Локшин И.М.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Локшин И.М.
  • № 2, 2021

    • Демократия против народного суверенитета? (Лики власти народа: теоретическая реконструкция)

      В статье с опорой на классиков политической философии выделяются три идеалтипических модуса политического верховенства народа: «демократия», «народный суверенитет» и «естественное право народа на виндикацию верховной власти». Различия между ними проводятся по критериям (а) дистанции между носителем высшей власти и носителем власти, позволяющей осуществлять рутинное управление государством, и (б) степени контроля первого над вторым. Теоретическая реконструкция модусов политического верховенства народа базируется на вычленении трех способов утверждения политического превосходства, выраженных в понятиях κράτος, «суверенитет» и «виндикация». Этот подход дает возможность проследить специфику каждого из выделенных модусов: «демократия» в ее оригинальном (древнегреческом) смысле представляет собой власть народа, основанную на очевидном превосходстве (над знатью) в силе, на преизбытке мощи, благодаря которому народ в состоянии эффективно реализовывать свою волю в публичной сфере; «народный суверенитет» делает народ ключевым политическим агентом не через отсылку к преизбытку в силе, а закрепляя его правовое положение как источника законов и всякой публичной власти; наконец, «естественное право народа на виндикацию верховной власти» утверждает моральный и телеологический примат народного блага над благом правящих.

      По заключению автора, три модуса политического верховенства народа отличаются друг от друга прежде всего степенью вовлеченности последнего в политический процесс. При «демократии» она максимальна, в случае «естественного права на виндикацию» — минимальна, «народный» же «суверенитет» занимает промежуточное положение между двумя этими экстремумами: здесь нет ни опасности решительного «отчуждения» народа от власти и узурпации ее «доверенными лицами», ни угрозы тирании со стороны самого народа. В этой «срединности», умеренности «народного суверенитета» он видит одну из причин того, что именно этот модус символически оформляет архитектонику современной демократии.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-6-29

      Страницы: 6-29

  • № 2, 2017

  • № 3, 2015

    • Экономический рост и выбор политического курса в авторитарных режимах: «недостающее звено»

      Статья посвящена вопросу о том, каковы условия, создающие возможности для экономического роста в авторитарном контексте. На основе анализа динамической математической модели авторы демонстрируют, что с точки зрения перспектив экономического роста в недемократических режимах совокупная продуктивность факторов производства (TFP) имеет даже большее значение, чем длинный горизонт планирования у вовлеченных сторон. Согласно их заключению, именно TFP является ключевым фактором, определяющим устойчивость экономики по отношению к неудачным политическим решениям. Кроме того, при высоких значениях TFP легче согласовывать экономические интересы разных групп общества. Использованный в статье подход к моделированию экономической политики позволяет учитывать сразу три уровня объяснения экономических успехов и неудач: уровень конкретных решений по поводу экономического курса, уровень институтов и уровень фундаментальных характеристик экономики, определяющих перспективы экономического развития.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2015-78-3-50-74

  • № 4, 2011