Макаркин А.В.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Макаркин А.В.
  • № 3, 2021

    • Православие и либерализм в российской политике

      В России, в отличие от других современных православных европейских стран, никогда не было сочетания борьбы за церковную автокефалию со становлением политического плюрализма, что объективно сближало Церковь и либералов. Особенностью российского либерализма является его поздний, а следовательно, «догоняющий» характер. В XIX в. либерализм уже не нуждался в религиозной санкции, апелляция к Священному Писанию выглядела архаичной. Не меньшее значение имеет и такая российская черта, как расхождение светской и духовной традиций. После появления в России дуалистической монархии (1906—1917 гг.) религиозная тематика перестала табуироваться, но христианского либерализма как влиятельного течения так и не сложилось. Попытки соединения либеральной и христианской идей в дореволюционной российской политике сталкивались с целым рядом проблем. Практические результаты были невелики либо из-за электоральной невостребованности, либо вследствие блокирования конкретных инициатив на государственном и церковном уровнях. Продвижение либеральных ценностей противоречило православной ортодоксии, а главная целевая электоральная группа — низшее духовенство — находилась в сильной зависимости от священноначалия. В постсоветской России, в противовес странам Центральной Европы, возрождения христианской политики, в том числе в ее либеральном варианте, не произошло. Все подобные проекты так и остались маргинальными. Епископат ориентирован на сотрудничество с властью, а среди верующих поддержка либеральных идей невелика. В будущем возможно постепенное усиление либеральных тенденций внутри Церкви, но российский вариант христианской демократии по-прежнему маловероятен.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-102-3-99-124

      Страницы: 99-124

  • № 2, 2020

    • Полифония Русской церкви: государственный фактор, общественный запрос и вызов пандемии

      Распространенное представление о Русской православной церкви (РПЦ) как о неспособном к развитию институте нуждается в существенной корректировке. Присущий Церкви консерватизм не следует путать с реакционностью, которая не является ее имманентным признаком. Более того, можно говорить о внутренней полифонии Церкви, вбирающей в себя достаточно широкий спектр взглядов.

      Исторически РПЦ отличалась чрезвычайно высокой степенью адаптивности, способностью интегрировать разные традиции даже в столь консервативных сферах, как богослужение, однако в советские годы она «капсулировалась», во многом превратившись в герметичную структуру, ориентированную на сохранение традиции. Современная ситуация в российском православном сообществе характеризуется громадным разрывом между численностью «номинальных» и «воцерковленных» верующих. При этом невысокая и размытая массовая религиозность компенсируется и как бы замещается повышенной активностью воцерковленного меньшинства и служителей религиозного культа. Но активное меньшинство в РПЦ неоднородно и распадается на несколько групп, важнейшими из которых являются консерваторы и прагматики.

      Внутренняя полифония РПЦ наглядно проявилась во время пандемии коронавируса 2020 г. И дело не сводится к привычному противостоянию либералов и консерваторов, непосредственно затрагивая церковно-государственные отношения, а также вопрос о роли конфессий в современном обществе. Пандемия не только обострила противоречия между прагматиками и консерваторами, но и привела к серьезным разногласиям между государством и Церковью, оглядывающейся в своих решениях на влиятельных консерваторов. Однако, поскольку Церковь как институт не готова к оппонированию государственной власти, сложившаяся модель отношений между ними, скорее всего, сохранится, хотя, возможно, и станет менее идиллической.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-104-125

      Страницы: 104-125

  • № 1, 2019

    • Православие: как национализм побеждает универсализм

      История новой украинской автокефалии в очередной раз показывает утопичность идеи универсального православия, основанного на строгом соблюдении евангельских принципов. Хотя официально их отстаивают все участники нынешнего церковного конфликта, на практике никто из них этим принципам не следует. Место универсализма занимают конкурирующие между собой версии национализма, дающие Церквям дополнительную легитимацию во все более секуляризирующихся обществах, уделяющих мало внимания церковной догматике, но при этом сохранивших архаичные черты. Ключевым фактором мировой православной политики является многолетнее соперничество Русской и Константинопольской церквей, во многом связанное с конкуренцией двух национальных идей — российской и греческой. Этот фактор стал причиной одностороннего предоставления Константинопольской церковью автокефалии Православной церкви Украины. Украинское автокефалистское движение изначально основано на демонстративном отталкивании от Москвы и носит антиимперский политизированный характер. Константинопольский универсализм, за которым скрывается многовековой национализм, привел к парадоксальному результату — Вселенский патриархат легитимировал создание национальной Церкви, ориентированной на максимальное ослабление своего главного конкурента. И это несмотря на то, что в состав Православной церкви Украины не вошла крупнейшая в стране по числу приходов Украинская православная церковь, являющаяся составной частью Московского патриархата.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-92-1-41-59

      Страницы: 41-59

  • № 2, 2006

  • № 3, 2002

    • "Питерская" команда в Москве: политическое окружение российского президента

      Объектом исследования А.В.Макаркина стали источники формирования, этапы становления и развития, и перспективы той части политического окружения президента В.Путина, за которым закрепилось название «Питерская команда». Автор считает ее одним из наиболее влиятельных коллективных игроков на российской политической арене. Команда в целом находится на подъеме и прогнозируется вероятность ее дальнейшей кадровой экспансии.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2002-26-3-68-85

      Страницы: 68-85

  • № 1, 2002

  • № 5, 2001

    • КПРФ в начале нового тысячелетия

      А.В.Макаркин исследует нынешнее состояние и перспективы одной из крупнейших отечественных политических партий – КПРФ. В статье рассматривается динамика ее элек­торального, организационного, финансового, имиджевого ресурсов.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2001-5-23-94-111

    • «Старая парадигма» и новая мировая политика

      В материале И.М.Бунина, А.Ю.Зудина, Б.И.Макаренко и А.В.Макаркина констати­руется, что события 11 сентября привели в масштабное движение тот мировой порядок, который сложился за последнее десятилетие. В своем прогнозе авторы предпринимают по­ пытку определить как контуры нового «переходного миропорядка», так и сконструиро­вать сценарии развития на ближайшее будущее.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2001-5-23-236-248

  • № 3, 2000

  • № 1, 1998

    • Региональные политические элиты: смена поколений

      Хотя после августа 1991 г. в структуры исполнительной и законодательной власти ряда регионов пришли «новые люди», они, как правило, находятся в подчинении у «старых» причем со временем. эта тенденция все более нарастает, — отмечается в статье А.В.Макаркина, посвященной российским региональным элитам.

      DOI: 10.30570/2078-5089-1998-7-1-33-49

      Страницы: 33-49