Шевцова И.К.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Шевцова И.К.
  • № 4, 2020

    • Коалиции в обмен на лояльность? Отношения власти и строительного бизнеса в крупных российских городах (На примерах Перми и Екатеринбурга

      Статья посвящена исследованию политических оснований взаимодействия бизнеса и власти в крупных городах. На примере строительной отрасли в двух российских городах-миллионниках, Екатеринбурге и Перми, показано, что даже в тех сферах, где позиция власти применительно к бизнесу, казалось бы, должна определяться исключительно экономическими факторами, важнейшую роль играют политические соображения.

      Отношения власти и строительного бизнеса принято рассматривать через призму коалиций, когда содействие застройщикам является для власти приоритетной и выигрышной стратегией. Так, в логике теории «машин роста» в основе взаимного интереса строительного бизнеса и власти лежит обоюдная потребность в развитии городской экономики. Однако наблюдаемые публичные конфликты между властью и крупными застройщиками свидетельствуют о том, что такая логика дает сбои и при отборе партнеров по коалиции власть руководствуется не только экономической заинтересованностью.

      В статье, используя данные по Екатеринбургу и Перми и метод качественного сравнительного анализа, авторы пытаются объяснить, почему, вопреки ожиданиям, отношения бизнеса и власти могут быть некооперативными и конфликтными. Согласно их гипотезе, авторитарный контекст и выстраивание управленческой вертикали меняют стимулы власти к взаимодействию с бизнесом, выдвигая на первый план политическую лояльность. Проведенное ими исследование подтверждает, что именно демонстрация политической лояльности, сигнализирующая о готовности инвестировать в поддержание политического режима, позволяет бизнесу избегать конфликтов с властными структурами. При ее отсутствии благосклонного отношения со стороны администрации не гарантирует даже участие в реализации социальных проектов, не говоря уже о высокой деловой активности, которая, особенно в сочетании с местной регистрацией, напротив, повышает вероятность конфликта с властью.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-99-4-153-175

      Страницы: 153-175

  • № 2, 2019

    • Фундамент «вертикали»: выборы и распределение межбюджетных трансфертов на местном уровне (Случаи Новгородской области и Пермского края)

      За последние полтора десятилетия муниципалитеты в России утратили значительную часть своей финансовой самостоятельности: средняя доля трансфертов из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований выросла в два раза. Параллельно с этим муниципалитеты теряли и политическую автономию от властей региона. Сопровождался ли рост финансовой и политической зависимости муниципалитетов политизацией региональных межбюджетных трансфертов? Влияют ли результаты выборов на объем средств, получаемых муниципалитетами из регионального бюджета? Поиску ответов на эти вопросы и посвящена настоящая статья. Эмпирическую основу исследования составила авторская база данных по двум видам межбюджетных трансфертов, распределение которых зависит от региональной власти, для 70 му- ниципальных образований Пермского края и Новгородской области за период с 2013 по 2017 г.

      Проведенный авторами регрессионный анализ подтвердил предположение о политических основаниях перераспределения бюджетных средств между муниципалитетами, но только в начале электорального цикла, что характерно для модели поощрения лояльного электората. Как и в случае федеральной политики, речь идет не о попытках заручиться поддержкой неопределившихся избирателей или задобрить проблемные территории, а о награде за «хорошие» электоральные результаты и наказании за «плохие». Получению большего объема трансфертов может способствовать и наличие у муниципалитета своего депутата в региональной легислатуре. Влияния на размеры трансфертов инфраструктурных потребностей муниципалитетов обнаружено не было.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-151-167

      Страницы: 151-167

  • № 3, 2017

    • «Политические машины» и их «водители»: электоральное администрирование на местном уровне

      Используя объяснительный потенциал концепции «политической машины» и опираясь на базу данных, включающую в себя биографии глав муниципалитетов трех российских регионов, А.Гилев, А.Семенов и И.Шевцова анализируют влияние профессиональной траектории местных руководителей на электоральные результаты «партии власти». Проведенное ими исследование показывает, что главы муниципалитетов, занимавшие ранее посты заместителей мэра, руководителей департаментов и других структурных подразделений администрации муниципального образования, обеспечивают «партии власти» более успешное выступление на выборах, нежели выходцы из бизнеса или из законодательной власти. Навыки управления локальными «политическими машинами» формируются внутри исполнительной власти, а сами эти «машины» достаточно устойчивы, и их мобилизация не требует от вновь пришедших руководителей длительного обучения или каких бы то ни было особых качеств.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-86-3-62-80