Швырков А.И.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Швырков А.И.
  • № 1, 2016

    • Политическая теория, дискурс и идеология

      На основе анализа отношений между политической теорией и политическим дискурсом А.Швырков приходит к заключению, что такие отношения лучше всего описываются с помощью метафоры порождения: хотя теория и порождает дискурс, дискурс не тождествен теории, и изменения в теории вовсе не обязательно влекут за собой изменения в дискурсе (по крайней мере, немедленные и непосредственные). Иными словами, теория и порожденный ею политический дискурс способны развиваться достаточно независимо друг от друга. Исследуя в этом контексте вопрос об идеологии, автор проводит различие между идеологией и идеологическим высказыванием и формулирует гипотезу о ретроспективном характере понятия «идеология», которое наполняется реальным содержанием только со сменой эпохи.

  • № 3, 2015

    • Теория демократии как аналог научно-исследовательской программы

      В статье обосновывается возможность применения теории научно-исследовательских программ И.Лакатоса к массиву теорий, именуемому теорией демократии. Убедительно продемонстрировав, что при всех отличиях гуманитарных наук от наук естественных соответствующий массив может рассматриваться как аналог того, что Лакатос обозначает в качестве научно-исследовательской программы, А.Швырков выделяет и описывает ядро данного массива, его положительную и отрицательную эвристики, пояс защитных гипотез. Проведенный автором анализ приводит его к заключению, что теория демократии как аналог научно-исследовательской программы прошла пик своего развития и вступила в фазу стагнации.

  • № 4, 2014

    • Об отношениях между политической теорией и реальностью

      Статья посвящена анализу отношений между политической реальностью, политической теорией и политическими фактами. В сжатом виде ход рассуждений автора состоит в следующем. Политические факты появляются только с появлением политической теории. Умножение числа теорий всегда означает умножение числа фактов. Политические факты черпаются из политической реальности. Она непостижима, бесконечна, неисчерпаема. Ключевой момент в отношениях между теориями и фактами состоит в том, что теории лишь в очень незначительной степени охватывают имеющееся множество фактов. В результате между теориями практически никогда не возникает настоящей конкуренции, анализ большинства политических процессов требует привлечения сразу нескольких теорий, а выстраивание фактов в виде причинно-следственных цепочек затруднено или невозможно. По оценке автора, именно особенности происхождения политических теорий и позволяют им существовать в известной мере независимо от политической реальности.

  • № 2, 2014

    • Украина: закономерности распада

      В статье предпринята попытка взглянуть на процессы, развертывающиеся в постсоветских государствах, прежде всего на Украине, с точки зрения парадигмы, которую условно можно назвать парадигмой распада. В отличие от доминирующей в европейской науке на протяжении последних столетий парадигмы развития, в соответствии с которой человечество движется в направлении все большего совершенства, данная парадигмапредполагает, что каждое последующее состояние общества является более примитивным, чем предыдущее. Отталкиваясь от гипотезы, согласно которой распад СССР еще не завершился(и, возможно, далек от завершения), А.Швырков анализирует украинские реалии, показывая, что все процессы, происходящие в экономической, политической и социальной сфере этой страны, включая те, которые, казалось бы, могли бы трактоваться как процессы развития, не только не способны «перебить» процесс распада, но и как бы вложены в него.

  • № 3, 2013

    • Почему обществами управляют аморальные люди

      Статья посвящена обсуждению проблемы, суть которой в первом приближении сводится к вопросу: почему обществами управляют люди, чьи моральные качества заметно ниже некоего «среднего» для данного общества уровня? В поисках ответа на этот вопрос А.Швырков рассматривает механизмы формирования властной пирамиды и формулирует ряд гипотез, связывающих аморальность и стремление к власти как самоцели с наличием у человека определенных психологических «дефектов».