационные смыслы и внутренние рынки: опыт структурного моделирования

      В статье предпринята попытка на основе умозрительного моделирования выделить устойчивые типы цивилизаций со своими особыми моделями интеграции обществ. Отталкиваясь от постулата, что цивилизационные жизненные смыслы должны находить отражение в сложившейся институциональной архитектуре, собственно и осуществляющей формальное закрепление и перераспределение социальных статусов, К.Коктыш фокусирует внимание на политической архитектуре, которая задается взаимодействием властных, нормативных и экономических институтов. Проведенный им анализ возможных типов политической архитектуры указывает на наличие четырех типов цивилизаций с присущими им картинами мира и жизненными смыслами, определяющими конечные цели экономического, культурного и политического производства. Эти четыре спекулятивно выделенных типа автор соотносит с реально существующими цивилизациями: католической, протестантской, православной и даосско-конфуцианской и индуистско-буддистской.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-39-59

  • № 3, 2008

    • Симметрии и асимметрии онтологий власти в Беларуси и России

      Статья посвящена сравнительному исследованию онтологических оснований российского и белорусского режимов. Тщательно проанализировав ценностно-мировоззренческие установки российских и белорусских правящих элит, К.Коктыш приходит к заключению, что при всей своей асимметричности (монетарный контекст в качестве мировоззренческой основы в России и публично-политический – в Беларуси) они вполне симметричны на уровне макроконструкции. В обоих случаях налицо своеобразный симбиоз взаимоотрицающих логик принятия и легитимации решений, при этом логика узаконивания принятых решений сущностно отрицает логику их принятия, и потому ее использование неизбежно ведет к эрозии самой системы принятия решений. По мнению автора, такая ситуация свидетельствует об одинаковой для двух стран незавершенности «перехода», об их межпроектном состоянии и о расширившемся спектре вариантов провала «перехода» как такового ввиду упущенности ряда более благоприятных сценариев.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2008-50-3-125-137