№ 2, 2020
Политические границы и религиозная солидарность: православные соотечественники в Восточной Азии
Статья посвящена анализу практик взаимодействия российского государства и Русской православной церкви в Восточной Азии в постсоветский период. Характер этого взаимодействия, как полагает автор, во многом определяется концепцией «соотечественников» — единого транснационального сообщества людей, которые проживают вне территориальных границ РФ, но составляют с ней единой целое. В рамках этой концепции православие рассматривается как важнейшая характеристика, обеспечивающая солидарность этого сообщества и вписывающая его в общее с Россией культурное пространство. Поддерживая действия РПЦ в регионе, российское государство надеется на усиление в нем своих позиций. Однако степень реального влияния РПЦ на проживающих там носителей русской культуры делает эти надежды довольно зыбкими.
По мнению автора, заключив себя в рамки концепции «соотечественников» и поставив знак равенства между русскими и православными, российское государство и Церковь серьезно ограничили возможную отдачу от тех усилий, которые прилагаются ими для повышения своего веса в азиатском регионе. Апеллируя к сообществу православных и подчеркивая его существование вне политических границ, и та, и другая сторона объявляют его национальным. Между тем микросообщества людей с российскими корнями, разбросанные по всей Восточной Азии, не образуют стабильного транснационального сообщества, скрепленного религией, которое могло бы играть значимую роль на региональном уровне. В итоге, делая акцент на выстраивании диалога с транснациональным сообществом соотечественников, российское государство и РПЦ de facto взаимодействуют с разрозненными структурами, довольно сильно отличающимися друг от друга в социальном, экономическом и культурном плане.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-126-141
Страницы: 126-141
Рассылка
Михалева А.А.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Михалева А.А.