№ 4, 2018
Статья посвящена исследованию причин и политического смысла все более активного обращения государства к прошлому в современной России. Отталкиваясь от постфундаменталистской традиции в политической философии, автор утверждает, что во время третьего срока В.Путина история превратилась в квазитрансценденцию, призванную придать политической жизни ценностное измерение. Об этом свидетельствуют, в частности, такие явления, как нарастающая «секьюритизация» исторической памяти и использование исторического аргумента для обоснования значимых политических решений. Выбор истории в качестве главного источника ценностной легитимации российской политии связан как с кажу- щейся очевидностью исторических фактов, так и с неразвитостью в России морального дискурса при доминировании этики добродетелей над этикой принципов.
На основе дискурсивного анализа выступлений Путина в 2012—2018 гг. автор приходит к выводу, что главным действующим лицом российской истории выступает государство, а ключевой политической добродетелью — служение ему. Убедительность исторических аргументов обусловливается, во-первых, представлением об объективности прошлого, а во-вторых, эмоциональной силой образов героев, пожертвовавших собой во имя Отечества. Последнее объясняет не только доминирование военных сюжетов, но и стремление властвующих элит вытеснить тематику политических репрессий на обочину публичного пространства, чтобы эмоционально сильные образы жертв не использовались для обоснования альтернативных политических ценностей.
Посредством перформативных высказываний Путин вводит историческую тематику в различные направления государственной деятельности и расширяет пространство актуального прошлого за счет дореволюционного периода. Репертуар используемого в политических целях прошлого ограничивается событиями, которые предшествуют началу 1990-х годов, то есть тому «моменту политического», когда началось формирование современной российской политии. Это ведет ко все большей автономизации пространства коллективной памяти. Для того чтобы соотносить коллективное «Мы» со страницами далекого прошлого, требуется воображение, однако то же воображение нередко порождает собственный смысловой мир, далекий от реаль- ных политических проблем сегодняшнего дня.
DOI: 10.30570/2078-5089-2018-91-4-6-31
Страницы: 6-31
Рассылка
Пахалюк К.А.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Пахалюк К.А.