Мартьянов В.С.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Мартьянов В.С.
  • № 1, 2017

    • Политическая онтология Модерна: в поисках ускользающего большинства

      Политический порядок Модерна претерпел ряд существенных трансформаций, обусловленных динамикой структуры модерного общества, меняющей представления о большинстве как онтологическом основании данного политического проекта. Большинство практически никогда не бывало статистическим; каждый раз оно целенаправленно созидалось ведущими политическими субъектами в коллективном воображении общества, являясь предметом динамического консенсуса. В статье рассматривается несколько исторических констелляций большинства внутри меняющейся социальной структуры общества Модерна, анализируются причины их возвышения и факторы ослабления. По заключению В.Мартьянова, легитимация глобального политического порядка постепенно утрачивает потребность в опоре на некогда сакральный концепт воли большинства, что создает условия для утверждения недемократических способов легитимации.

  • № 3, 2011

    • Пришествие капитализма: моральный коллапс или модернизация морали?

      В статье исследуется соотношение капитализма и этики. Авторы показывают, что моральный коллапс, связанный с возникновением и развитием капиталистической миросистемы, в действительности означал лишь появление все более разраставшейся сферы, в которой на ценностном уровне доминировали принципы капиталистической морали. По мнению авторов, моральный коллапс проявился не в полном поражении всякой морали или хотя бы морали альтруистической, но в постоянном крушении попыток рационального обоснования этических норм. Подробно проанализировав различные попытки моральной компенсации капитализма с начала Нового Времени до позднего Модерна, В.Мартьянов и Л.Фишман приходят к заключению, что даже наиболее успешные из них давали лишь временный эффект.

  • № 3, 2010

    • Политический Модерн за пределами Европы: ценностное единство и институциональное разнообразие

      Политический проект Модерна, основанный на либеральном консенсусе модерновых идеологий как легитимном обеспечении капитализма, первоначально отождествлялся классической социологической и политической мыслью лишь с его европейской версией – привилегированной и «канонической». Однако успешное расширение политической надстройки Модерна над капитализмом за пределы Европы обнаружило единство ценностного ядра Модерна и вместе с тем разнообразие его институциональных моделей в разных регионах мира. В статье доказывается, что институциональная вариативность Модерна практически не связана со все менее значимыми для современности предшествующими традициями разных обществ, переоцененными концепцией «множественных современностей». Наоборот, можно говорить о глобальном идейно-ценностном единстве политического Модерна, вариативность реализации которого обусловлена исторически неодновременным охватом капитализмом и политическим проектом Модерна разных частей человечества, а также перманентной трансформацией и делегитимацией системы современных наций-государств как первоначальной политической формы Модерна.

  • № 4, 2009

    • Прогностика дальнего прицела: в поисках будущего для России и мира

      Статья посвящена обоснованию тезиса о необходимости принципиальной смены проблемного фокуса российской политической науки. Констатируя, что российская политология сегодня находится на развилке, В.Мартьянов выделяет несколько возможных направлений ее развития. Первый путь – удовлетвориться статусом «нормальной» (по отношению к существующим «универсальным» образцам) науки и тем самым обречь себя на вторичность и несамостоятельность в выборе ценностей и целей. Второй путь – замкнуться в себе, трактуя универсальное как национальное. Наконец, третий путь связан с верой в то, что наше политическое как особенное может стать интересным для остального мира, а следовательно – всеобщим, породить новые ценности и цели если не в настоящем, то в будущем. По мнению Мартьянова, Россия, безусловно, может выступить в роли генератора новых принципов глобального Модерна – но лишь в том случае, если предложит решения, рассчитанные не только и не столько на нее самоё, сколько на человечество в целом.

  • № 1, 2009

    • Парадигмы российской политологии

      В статье выделяются и анализируются особенности трех этапов, пройденных российской политической наукой с момента ее официальной легализации в 1980-е годы. По заключению В.Мартьянова, на первом этапе главный вектор развития отечественной политологии определялся некритичным заимствованием массива теорий, от которых российское обществознание было изолировано по идеологическим причинам. В этот период в ней господствовали методологические и мировоззренческие установки транзитологических теорий, постулировавших неизбежность перехода к «идеальным типам» демократии и капитализма, существующим в развитых странах. Разочарование в эффективности прямого переноса западных институтов на отечественную почву обернулось на втором этапе выдвижением на передний план цивилизационных и националистических концепций, подчеркивавших социокультурную специфику России. Наконец, третий этап связан с теориями глобализации, попытками преодолеть чрезмерную зависимость от внешних интеллектуальных и политических императивов и поиском новой универсальности России в постбиполярном мире как органичного продолжения ее «особости».

  • № 4, 2006

    • Моральный тупик цивилизационной парадигмы.

      Работа В.С.Мартьянова и Л.Г.Фишмана посвящена методологической и мировоззренческой критике цивилизационной парадигмы современного обществознания. Авторы обосновывают тезис, согласно которому цивилизационная парадигма является политкорректным и культуроцентричным аналогом биологических теорий расизма.