№ 1, 2021
В статье анализируются образы иркутского центра в воспоминаниях представителей двух маргинальных групп — беспризорников и торговцев, живших и работавших там в период с 1999 по 2006 г., а также его современные репрезентации в публичных высказываниях городских элит. Цель исследования заключается в том, чтобы установить, какие функции городской центр выполнял в годы глубоких социальных трансформаций и почему об этом пытаются как можно скорее забыть.
По мнению автора, именно упоминаемые респондентами локальности и совершавшиеся в них действия во многом сформировали нынешние представления о периоде социального хаоса в «постсоветском» городе — периоде неопределенности, насилия и страха. Сегодня эти места и функции по большей части остались лишь в воспоминаниях, которые постепенно замещаются упрощенными и эмоционально насыщенными мифами о прошлом, транслируемыми городскими политическими режимами. Последние вытесняют из центра маргинальные группы, редактируют занимаемые ими прежде локации, параллельно меняя и связанную с этими территориями коллективную память.
В статье выдвигается и обосновывается гипотеза, согласно которой на чиная с середины 1990-х годов и практически до конца «нулевых» данные территории использовались большинством горожан в качестве внеинституционального интерфейса, необходимого для подключения к городскому ре сурсному узлу. Эта функция стала причиной ожесточенных конфликтов, в ходе которых многочисленные силовые операторы пытались установить монополию на взимание ренты с сосредоточенных там человеческих и ресурс ных потоков. Представление о центре как о девиантном месте конструировалось одновременно городскими режимами и маргинальными группами: для первых оно служило оружием в борьбе за «право на город», вторые связывали его с пережитой коллективной травмой.
DOI: 10.30570/2078-5089-2021-100-1-106-136
Страницы: 106-136
№ 1, 2020
Статья посвящена противостоянию между влиятельными группами, то есть коалициями акторов, обладающих доступом к городским институциональным ресурсам, и жителями локальностей, подпадающих под программы развития застроенных территорий, в медийном пространстве Иркутска и Красноярска. Программы развития застроенных территорий квалифицируются автором как попытки влиятельных групп присвоить обширные городские локальности с целью извлечения прибыли. При этом влиятельные группы конструируют оправдывающий экспансию образ города и отдельных его фрагментов, который оспаривают жители, отстаивающие собственные представления о спорных территориях. Позиции противоборствующих сторон находят отражение в публичных высказываниях, связывающих с локальностью, за обладание которой идет спор, определенные социальные и пространственные смыслы.
В статье анализируется аргументация сторон при определении символического пространства спорных территорий, речевые приемы влиятельных групп, используемые ими для утверждения своего права на город, и их восприятие жителями. Цель статьи заключается в фиксации значений, придаваемых влиятельными группами и жителями оспариваемым территориям, нарративов, оправдывающих действия по проектированию их будущего. Обозначающие спорные территории топонимы трактуются как «пустые знаки», содержание которых задают участники медийной дискуссии, связывая их с теми или иными пространственными, эмоциональными или социальными категориями. Транслируемый влиятельными группами образ спорных территорий Иркутска и Красноярска рассматривается через метафору фронтира: позиция власти сопоставляется с позицией колонизатора, осваивающего территории путем силового перераспределения имеющегося у местного населения ресурса. В легитимационных нарративах власти изъятие этого ресурса оправдывается отсталостью и девиантностью его прежних владельцев, а также императивами «прогресса». Вместе с тем в отдельных случаях экспансия влиятельных групп стимулирует консолидацию жителей, способных в перспективе превратиться в значимого игрока на политической сцене постсоветских городов.
DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-98-116
Страницы: 98-116
№ 1, 2013
В статье обосновывается возможность использования массовой литературы в качестве источника информации о существующих в обществе социальных стереотипах. Опираясь на тексты одного из столпов отечественного криминального романа – Дарьи Донцовой, – Д.Тимошкин показывает, как растворенные «в воздухе» социальные стереотипы обретают в произведениях массовой литературы плоть и кровь, тем самым превращая их в своеобразный путеводитель по современности.
Рассылка
Тимошкин Д.О.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Тимошкин Д.О.