Тесля А.А.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Тесля А.А.
  • № 1, 2020

    • Детективы, шпионские романы и национальное государство Болтански Л. Тайны и заговоры: По следам расследований / Пер. с фр. А.Захаревич; науч. ред. О.Хархордин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019

      «Тайны и заговоры» — обстоятельное исследование Люка Болтански последнего (на данный момент) периода развития его мысли. Проблематика классических детективных и шпионских романов рассматривается им в перспективе анализа устройства социального знания, и прежде всего знания социологического. Теоретическая проблематика в данном случае обусловлена «уликовой парадигмой» в понимании Карло Гинзбурга и вопросом о том, насколько социологическое знание воспроизводит модели, присущие классическим детективам и шпионским романам или находится с ними в родстве. Вместе с тем социологическое рассмотрение «тайны» и «заговора» в рамках названных жанров представляет и самостоятельный интерес. Согласно Болтански, эти жанры не только возникают в рамках национального государства, но и воспроизводят как необходимую рамку его образ. Если детектив построен на локальном беспокойстве, тайне как обозначении преступления, то есть сведении непрозрачности к преступному в юридическом и в моральном смысле, то шпионский роман, особенно в его зрелых формах, отражает всеобъемлющую тревогу и, в частности, неспособность государства служить своему назначению. В то же время движение шпионского романа как жанра демонстрирует логику «сконструированной реальности», образуя показательную рифму с синхронными социологическими теориями. Отграничивая социологическое познание от моделей воображаемого в уголовном следствии, журналистском расследовании, детективном и шпионском повествованиях, Болтански вместе с тем отмечает сходство социологического воображения и большого социального романа XIX в., предлагая рассматривать последний как модель сохранения критического отношения к познаваемой реальности.

      DOI: DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-184-191

      Страницы: 184-191

  • № 2, 2019

    • «Народный роман» в идеологическом контексте. Эко У. Superman для масс: Риторика и идеология народного романа / Пер. с ит. Ю.Галатенко. М.: Слово/Slovo, 2018

      В русском переводе «Superman для масс» Умберто Эко вышел в 2018 г., но включенные в него очерки были написаны задолго до этого — в 1965—1976 гг. Собственно, этим они во многом и интересны, ибо, отражая идеологическую и политическую «подкладку» конкретных теоретических построений автора, они вместе с тем позволяют с временнóй дистанции взглянуть на содержащиеся в этих построениях предвозвестники будущей теории.

      Теоретическая рамка рассматриваемого сборника отсылает к периоду, предшествующему 1968 г., — это и остающееся само собой разумеющимся деление культуры на «высокую» и «низкую», и представление об освобождающем потенциале культуры как таковой и «революционности» любого подлинного произведения искусства. В этом плане трактовка «народного романа» выглядит однозначной — как текстов, несущих в себе «реформистское» и, следовательно, «консервативное» ви́дение. Отождествление «реформы» и «консерватизма» происходит за счет указания на то, что всякая «реформа» предполагает сохранение социального порядка и тем самым не только не ставит его под вопрос, но и укрепляет через повторение. Тем не менее анализ в логике Эко особенностей самого влиятельного «народного романа», «Парижских тайн», демонстрирует наличие у подобного рода текстов иного потенциала — способности вводить проблематику, которая в другой форме была бы неприемлема для читателей. В итоге «народный роман» и «массовая литература» оказываются сферами не только утверждения наличного порядка, но и введения принципиального новых по отношению к нему элементов, снимая сопротивление аудитории через эффект избыточности, представления нового в ряду со знакомым.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-185-190

      Страницы: 185-190

  • № 1, 2018

    • Создавая и защищая новое общество Хоффманн Д.Л. Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм. 1914–1939 / Пер. с англ. А.Терещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2018

      Публикуемый материал представляет собой рецензию на перевод книги американского историка Дэвида Хоффманна «Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм», вышедшей на языке оригинала в 2011 г. По оценке автора рецензии, эта книга ценна и интересна прежде всего анализом в сравнительной перспективе целого ряда практик и институций, традиционно мыслящихся как специфически или в первую очередь советские. Однако речь отнюдь не идет о «нормализации» советского опыта. Ключевой тезис работы состоит прямо в противоположном — советская система, сложившаяся к 1930-м годам, была уникальной, но ее исключительность определяется не тем, что она породила какие-то невиданные, принципиально новые практики. Специфика Советского Союза заключается в том, что он с невиданной интенсивностью задействовал и развил те методы государственного насилия, которые формировались в мире до и в ходе Первой мировой войны. Обращаясь к примеру Советского Союза, Хоффманн наглядно демонстрирует, что может произойти в ситуации, когда институты и практики «социального государства» не связаны правами граждан. Экстремальность советского случая обусловлена именно тем, что первые могли полностью развернуться, не встречая значимого противодействия со стороны вторых.

      DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-196-203

      Страницы: 196-203

  • № 4, 2017

  • № 3, 2017

  • № 3, 2016

    • Политическое воззрение (Шмитт К. Понятие политического: Сборник / Пер. с нем. Ю.Ю.Коринца, А.Ф.Филиппова, А.П.Шурбелева. — СПб.: Наука, 2016)

      За последние полтора десятилетия Карл Шмитт прочно вошел в отечественное интеллектуальное пространство: если не с основными положениями его концепции, то, по меньшей мере, с определением политического как противопоставления «друга» и «врага» сейчас знакомы все, кто хоть как-то соприкасается с областью политической теории и философии. Понимая, что едва ли есть смысл рецензировать тексты, мало того что вышедшие 80–90 лет тому назад, но еще и успевшие за минувшие десятилетия стать классическими и породить многообразную литературу, А.Тесля ставит перед собой принципиально иную задачу – выделить несколько возможных продуктивных поворотов обсуждения из числа тех, которые могут быть актуальными в контексте отечественной политической мысли, но которые пока недостаточно артикулированы.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-184-196

  • № 1, 2014

    • «Речи к немецкой нации» Фихте: нация, народ и язык

      На основе анализа «Речей к немецкой нации» и контекста их появления А.Тесля приходит к выводу, что националистическую доктрину Фихте надлежит объяснять исходя из ситуации философствования, а не из внутренней логики идеи. Из фихтевского учения о праве и морали вытекало учение о нации, в идеале долженствующей быть тождественной народу, что подразумевало исключение из народа тех, кто не способен войти в нее. Именно невозможность образовать такую нацию чисто политическими средствами привела к необходимости утверждения неполитического основания, «нации в становлении» как культурной общности. Сформулированную в итоге национально-демократическую доктрину Тесля квалифицирует как революционную, подчеркивая, что ее воплощение в жизнь предполагало радикальное изменение порядка вещей, своего рода религиозный переворот, где «народом избранным» представала «немецкая нация».

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-72-1-80-91

  • № 4, 2013

    • Рыбка и наблюдатель Вен П. Фуко: Его мысль и личность / Пер. с фр. А.В.Шестакова. – СПб.: Владимир Даль, 2013

      Высоко оценивая рецензируемую работу, А.Тесля обращает внимание на то, что ее автор не претендует на аутентичное отражение мысли М.Фуко и его цель – передать свое понимание Фуко, где человек и мысль неразделимы и вместе с тем даны в личной перспективе – перспективе того, что созвучно автору, воспринимается им как важное или, напротив, вызывает отторжение. По заключению рецензента, П.Вену удалось сохранить идеальное равновесие между мемуарными фрагментами и интерпретацией ключевых установок философа, нарисовать портрет друга, образ которого, сложившийся в ходе непосредственного общения, прояснен чтением текстов, недоступных при его жизни или оказавшихся тогда вне поля зрения.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2013-71-4-168-175

  • № 1, 2013

    • Концепция общества, народа и государства И.С.Аксакова (Первая половина 1860-х годов)

      В статье на основе широкого круга источников, включая ранее не публиковавшиеся архивные материалы, рассматривается трансформация общественно-политических взглядов славянофилов в трудах И.Аксакова. Проанализировав политические импликации отказа последнего от бинарного противопоставления «государства» и «народа», «народа» и «публики», А.Тесля показывает, что Аксаковым была создана довольно последовательная концепция «неполитического либерализма», где постоянное указание на «неполитичность» могло повторяться и утверждаться лишь за счет предельно суженного толкования «политического», тем самым высвобождая пространство для складывания политического обществакак пространства оформленного общественного мнения.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2013-68-1-65-79