Содержание выпуска № 1, 2018

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 1, 2018

Скачать № 1 (88) целиком.

Парадигмы общественного развития

А.И.Соловьев

Дискурсы и праксисы: может ли идеология помочь в управлении государством?

Ключевые слова: государственное управление, политическая идеология, патрон-клиентские отношения, политико-административные сети, лидерская субсистема

Статья посвящена выявлению и исследованию факторов, определяющих место и ролевую нагрузку идеологических конструктов в государственном управлении. Особое внимание уделяется ситуации в современном российском обществе, где активизация публичных и академических дискуссий вокруг идеологии отражает скрытые и явные интересы ключевых политических игроков.

На основе анализа универсальных и специфических параметров идеологического влияния на механизмы государственного регулирования и формирования государственной политики автор показывает, что идеология является чужеродным для системы государственного управления инструментом, способным сыграть позитивную роль лишь в условиях кризиса режима, требующих резкого усиления солидарности власти и общества. В другое время идеология не в состоянии задать государственному управлению нужный вектор, поскольку вместо укрепления дискурсивных оснований выбора решений и повышения альтернативности целеполагания она продвигает узкий набор социальных предпочтений, который используется правящим классом для усиления своего господства.

Выступая в качестве идейного барьера при отборе вариантов правительственных решений, идеология сужает возможности включения общества в процесс формирования государственной политики. С управленческой точки зрения идеологизация сулит обществу нарастание произвола в проектировании и оценке результатов государственного регулирования. Это расширяет внеэкономические критерии принятия государственных решений и позволяет властям списывать неудачи на происки враждебных сил. В политическом плане использование идеологии в качестве инструмента государственного управления (отражающее страх элиты перед грядущими изменениями) означает неизбежное нарастание популизма, отрицающего общественный плюрализм и дискредитирующего политические институты.

DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-7-29

Страницы: 7-29


Н.С.Розов

Динамика гибридных режимов и устойчивость/хрупкость неототалитаризма

Ключевые слова: политический режим, неототалитаризм, неопатримониализм, бюрократия, социально-политический кризис, социальный протест, политические стратегии, репрессии

Гибридные режимы, сочетающие наличие демократических институтов, в той или иной мере декоративных, с реальными авторитарными отношениями и порядками, заметно различаются по своей устойчивости. Поскольку вопрос о власти в таких режимах не решается через открытую политическую конкуренцию в ходе выборов, особую значимость обретает неинституционализированная конфликтная динамика. В статье построена схематичная модель взаимодействия Режима и Протеста, включающая 10 постулатов, базирующихся на результатах обобщающих исследований. Показано, что если эти постулаты верны, то достаточно гибкий и способный к адаптации гибридный режим неизбежно соскальзывает к неототалитаризму по принципу храпового механизма. Выявлено неоднозначное влияние на устойчивость гибридных режимов неототалитарных практик, а также соотношения бюрократических институтов и неопатримониальных порядков.

Среди современных гибридных режимов есть достаточно стабильные (послереволюционный Иран, Казахстан при Нурсултане Назарбаеве, Россия при Владимире Путине и др.). Известны также режимы с прерывистой и неустойчивой динамикой (Россия в 1990-х годах, Египет после Тахрира, Венесуэла после смерти Уго Чавеса и др.). Каждый из этих случаев обеспечи- вает эмпирическую базу для проверки представленной модели. В свою очередь, эта модель открывает возможности для анализа причин успеха и про- вала режимных и протестных стратегий, позволяет объяснять существенное разнообразие в характере и устойчивости режимов, выявлять условия, масштаб и эффекты появления неототалитарных практик и институтов, а также вести мониторинг социально-политической динамики и прогнозировать ее траектории.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-30-46

Страницы: 30-46

Российская полития

А.Д.Казун

«Осветить нельзя игнорировать»: Алексей Навальный в российских СМИ

Ключевые слова: СМИ, общественное мнение, интернет, Алексей Навальный

В статье анализируется освещение деятельности оппозиционного политика Алексея Навального в российских СМИ. Опираясь на данные компании «Медиалогия», автор исследует интенсивность и тон дискуссии о Навальном в печатных и электронных газетах, блогах, а также на трех крупнейших федеральных каналах — «Первом», «России» и НТВ. Проведенное ею исследование показывает, что тенденция к игнорированию деятельности Навального характерна прежде всего для телевидения, которое балансирует между стремлением замолчать эту деятельность и попытками дискредитировать политика, тогда как другие типы СМИ освещают ее достаточно широко. По заключению автора, повышенное внимание к Навальному могут вызывать как направленные против него действия государства, так и его собственная политическая и антикоррупционная активность.

Несмотря на некоторое увеличение доли позитивных сообщений о Навальном, дискуссия о нем ведется преимущественно в критическом ключе. При этом тон, в котором СМИ говорят о политике, зависит не столько от существа связанных с ним событий, сколько от характеристик самого канала коммуникации, транслирующего информацию. Разные типы СМИ по-разному освещают его деятельность, и один и тот же информационный повод может породить критику Навального в традиционных (провластных) СМИ и стимулировать кампанию в его защиту в интернет-изданиях и блогах.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-47-64

Страницы: 47-64


Д.В.Гончаров, В.В.Нечай

Антикоррупционые протесты 2017: отражение в Твиттере

Ключевые слова: политическая мобилизация, протестная политика, социальные сети, Твиттер

Хотя по числу пользователей Твиттер заметно уступает другим действующим в нашей стране социальным сетям (прежде всего таким, как ВКонтакте и Facebook), его общественная и политическая значимость довольно велика, что обусловлено как техническими особенностями этой сети, так и спецификой общественной и политической коммуникации в современной России. На фоне жесткого государственного контроля над ключевыми медиа Твиттер представляет собой независимую и оперативно работающую платформу для интерактивного обмена информацией. В ходе протестов 26 марта 2017 и сразу после них Твиттер не только дополнял (или даже заменял) федеральные медиа в распространении важной информации, но и действовал как канал общественно-политической дискуссии и построения оффлайн-сетей.

В статье предпринята попытка показать, каким образом на основе анализа коммуникации в Твиттере можно делать выводы об эволюции российской протестной политики. В центре внимания авторов находится вопрос о способности Твиттера высвечивать наличие механизмов общественно-политической мобилизации и протестного потенциала в целом.

Проведенное ими исследование дает основания рассматривать Твиттер как эффективный инструмент общественно-политической мобилизации, открывающий возможности для решения проблемы коллективного действия в процессе становления общественных движений. Коммуникация в Твиттере может способствовать укреплению солидарности и кристаллизации оффлайн-сетей, создавая условия для организации совместного действия. Вместе с тем, как и другие социальные сети, он может быть использован для мобилизации не только оппозиции, но и лоялистского сегмента общества.

DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-65-81

Страницы: 65-81


Г.А.Борщевский

Высшие государственные служащие как политико-административная элита современной России

Ключевые слова: государственная служба, политико-административная элита, бюрократия, высшие государственные служащие, карьера

Целью статьи является выявление особенностей карьерных траекторий и каналов рекрутирования политико-административной элиты России. В качестве представителей этой элиты автор рассматривает федеральных министров, их заместителей, а также директоров департаментов федеральных министерств, используя для обозначения этого слоя широко распространенное в мире, но ранее не употреблявшееся в России понятие «высшие государственные служащие» (ВГС). Эмпирическую базу исследования составляют биографии высших федеральных чиновников, опубликованные на официальных сайтах. Автором собраны биографические данные о руководящем составе всех федеральных министерств. Объем выборки — 381 человек.

Проведенное автором исследование показывает, что среди ВГС России преобладают карьерные бюрократы и технократы, хотя в министерском корпусе велика доля политических назначенцев. По своим характеристикам ВГС могут быть отнесены к элите общества: они являются преимущественно уроженцами крупных городов, получили хорошее образование, многие имеют ученые степени и государственные награды. Вместе с тем слой ВГС неоднороден, что сказывается на деятельности со- ответствующих министерств. Министерства, возглавляемые карьерными бюрократами, как правило, успешнее реализуют государственные программы, и динамика развития в руководимых ими отраслях выше, чем в регулируемых министерствами, во главе которых стоят политические назначенцы.

По заключению автора, процесс рекрутирования ВГС в России непрозрачен и лишен системности. Ключ к решению этой проблемы он видит в создании Службы высших руководителей по образцу ряда развитых стран и наделении ее функциями подбора и оценки высших государственных служащих.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-82-99

Страницы: 82-99

Политические теории

А.М.Юсупов

Концептуализация центра и центральности в теории федерализма

Ключевые слова: федерализм, центр, центральность, полития, политическая форма

Целью представленного ниже исследования является построение новой концепции федерализма путем переосмысления логико-теоретической взаимосвязи категорий федерального центра, субъектов федерации и федеральной целокупности. На взгляд автора, способ осмысления фактического материала, несмотря на всю важность соответствующей процедуры, имеет второстепенное значение по сравнению с задачей обнаружения общего замысла (схемы), сокрытого в наличествующем эмпирическом фундаменте. Начальной точкой его рассуждений становится феномен федерального центра, который оказывается логической и теоретической точкой пересечения всех базовых категорий теории федерализма. Опираясь на феноменологический анализ центра как общелогической категории, автор формулирует нетривиальное обоснование необходимости разделения центра и центральности как сущностного содержания системы, что позволяет ему определенным образом переосмыслить соотношение уже реальных политических центров и центров социального объединения. По его заключению, федеративное политическое единство представляет собой целостное выражение единого (политического, социального) центра, диалектически отражающего уже единство самой федерации. Поэтому фундаментальная проблема теории федерализма состоит не столько в ответе на вопрос «кто главнее?», сколько в поиске способа описания особого единства политического центра федерации, проявляющего себя через федеральный центр и политические центры субъектов федерации при сохранении сколь угодно широкого разнообразия конституирующих федерацию элементов.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-100-116

Страницы: 100-116

Внешнеполитический ракурс

М.А.Кукарцева, П.-Э.Томанн

Франко-германская ось Европейского союза и Россия

Ключевые слова: Франция, Германия, Россия, Европейский союз, кризис Европейского союза, геополитика

Кризис на Украине привел к ухудшению отношений России как с Францией, так и с Германией. Если эти две страны не смогут мобилизовать свою политическую волю и провести конструктивные переговоры с РФ, дальнейшее развитие Европейского союза, сталкивающегося сегодня с глубоким экзистенциальным кризисом, окажется под вопросом.

Ключевой исследовательский вопрос статьи заключается в том, способна ли (и в какой мере) обновленная франко-германская ось добиться оптимизации отношений между ЕС и Россией.

В статье рассмотрены основные параметры кризиса ЕС, обозначена главная системная ошибка архитекторов интеграционного процесса в Европе. С точки зрения авторов, она состоит в излишне оптимистической оценке объединительного потенциала Европы, а также в отсутствии должного внимания к подбору инструментов, которые бы позволили сгладить серьезные различия в уровне экономического развития и политической культуре входящих в ЕС стран. Выявлены плюсы и минусы дальнейшего расширения Европейского союза, зафиксирована опасность связи между вхождением в ЕС и НАТО. Детально проанализированы сходства и различия подходов Германии и Франции к выстраиванию отношений с Россией, уточнены национальные интересы и геополитические стратегии этих стран в ЕС, прямо влияющие на перспективы возобновления конструктивного диалога с РФ.

По заключению авторов, хотя определенная перестройка Европейского союза под обновленным франко-германским руководством вполне возможна, ожидать системных изменений в отношениях между ЕС и Россией пока преждевременно.

DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-117-134

Страницы: 117-134


Н.Н.Гудалов, Д.С.Тулупов

Семиотика стрессоустойчивости в международных отношениях: многообразие академических и политических смыслов

Ключевые слова: стрессоустойчивость, устойчивое развитие, внешняя политика, безопасность, Европейский союз

В последние годы в политологическом и политическом дискурсе западных государств все активнее используется понятие «стрессоустойчивость». Это понятие характеризует реакцию субъектов на воздействие шоков любого рода и происхождения, однако общепринятого его определения пока не выработано. Задействовав в качестве теоретической основы семиотику, авторы поставили перед собой задачу выявить характер взаимосвязи между употреблением понятия «стрессоустойчивость» в научном дискурсе и его применением в политической практике. Были проанализированы научные трактовки «стрессоустойчивости» и формы употребления данного понятия в документах, отражающих подходы к внешней и оборонной политике Европейского союза, ФРГ, Франции и Великобритании. Проведенное исследование показало, что понятие «стрессоустойчивость» обладает весьма широкой денотацией и большим набором коннотаций и его место в структуре дискурса порождает ряд проблем как синтагматического, так и парадигматического плана. Вследствие этого, как полагают авторы, особую важность в прочтении стрессоустойчивости приобретает прагматическое измерение, то есть прак- тики интерпретации и использования понятия во внешней политике различных государств. Вместе с тем, по их заключению, сама аморфность понятия «стрессоустойчивость» расширяет свободу маневра заинтересованных акторов в обращении с не менее аморфными рисками и угрозами международной без- опасности, пролиферация которых сопровождает развитие глобализации.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-135-147

Страницы: 135-147

Историческая ретроспектива: размышления и гипотезы

Л.Е.Бляхер, М.Л.Бляхер

Зомия на Амуре, или Государственный порядок против порядка вне государства

Ключевые слова: Зомия, Левиафан, пространство, Дальний Восток, самоорганизация

В статье предпринята попытка, отталкиваясь от названия «Зомия», использованного нидерландским исследователем Виллемом ван Шенделем для обозначения гигантской «горной страны» на стыке ряда государств Юго-Восточной Азии, вывести понятие, отражающее специфическую форму социальной самоорганизации, особый тип повседневности, который не нуждается в привычных структурах государства Модерна, сосуществует с ними, отстаивает свое право на инаковость. В качестве примера такой формы самоорганизации авторы рассматривают сообщество крестьян-переселенцев, сложившееся на востоке России во второй половине XIX — начале ХХ в. Проанализировав факторы, обусловившие появление этой Зомии на Амуре, они приходят к выводу, что главным из них было само пространство, гасившее любые управленческие усилия. Контроль над гигантскими территориями с относительно слабо развитой сетью дорог требовал настолько высоких издержек, что утрачивал всякий смысл. Это неизбежно запускало механизм самоорганизации населения, делавший привычные политические формы излишними и враждебными для него. Выстраивались специфические практики дистанцирования от государства и использования его в своих интересах. В статье подробно описываются эти практики, а также сопротивление крестьян-переселенцев попыткам властных структур «освоить» непокорное пространство, все нараставшим по мере укрепления государства. В борьбе с Левиафаном Зомия пала, но ее поражение, как показано авторами, стало лишь переходом в иную форму бытия. Зомия продолжала жить, чтобы в момент, когда обессиленный бескрайней пустотой Левиафан отступит, вновь всплыть из своего ниоткуда и в очередной раз спасти Дальний Восток.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-148-171

Страницы: 148-171

Губернаторские чтения

Цифровая экономика и искусственный интеллект: состояние и вызовы (Тридцать первые Губернаторские чтения. Тюмень, 5 декабря 2017 г.)

Ключевые слова: цифровая экономика, искусственный интеллект, IT-технологии, «электронное правительство», прорыв в будущее, Тюменская область

Публикуемый материал представляет собой отчет о Тридцать первых Губернаторских чтениях, прошедших 5 декабря 2017 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема Чтений — проблемы и перспективы развития цифровой экономики в России. В основном докладе, представленном президентом Аналитического агентства «Новые стратегии» А.Н.Райковым, дан детальный анализ состояния цифровой экономики в нашей стране и обозначены важнейшие препятствия, стоящие на пути ее внедрения. В содокладе проректора Тюменского государственного университета Т.В.Погодаевой сделан упор на тех вызовах, которыми сопровождается развитие цифровой экономики в сфере образования. Зав. кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин Тюменского индустриального университета О.Ф.Данилов посвятил свое выступление программе «умных городов» и условиям ее реализации. Директор риэлторской компании «Этажи» И.Б.Хусаинов и генеральный директор ООО «КБ-Информ» К.А.Бажин поделились опытом практического применения цифровых технологий в бизнесе. Подводя итог дискуссии, губернатор Тюменской области В.В.Якушев обратил внимание на то, что, хотим мы того или нет, изменения, связанные с цифровизацией, будут про- исходить, кардинально меняя нашу жизнь. Признав, что возглавить гонку в глобальной конкуренции в этой сфере нам уже не удастся, он вместе с тем рассказал о конкретных шагах, которые предпринимаются в области для поддержки IT-направления.

DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-172-195

Страницы: 172-195

Размышляя над прочитанным

А.А.Тесля

Создавая и защищая новое общество Хоффманн Д.Л. Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм. 1914–1939 / Пер. с англ. А.Терещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2018

Ключевые слова: советский социализм, Модерн, социальное государство, государственное насилие, права граждан, Дэвид Хоффманн

Публикуемый материал представляет собой рецензию на перевод книги американского историка Дэвида Хоффманна «Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм», вышедшей на языке оригинала в 2011 г. По оценке автора рецензии, эта книга ценна и интересна прежде всего анализом в сравнительной перспективе целого ряда практик и институций, традиционно мыслящихся как специфически или в первую очередь советские. Однако речь отнюдь не идет о «нормализации» советского опыта. Ключевой тезис работы состоит прямо в противоположном — советская система, сложившаяся к 1930-м годам, была уникальной, но ее исключительность определяется не тем, что она породила какие-то невиданные, принципиально новые практики. Специфика Советского Союза заключается в том, что он с невиданной интенсивностью задействовал и развил те методы государственного насилия, которые формировались в мире до и в ходе Первой мировой войны. Обращаясь к примеру Советского Союза, Хоффманн наглядно демонстрирует, что может произойти в ситуации, когда институты и практики «социального государства» не связаны правами граждан. Экстремальность советского случая обусловлена именно тем, что первые могли полностью развернуться, не встречая значимого противодействия со стороны вторых.

DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-196-203

Страницы: 196-203