Туровский Р.Ф.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Туровский Р.Ф.
  • № 3, 2022

    • Партийные лидеры в регионах России: анализ логики отставок

      Статья посвящена анализу динамики и факторов отставок региональных партийных лидеров в России на примере «Единой России» и КПРФ. Исследование ротаций руководителей региональных отделений двух партий позволило авторам выявить общую логику этого процесса, зафиксировав качественные различия в его интенсивности: обладая ограниченными ресурсами, КПРФ не стремится к частой замене своих первых секретарей в регионах; напротив, ротация в региональных организациях «Единой России» происходит чрезвычайно активно. Обнаружена связь кадровых ротаций в «Единой России» с электоральными циклами, причем федеральные выборы оказывают на них более заметное влияние, чем региональные. Приоритетным вариантом в последние годы стали отставки после выборов, тогда как раньше, во время становления партийной сети «Единой России», нередкими были замены в период подготовки избирательных кампаний.

      В свою очередь проведенный авторами регрессионный анализ обнаружил неустойчивое влияние на отстранение от должности региональных лидеров российских партий внешних и внутренних факторов, обычно выделяемых исследователями западных демократий, в том числе результатов, полученных этими партиями на выборах. Одну из возможных причин такого положения дел авторы видят в высокой значимости внутрипартийных патрон-клиентских сетей, анализ которых затрудняют сложности с верификацией данных. Другая причина — влияние, которое оказывает на ротации смена принципов кадрового отбора, задаваемых центральным партийным руководством. Особенно четко это влияние прослеживается в «Единой России», сделавшей ставку в последние годы на не поощрявшееся ранее совмещение постов региональных партийных лидеров и губернаторов. Для испытывающей кадровый голод КПРФ характерна скорее тенденция к консервации партийного руководства, в связи с чем замены партийных секретарей там бывают чаще обусловлены преклонным возрастом или смертью прежнего лидера, а также внутренними конфликтами.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-130-157

      Страницы: 130-157

  • № 2, 2021

    • Кооптация оппозиции в региональных парламентах России: игра с нарушением правил

      Пытаясь повысить свою устойчивость и нейтрализовать протесты, авторитарные режимы нередко прибегают к кооптации оппозиции, в том числе посредством передачи ей руководящих постов в законодательных органах. В случае федераций, субъекты которых обладают собственными легислатурами, подобный механизм может применяться не только на национальном, но и на региональном уровне. Именно так обстоит дело в современной России.

      и, реализуемые в российских регионах. Зафиксирован динамичный рост числа регионов, использующих модель консенсусного правления в легислатурах, при сохранении существенного регионального разнообразия в составе «правящих коалиций», которые обычно включают в себя не все представленные в легислатуре партии. Проведенное авторами исследование показало, что, в полном соответствии с теорией рационального выбора, при принятии решения о кооптации того или иного оппозиционного игрока власти учитывают его силу; в то же время обращение к данному механизму стимулируют институциональные возможности регионального парламента в виде числа руководящих постов. Вместе с тем анализ последствий кооптационных практик обнаружил их слабую эффективность как инструмента сдерживания протестной активности оппозиции, особенно в случае КПРФ. По заключению авторов, ограниченное влияние таких практик на политические процессы в регионах обусловлено как действиями региональных властей (формальный и селективный подход к кооптации), так и логикой поведения самой оппозиции, склонной видеть в получении руководящих постов не столько сделку с властью, сколько признание своего политического веса, что придает отношениям власти и оппозиции в регионах черты не прямолинейной «покупки» лояльности в обмен на должности, а позиционной игры.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-121-143

      Страницы: 121-143

  • № 1, 2020

    • Новые игроки в партийных системах старых демократий: есть ли угроза политической стабильности?

      Одним из основных трендов последних десятилетий в западных демократиях стало появление новых политических игроков, артикулирующих меняющиеся запросы общества (популисты, националисты, евроскептики, феминистки, экологические движения и др.). Оформляясь в партии, эти игроки бросают вызов существующей партийной системе, что делает ее более волатильной.

      Авторы представленного в статье исследования сосредоточили свое внимание на динамике национализации партийных систем как одной из составляющих волатильности, отражающей территориальную неоднородность электоральной поддержки политических игроков. Анализ последних четырех-шести электоральных циклов в 18 западных демократиях, которые сопоставлялись с взятыми в качестве точки отсчета выборами 1960—1970-х годов, выявил разнонаправленность современных процессов национализации. По заключению авторов, траектории развития этих процессов обусловлены в первую очередь внутристрановым политическим контекстом и индивидуальными особенностями эволюции партийных систем и практически не подчиняются закономерностям, зафиксированным в более ранних исследованиях. Партии, имеющие долгую историю пребывания на политической сцене, не только не утратили поддержку электората, но и в некоторых случаях еще основательнее укрепили свои позиции. Однако именно со старыми партиями связаны и основные вызовы для гомогенности электорального пространства. Наиболее успешные новые партии не уступают по уровню национализации старым, что в целом свидетельствует о высокой степени консолидации электорального пространства западных демократий.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-154-183

      Страницы: 154-183

  • № 2, 2018

    • Президентские выборы в России: возможности и пределы электоральной консолидации

      В статье анализируются процессы электоральной консолидации вокруг инкумбентов, а также оппозиционных кандидатов на президентских выборах в России. На основе сравнительного анализа парламентских и президентских кампаний, объединенных в шесть электоральных циклов, автор выявляет сдвиги в явке и голосовании за кандидатов на выборах президента по сравнению с предшествующими выборами депутатов Госдумы. Проведенное им исследование демонстрирует, что практически все значимые кандидаты на выборах президента опираются на электорат определенной партии — обычно той, от которой кандидат выдвигается (единственное важное исключение из этого правила — голосование за П.Грудинина на выборах 2018 г.). Исследование также показывает, что рост явки на выборах президента работает на инкумбента (кроме Б.Ельцина в 1996 г.), хотя в отдельных случаях он может способствовать и повышению результата сильного оппозиционера (Г.Зюганов в 1996 г.) или со- вершенно нового кандидата (М.Прохоров в 2012 г.). Изучив перетоки голосов между парламентскими и президентскими выборами, автор приходит к выводу, что инкумбент, как правило, способен привлекать на свою сторону политически амбивалентный электорат, а также, в зависимости от политического контекста, избирателей из различных партийных кластеров — сторонников «Справедливой России», ЛДПР, либеральных партий и (на уровне отдельных регионов) КПРФ. Оппозиционные кандидаты имеют для этого гораздо более ограниченные возможности либо не имеют их вообще. Выявленные тенденции трактуются автором в качестве проявлений стратегического голосования, основанного на рациональном выборе избирателей в пользу инкумбента.

      DOI10.30570/2078-5089-2018-89-2-23-50

      Страницы: 23-50

  • № 3, 2017

    • Влияние экономики на электоральное поведение в России: работает ли «контракт» власти и общества?

      Статья посвящена анализу влияния экономических факторов на электоральное поведение россиян на федеральных парламентских выборах 2003–2016 гг. Проведенное авторами исследование подтвердило наличие так называемого «путинского контракта», но в то же время выявило ряд особенностей, которые частично идут вразрез с предварительными предположениями. Согласно результатам статистического моделирования, экономическое голосование в России проявляется в динамике как обмен лояльности населения на экономический рост и снижение уровня бедности в среднесрочной перспективе. Но это не «голосование кошельком» и не поиск сиюминутной выгоды, что, по мнению Р.Туровского и Ю.Гайворонского, отчасти объясняет отсутствие негативной динамики в результатах «Единой России» на выборах 2016 г.: двух лет кризиса оказалось недостаточно для того, чтобы электорат разочаровался в действующей власти, заработавшей определенный кредит доверия.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-86-3-42-61

  • № 1, 2016

    • Национализация и регионализация партийных систем: подходы к исследованию

      Российские исследования партийных систем обычно сфокусированы на их генезисе и акторной структуре, конкурентности и институционализации. При этом такая важнейшая характеристика партийной системы, как ее национализация, по большей части оказывается вне поля зрения отечественных ученых. Немногим лучше обстоит дело и с регионализацией партийных систем, которая если изучается, то преимущественно в рамках электоральной географии. В качестве первого шага к исправлению сложившейся ситуации Р.Туровский обращается к существующим в зарубежной политической науке подходам к изучению национализации и регионализации партийных систем, рассматривая происхождение соответствующих понятий, направления исследований и используемые в них индикаторы, а также тестирует некоторые из них на материале российских выборов.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2016-80-1-162-180

  • № 4, 2014

    • Субнациональная политика: введение к возможной теории

      Одной из главных проблем региональных политических исследований является дефицит объединяющих концептов, что приводит к ориентации исследователей на относительно узкие темы, при изучении которых не возникает полного и всеобъемлющего понимания предмета. В качестве возможного шага к решению этой проблемы Р.Туровский вводит и обосновывает концепт «субнациональная политика», с помощью которого могут изучаться самые разные политические процессы, происходящие внутри государства и имеющие связь с его территорией. В статье дается определение субнациональной политики, выделяются три ее измерения – вертикальное (межуровневое), горизонтальное (межтерриториальное) и локальное – и рассматривается соотношение субнациональной политики с такими традиционными исследовательскими парадигмами, как федерализмом, региональная политика, местное самоуправлением и международная политика.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-75-4-86-99

  • № 1, 2013

    • Социальная и политическая эффективность региональной власти: проблема измерения

      Статья посвящена разработке основ методологии, позволяющей исследовать социальную и политическую эффективность региональной власти в России. Проанализировав существующие методики оценки эффективности государственного управления, Р.Туровский выделяет четыре измерения эффективности власти (управленческое, финансовое, социальное и политическое) и три подхода к ее оценке (ресурсный, инструментальный и проблемный). Представленная им методика подготавливает базу для последующего определения конкретных индикаторов, с помощью которых можно будет оценивать деятельность региональных властных структур.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2013-68-1-175-196

  • № 3, 2012

    • Электоральное пространство России: от навязанной национализации к новой регионализации?

      В статье, подготовленной в рамках программы «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств» апробируются методики, которые применяются в изысканиях, проводимых Лабораторией региональных политических исследований НИУ ВШЭ. Автор ставит своей задачей как обоснование этих методик, так и демонстрацию их работы на российском примере, что, в свою очередь, позволяет ему делать выводы о структуре и динамике электорального пространства современной России. В работе использованы официальные статистические данные Центральной избирательной комиссии, Росстата и Министерства регионального развития РФ. Все расчеты произведены автором.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-66-3-100-120

  • № 2, 2009

    • Практики назначения губернаторов: инерция и радикализм в политике центра

      На основе анализа опыта назначения губернаторов в 2005–2008 гг. Р.Туровский показывает, что утвердившиеся подходы к формированию губернаторского корпуса усилили централизацию даже по сравнению с формальными нормами нового законодательства. Институт губернатора стал утрачивать свое значение в политической системе, превращаясь в структурное подразделение федеральной исполнительной власти на региональном уровне. По заключению автора, оба наиболее характерных на сегодняшний день сценария – консервация сложившейся системы управления и назначение «варяга» либо иного малоизвестного функционера – имеют одинаковые негативные стороны: они провоцируют нарастание скрытого недовольства местных элит и усиливают отчуждение власти от общества. Контроль центра над губернаторами увеличился, но ослаб контроль губернаторов над политическими процессами в регионах, что создает условия для выплеска протестных настроений.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2009-53-2-72-89

  • № 4, 2005

  • № 4, 2004

  • № 2, 2004

  • № 1, 2004

  • № 5, 2001

  • № 4, 1999

    • Парламентские выборы 1999 г.: региональные особенности

      Межрегиональные различия в голосовании за отдельные политические силы в ходе парламентских выборов 1999 г. анализируются в статье Р.Ф.Туровского. Автор выявляет ряд новых тенденций в развитии электоральных предпочтений российских избирателей, в том числе тенденцию к уменьшению поляризации регионов с точки зрения их отношения к левым силам, а также тенденцию к формированию на полупериферийных территориях национально-конформистской электоральной культуры.

      DOI: 10.30570/2078-5089-1999-14-4-102-121

      Страницы: 102-121

  • № 1, 1998