Медведев Ю.С.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Медведев Ю.С.
  • № 1, 2021

    • Концепция конкурентного авторитаризма и ее критика в научной литературе

      Концепция конкурентного авторитаризма Стивена Левицкого и Лукана Вэя стала одним из убедительных ответов на упадок транзитологической парадигмы, питавшей в свое время оптимистические ожидания по поводу демократизации тех политических режимов, которые соединяли в себе элементы демократии и авторитаризма. По логике Левицкого и Вэя, присутствие авторитарной составляющей не позволяет характеризовать такие смешанные режимы как демократические, и в этом смысле конкурентный авторитаризм — это именно авторитаризм. Вместе с тем от других форм авторитарных режимов его отличает неиллюзорная возможность оппозиции конкурировать за исполнительную власть.

      Концепция конкурентного авторитаризма нашла широкое применение в исследованиях политических режимов, однако обусловленная этим настоятельная необходимость все более глубокого осмысления ее положений породила у исследователей ряд критических замечаний. Основные претензии оппонентов вызывают операционализация понятия «конкурентный авторитаризм», историческая ограниченность его применения, а также идея Левицкого и Вэя о предопределенности демократизации конкурентных авторитарных режимов наличием широких и плотных связей с Западом, которые к тому же рассматриваются как некая застывшая объективная данность. В статье предпринята попытка свести воедино критические аргументы, высказывавшиеся в адрес концепции конкурентного авторитаризма в исследовательской литературе, и тем самым содействовать более взвешенной ее рецепции в отечественном научном дискурсе. По заключению автора, главные изъяны концепции связаны с интерпретацией причин уязвимости/стабильности конкурентных авторитарных режимов. Сосредоточенность на роли Запада и способности режима контролировать политический процесс оставляет за скобками ряд других существенных факторов, в том числе умение оппозиции противопоставить действующей власти некую реальную альтернативу, что особенно важно в российских условиях, где отсутствие такой альтернативы является одной из ключевых причин исключительной устойчивости авторитарного режима.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-100-1-154-169

      Страницы: 154-169

  • № 2, 2018

    • Протестантские корни современной государственности (К вопросу о влиянии Реформации на формирование института государства)

      Появившееся в Новое время понимание государства как института, обладающего монополией на легитимное физическое насилие, во многом перекликается с идеями Реформации и протестантизма. Наиболее важным в этом смысле является характерное для последнего отрицание или заметное снижение роли церковной иерархии, имевшее серьезные политические последствия. Идея посредника между Богом и человеком всегда была принципиальной для христианства: в этой роли мыслится сам Христос, об этом говорит основополагающий догмат христианской религии — догмат о Троице. Сделав главным источником веры Писание, в значительной мере элиминировав мистическую составляющую, отодвинув на второй план принцип апостольского преемства, протестантизм тем самым превратил церковную иерархию в ненужное функциональное удвоение посреднической роли Христа. Существенным фактором делегитимации церковной иерархии стало также преобладающее в протестантской догматике отрицательное решение вопроса о свободе воли.

      Проведя четкий водораздел между государством и Церковью, Реформация способствовала закреплению за Церковью монополии в деле спасения человеческих душ, а за государством — монополии на регулирование посюсторонних человеческих отношений. Став сугубо светским институтом, легитимация которого имеет преимущественно рационально-легальные основания, государство во многом утратило патерналистские функции, оказавшись исключительно внешней силой, взаимодействие которой с человеком сводится главным образом к «точечным» актам принуждения.

      DOI10.30570/2078-5089-2018-89-2-69-83

      Страницы: 69-83

  • № 2, 2010

    • Профессиональный статус как фактор успеха на региональных выборах

      На материале выборов в региональные законодательные собрания, проходивших по одномандатной части смешанной избирательной системы, Ю.Медведев анализирует зависимость электорального успеха кандидата от его профессионально-должностного статуса. В статье выявляются профессионально-должностные категории, принадлежность к которым обеспечивает кандидату электоральное преимущество, анализируются ресурсы, за счет которых оно достигается, и статистическими методами оценивается его величина. Автор приходит к выводу, что социально-профессиональная структура кандидатов на выборах в российские региональные ассамблеи сформировалась и едва ли претерпит серьезные изменения в ближайшем будущем.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2010-57-2-75-90