№ 4, 2012
Модернизация и политический ислам в Турции
Тщательно проанализировав историю возникновения турецкого светского государства и его последующую трансформацию, В.Сергеев и С.Саруханян приходят к заключению, что успех политического ислама в Турцииневерно объяснять исключительно текущей политической конъюнктурой или харизматическими качествами Реджепа Эрдогана. Согласно их оценке, политический ислам в стране будет укрепляться и дальше. Вместе с тем в статье показывается, что победа над кемалистскими институтами отнюдь не означает, что «турецкая модель» политического ислама состоялась. В действительности она все еще находится в стадии становления и вскоре столкнется с серьезными вызовами, главным из которых является идеологический.
№ 3, 2012
«Белая революция»: провал модернизации сверху
Статья посвящена изучению причин провала «Белой революции» – политики модернизации, осуществлявшейся шахом ИранаМохаммедом Реза Пехлеви начиная с 60-х годов XXв. Тщательно проанализировав экономические, политические и социальные составляющие «Белой революции», В.Сергеев и С.Саруханян приходят к выводу о полной несостоятельности подхода, согласно которому иранская модернизация потерпела неудачу из-за реакционности и консервативности общества. Проведенное ими исследование убедительно доказывает, что роковую роль в судьбе модернизационного проекта сыграла неспособность (или нежелание) шаха модернизировать систему управления государством и модель взаимоотношений с обществом. Истоки крушения иранской монархии и проводимого ею курса, считают авторы, кроются в реакционности самой этой монархии, которая присвоила себе монополию на выражение «общественного блага», отказывая обществу в праве самому формулировать и представлять свои интересы.
№ 1, 2012
«Интуитивная политика» в раннесредневековых предгосударствах: Амальфи и Венеция
Традиционный подход в политической науке не делает различия между устоявшимися и складывающимися государствами, предпочитая рассматривать государство как таковое и выделяя лишь особые политические системы. Считая данный подход принципиально неверным, В.Сергеев высказывает гипотезу, что так называемые «становящиеся государства» не являются государствами в полном смысле этого слова, представляя собой скорее плотные клубки социальных сетей, в структуре которых слабо просвечивают возникающие политические институты. На основе анализа политического развития двух раннесредневековых «предгосударств» – Амальфи и Венеции – в статье показывается, что в подобного рода образованиях политика носит как бы предсознательный, интуитивный характер и развертывается прежде всего как тренд.
№ 4, 2008
Типология моделей инновационного развития
Статья посвящена исследованию моделей экономической модернизации и типов национальных инновационных систем, эту модернизацию обеспечивающих. На основе анализа существующих в мире инновационных систем, авторы выделяют три базовые модели инновационного развития: «евроатлантическую», «восточноазиатскую» и «альтернативную». Первая модель, характерная главным образом для стран евроатлантического региона, предполагает наличие полного инновационного цикла – от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта. В инновационном цикле стран, использующих вторую модель, по сути, отсутствует стадия формирования фундаментальных идей. Ориентируясь на экспорт высокотехнологической продукции, эти страны обычно заимствуют сами технологии у других государств. Наконец, в рамках третьей модели слабо представлен не только блок фундаментальной и прикладной науки, но и высокотехнологический компонент как таковой. Инновационное развитие данного типа связано с переориентацией инновационной политики с high-tech на high-hume, что нередко позволяет достичь очень высоких темпов экономического роста.
DOI: 10.30570/2078-5089-2008-51-4-6-22
Страницы: 6-22
№ 1, 2008
Инновации как политическая проблема
Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что возникновение и адаптация инноваций не могут считаться чисто экономическими проблемами. Отталкиваясь в своих рассуждениях от классификации обществ в зависимости от присущих им способов легитимации инноваций, В.Сергеев показывает, что сам факт «принятия» инновации имеет глубоко социальную природу и неразрывно связан с общей способностью социума к изменению. На основе анализа политических, экономических и социальных аспектов процесса легитимации инноваций он делает вывод о неустранимо политическом характере инновационной активности. По его мнению, данный вывод имеет фундаментальное значение для понимания социальной эволюции, что превращает исследование инновационной активности в одно из центральных направлений политической науки.
№ 3, 2004
В рецензиях В.М.Сергеева рассматриваются книги, связанные с исследованиями восприятия образов власти населением России, и самой властью.
DOI: 10.30570/2078-5089-2004-34-3-201-206
Страницы: 201-206
№ 4, 2000
Россия и новый мировой порядок
Анализируя проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономическую систему на стадии ее глобализации, В.М.Сергеев и Т.В.Полякова предлагают решить эту задачу путем создания «ворот в глобальный мир», то есть системы нескольких регионов, в которых концентрируются всевозможные ресурсы и через которые проходят финансовые, товарные и миграционные потоки.
DOI: 10.30570/2078-5089-2000-18-4-184-197
Страницы: 184-197
№ 1, 2000
Президентские выборы 2000 г. и парадигмы развития России («круглый стол»)
Материал «Президентские выборы 2000 г. и парадигмы развития России» включает выступления участников «круглого стола», проведенного 20 марта с.г. в Фонде «РОПЦ».
DOI: 10.30570/2078-5089-2000-15-1-5-27
Страницы: 5-27
Рассылка
Сергеев В.М.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Сергеев В.М.