Мартьянов В.С.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Мартьянов В.С.
  • № 1, 2022

    • Магия белого прогрессора: от глобального каргокульта к новой политической нормальности

      Ценностно-институциональное ядро, легитимировавшее историческое возвышение и глобальное доминирование Запада, все чаще становится объектом критики. Общему пересмотру подвергаются исходные координаты либерального консенсуса, обещавшего человечеству постоянный рост уровня жизни и возможностей благодаря универсальности моделей саморегулируемых рынков и либеральных демократий. Фоновые глобальные тенденции, в том числе в самих западных обществах, демонстрируют обратное — стагнацию или сокращение ресурсной базы основной части населения на фоне радикализации экономического неравенства, корпоративную игру на понижение стоимости труда (глобальная уберизация), формирование элитарных демократий ограниченного доступа, игнорирующих принципы равенства и интересы большинства. В результате ценности, практики и институты, ранее рассматривавшиеся как патологические отклонения, институциональные ловушки и архаика (отсталость), последовательно превращаются в новую глобальную нормальность. Соответственно, набирают вес теории, описывающие контуры глобального будущего преимущественно в нерыночных, а порой и в нелиберальных категориях. Эти теории фиксируют новые форматы распределения общественных ресурсов, в основе которых лежат не рынок и демократия, а рентные механизмы, перераспределительное политическое регулирование и дифференцированная ценность для государства разных социальных групп.

      В статье высказывается точка зрения, что применительно к экономике формирующаяся новая нормальность связана с намечающимся консенсусом относительно права граждан на базовую политическую ренту или иные формы дифференцированного доступа к ресурсам, способные обеспечить им достойное существование в условиях нарастающей неэффективности рыночных коммуникаций. В свою очередь, в политике новая нормальность предстает как потенциальный коммунитарный поворот, опирающийся на совокупность левых, националистических и популистских дискурсов, объединенных ресентиментной идеей возвращения распределяющему ресурсы государству ключевой роли в регулировании радикальных неравенств в интересах большинства.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2022-104-1-24-49

      Страницы: 24-49

  • № 3, 2020

    • Модерн и революция

      Революция — это одновременно легитимирующий и отрицаемый центр идеологических координат Модерна. По скорости социальных перемен историческую эволюцию Модерна от раннеиндустриальной, классово-национальной политической формы к позднему, или глобальному, состоянию трудно описать иначе, нежели как революцию низкой интенсивности. Вместе с тем эта перманентная модернизация не революционна в том смысле, что периодические расколы элит, элитные перевороты, национально-освободительные движения и т.п. сами по себе не предполагают принципиальных изменений ценностно-институциональной конституции модерного политического порядка. Соответственно, возможность новой революции обусловлена потенциальным отказом современного общества от развертывания революции Модерна в пользу альтернативного утопического политического проекта, превосходящего действующую конфигурацию социальных сил с точки зрения своей способности к политической легитимации, универсализации и тотализации. Если капитализм, легитимирующий его либеральный консенсус и нация-государство как доминирующий формат их синтеза являются ценностно-институциональной квинтэссенцией политического порядка Модерна, то именно вызовы свободным рынкам, либерализму и национализму и будут наиболее очевидным способом кристаллизации революционных движений. В настоящее время, несмотря на постмодернистскую и неолиберальную критику либерального консенсуса, растущий популизм, ставшие очевидными пределы рыночной модели капитализма, изъяны представительной демократии, ослабление социального государства и иные вызовы политическому порядку позднего Модерна, речь идет скорее о его внутренних трансформациях, нежели о полноценной альтернативе этому порядку. В перспективе серьезная (и, возможно, революционная) его коррекция может стать следствием усиливающейся рентной перестройки капитализма.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-6-33

      Страницы: 6-33

  • № 4, 2018

    • Глобальный упадок капитализма: политические последствия

      На основе анализа новейших тенденций в развитии современных обществ В.Мартьянов высказывает гипотезу, что капитализм как историческое явление переживает кризис кризисов, поскольку все известные способы разрешения присущих ему противоречий, связанные с географической экспансией капитала, коммодификацией различных сфер общественной жизни и производством кредитных финансовых пузырей, исчерпали свою эффективность, достигнув естественных пределов. Согласно его заключению, выход из кризиса уже не может быть экономическим, ибо это лишь усугубит структурные противоречия мировых рынков очередным финансовым крахом и/или пространственной переброской эпицентра кризиса по центр-периферийной оси мироэкономики. Глобальный упадок капитализма требует политических решений, связанных с признанием и легитимацией новой политической онтологии (размывание привычных экономических классов, подъем прекариата и разных меньшинств), трансформацией принципов социальной стратификации и изменением условий доступа разных социальных групп к общественным ресурсам. Очевидно, что новой конфигурации социальных групп придется обновлять основания социального согласия и распределения общественных ресурсов в условиях общества без экономического роста, массового труда и с ведущей ролью государства. При этом в ситуации давления монетарного социального порядка политический формат наций-государств обеспечивает все меньше возможностей для большинства, уязвимость позиций которого нарастает. По оценке автора, по мере окончательного исчерпания стратегий экспансии свободных рынков и тотальной коммодификации общественных отношений все бóльшую ценностную и институциональную привлекательность будет приобретать альтернатива капиталистическому порядку в виде рентного доступа, связанного с государством, безусловным доходом и признанием внеэкономической ценности каждого человека.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2018-91-4-140-161

      Страницы: 140-161

  • № 1, 2017

    • Политическая онтология Модерна: в поисках ускользающего большинства

      Политический порядок Модерна претерпел ряд существенных трансформаций, обусловленных динамикой структуры модерного общества, меняющей представления о большинстве как онтологическом основании данного политического проекта. Большинство практически никогда не бывало статистическим; каждый раз оно целенаправленно созидалось ведущими политическими субъектами в коллективном воображении общества, являясь предметом динамического консенсуса. В статье рассматривается несколько исторических констелляций большинства внутри меняющейся социальной структуры общества Модерна, анализируются причины их возвышения и факторы ослабления. По заключению В.Мартьянова, легитимация глобального политического порядка постепенно утрачивает потребность в опоре на некогда сакральный концепт воли большинства, что создает условия для утверждения недемократических способов легитимации.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-84-1-107-126

  • № 3, 2011

    • Пришествие капитализма: моральный коллапс или модернизация морали?

      В статье исследуется соотношение капитализма и этики. Авторы показывают, что моральный коллапс, связанный с возникновением и развитием капиталистической миросистемы, в действительности означал лишь появление все более разраставшейся сферы, в которой на ценностном уровне доминировали принципы капиталистической морали. По мнению авторов, моральный коллапс проявился не в полном поражении всякой морали или хотя бы морали альтруистической, но в постоянном крушении попыток рационального обоснования этических норм. Подробно проанализировав различные попытки моральной компенсации капитализма с начала Нового Времени до позднего Модерна, В.Мартьянов и Л.Фишман приходят к заключению, что даже наиболее успешные из них давали лишь временный эффект.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2011-62-3-129-142

  • № 3, 2010

    • Политический Модерн за пределами Европы: ценностное единство и институциональное разнообразие

      Политический проект Модерна, основанный на либеральном консенсусе модерновых идеологий как легитимном обеспечении капитализма, первоначально отождествлялся классической социологической и политической мыслью лишь с его европейской версией – привилегированной и «канонической». Однако успешное расширение политической надстройки Модерна над капитализмом за пределы Европы обнаружило единство ценностного ядра Модерна и вместе с тем разнообразие его институциональных моделей в разных регионах мира. В статье доказывается, что институциональная вариативность Модерна практически не связана со все менее значимыми для современности предшествующими традициями разных обществ, переоцененными концепцией «множественных современностей». Наоборот, можно говорить о глобальном идейно-ценностном единстве политического Модерна, вариативность реализации которого обусловлена исторически неодновременным охватом капитализмом и политическим проектом Модерна разных частей человечества, а также перманентной трансформацией и делегитимацией системы современных наций-государств как первоначальной политической формы Модерна.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2010-5859-3-54-65

  • № 4, 2009

    • Прогностика дальнего прицела: в поисках будущего для России и мира

      Статья посвящена обоснованию тезиса о необходимости принципиальной смены проблемного фокуса российской политической науки. Констатируя, что российская политология сегодня находится на развилке, В.Мартьянов выделяет несколько возможных направлений ее развития. Первый путь – удовлетвориться статусом «нормальной» (по отношению к существующим «универсальным» образцам) науки и тем самым обречь себя на вторичность и несамостоятельность в выборе ценностей и целей. Второй путь – замкнуться в себе, трактуя универсальное как национальное. Наконец, третий путь связан с верой в то, что наше политическое как особенное может стать интересным для остального мира, а следовательно – всеобщим, породить новые ценности и цели если не в настоящем, то в будущем. По мнению Мартьянова, Россия, безусловно, может выступить в роли генератора новых принципов глобального Модерна – но лишь в том случае, если предложит решения, рассчитанные не только и не столько на нее самоё, сколько на человечество в целом.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-55-4-61-74

  • № 1, 2009

    • Парадигмы российской политологии

      В статье выделяются и анализируются особенности трех этапов, пройденных российской политической наукой с момента ее официальной легализации в 1980-е годы. По заключению В.Мартьянова, на первом этапе главный вектор развития отечественной политологии определялся некритичным заимствованием массива теорий, от которых российское обществознание было изолировано по идеологическим причинам. В этот период в ней господствовали методологические и мировоззренческие установки транзитологических теорий, постулировавших неизбежность перехода к «идеальным типам» демократии и капитализма, существующим в развитых странах. Разочарование в эффективности прямого переноса западных институтов на отечественную почву обернулось на втором этапе выдвижением на передний план цивилизационных и националистических концепций, подчеркивавших социокультурную специфику России. Наконец, третий этап связан с теориями глобализации, попытками преодолеть чрезмерную зависимость от внешних интеллектуальных и политических императивов и поиском новой универсальности России в постбиполярном мире как органичного продолжения ее «особости».

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-52-1-167-181

  • № 4, 2006

    • Моральный тупик цивилизационной парадигмы.

      Работа В.С.Мартьянова и Л.Г.Фишмана посвящена методологической и мировоззренческой критике цивилизационной парадигмы современного обществознания. Авторы обосновывают тезис, согласно которому цивилизационная парадигма является политкорректным и культуроцентричным аналогом биологических теорий расизма.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2006-43-4-72-87