Содержание выпуска № 2, 2019

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 2, 2019

Скачать № 2 (93) целиком.

Парадигмы общественного развития

Л.Г.Фишман

Коммодификация как фактор морального и политического прогресса

Ключевые слова: коммодификация, капитализм, мораль, неолиберализм, рынок, ценности

В статье предпринята попытка осмысления феномена коммодификации. На сегодняшний день в дискуссиях о коммодификации, как правило, воспроизводятся ключевые установки старых, морализированных споров о капитализме. Коммодификация считается почти исключительно производной от капитализма, достигшей высшего воплощения в неолиберальную эпоху. Это мешает адекватному пониманию данного явления. Последнее гораздо древнее капитализма, поэтому его моральные аспекты значительно шире, чем проблематичные по последствиям влияния капитализма на сферу морали и этики.

Фокус дискуссий о коммодификации во многом определяется широко распространенным мнением, согласно которому при «нормальном» состоянии общества мораль и рынок представляют собой изолированные сферы и рынок разрушает моральные ценности. В статье высказывается и обосновывается тезис об отсутствии между этими областями четкой границы, что открывает возможность для существенно менее однозначных оценок исторической и социальной роли коммодификации. Автор демонстрирует, что во многих случаях денежная оценка выступает в качестве маркера социальной ценности той или иной практики, отмечает универсализирующее и эмансипирующее воздействие коммодификации и раскрывает значение обусловленного ею сокращения сферы бесплатного труда. По его заключению, именно коммодификация способствует первичному формированию общечеловеческих (и просто человеческих) ценностей — в их товарной форме.

В завершающей части статьи анализируется взаимосвязь коммодификации и неолиберальной трансформации капитализма. Зафиксировав произошедшее за последние годы превращение человека в «человеческий капитал», автор трактует это как свидетельство того, что сегодня впервые в истории пер- вичную «экономическую» форму универсальной ценности приобретает человеческое само по себе в полном или близком к полному объеме.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-6-27

Страницы: 6-27

Политические теории

М.А.Штейнман

Трансформация метафоры власти в XX — начале XXI столетия (На примере произведений Дж.Р.Р.Толкина и Дж.Мартина)

Ключевые слова: политическая метафора, политический миф, власть, фэнтези, Кольцо Всевластья, Железный Трон, игра престолов

Метафора власти — тема настолько обширная, что, не претендуя на всестороннее ее рассмотрение, М.Штейнман концентрируется на относительно узком ее аспекте, связанном с нарративным полем жанра фэнтези в контексте политических перемен XX — начала XXI столетия. Цель ее исследования — проследить трансформацию политической метафоры применительно к тем характеристикам, которые позволяют ей стать одним из ключевых инструментов политической рефлексии. Вместе с тем Штейнман обращает внимание на еще одно важное свойство политической метафоры — способность моделировать ту или иную версию политической реальности.

Связь между метафорой, политическим мифом и жанром фэнтези столь же очевидна, сколь и дискуссионна. Матрица жанра фэнтези изначаль- но создавалась не как способ развлечь читателя, но как поле развернутых размышлений на тему современности. Именно это побудило Штейнман со- единить в рамках одного исследования «Властелина колец» Дж.Р.Р.Толкина и «Песнь льда и пламени» Дж.Мартина — каждый из этих авторов старался выявить и осмыслить политические проблемы своего времени.

Наиболее отчетливое выражение данные проблемы получили в двух образах — Кольца Всевластья у Толкина и Железного Трона у Мартина. Вместе с тем, по заключению Штейнман, доминирующее значение имеет метафора политической игры, заключенная в словосочетании «игра престолов». О ее роли свидетельствует, в частности, анализ современных медиа. Каждый раз, когда политическая повестка подразумевает дебаты или выборы, активизируются мемы, отсылающие к действующим лицам цикла Мартина и базирующегося на нем сериала. В то же время нередко встречается и упрощенное использование мема на уровне эксплуатации узнаваемой формулировки.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-28-47

Страницы: 28-47


К.Е.Коктыш

Английский концепт свободы: опыт деконструкции

Ключевые слова: свобода, собственность, купец, фритредерство, мировой рынок, метафора, символическая фигура, модальная личность

В статье предпринята попытка деконструкции английского концепта свободы. Зафиксировав многослойность структуры данного концепта, которую можно представить как совокупность оболочек, последовательно обволакивающих ядерный концепт, автор прослеживает историю становления его ключевых составляющих, таких как англиканство, индивидуализм, собственность, торговля и этатизм. Оформление всех этих слагаемых в концепт свободы заняло более ста лет, после чего начался этап его прикладной реализации. По оценке автора, именно английский концепт свободы лег в основание и Британской империи, и сложившегося в XIX в. международно-правового порядка, и британского национального характера.

Примечательно, что Британская империя строилась на формально антиимперских ценностных основаниях. Речь идет прежде всего о концепте свободы торговли, позволившем Англии в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые обеспечивало ей обладание наиболее развитой на тот момент промышленностью в мире. Теоретически освобождая всех, свободная торговля на деле освобождала исключительно Англию, помогая ей избавиться от целого ряда политически мотивированных издержек. Проведенный автором анализ выявляет фактическое присутствие в либеральной фритредерской теории классового подхода, который использовался для обоснования права имущего класса на господство. В основу же мирового порядка была положена «метафизическая сущность мирового рынка», de facto структурировавшая международно-правовое пространство XIX и XX вв.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-48-65

Страницы: 48-65


Д.А.Давыдов

Анархо-локализм и кризис левой политической мысли

Ключевые слова: марксизм, анархизм, локализм, централизм, коммунизм, социализм, посткапитализм, безусловный доход

Статья посвящена анализу двух противостоящих тенденций в левой политической мысли — левого централизма, под которым понимается общее для многих левых концепций представление о при- оритетной роли централизованных координирующих организаций (партий, государства, всемирных объединений и т.п.) в политической борьбе и/или выстраивании посткапиталистических общественных отношений, и анархо-локализма, предполагающего фокус на сетевой самоорганизации и децентрализации. Зафиксировав постепенное вытеснение левого централизма анархо-локализмом, автор выделяет совокупность объективных и субъективных факторов, стимулировавших этот процесс. По его оценке, рост анархо-локалистских тенденций в левой политической мысли был связан с переосмыслением учения К.Маркса после выхода в свет его ранее не публиковавшихся работ, разочарованием в бюрократическом социализме советского образца, осознанием экологических проблем, порождае- мых масштабным массовым производством, расцветом контркультуры. Но ключевую роль в оттеснении централизма на периферию левой политической мысли он отводит появлению и развитию новых коммуникационных технологий, открывших возможность для перехода к сетевым социальным взаимодействиям.

Преобладание анархо-локалистских идей в левой политической мысли трактуется автором как свидетельство ее глубокого кризиса. В обоснование этого тезиса он ссылается как на неудачный практический опыт вдохновляемых этими идеями общественных движений, продемонстрировавших свое бессилие перед лицом глобальной буржуазной системы, так и на принципиальную неспособность анархо-локализма выработать убедительный, предпочтительный и, главное, реалистичный, то есть соответствующий всей сложности мировых социально-экономических и политических взаимодействий, образ будущего, и прогнозирует повышение спроса на централистские левые концепции по мере дальнейшего развития общества.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-66-84

Страницы: 66-84

Религия и политика

А.В.Марей

О Боге и его наместниках: христианская концепция власти

Ключевые слова: Церковь, власть, авторитет, государство, Августин, апо- стол Павел, Иоанн Златоуст

В статье исследуется концепция власти, разработанная в рамках христианской теологии поздней Античности и Средних веков. Проанализировав особенности современного дискурса о власти, автор приходит к выводу, что представители всех отраслей отечественного гуманитарного знания рассматривают власть исключительно в рамках волевой теории. Альтернативу этой теории он видит в концепции власти как упорядочивающей силы, восходящей к христианской теологии. Для христиан, начиная, по крайней мере, с апостола Павла, власть имеет трансцендентную природу, так как установлена Богом и исходит напрямую от него, по той же причине она всегда блага. Непредсказуемый порядок передачи власти от Бога правителю и непрогнозируемость Божественного решения делают власть не желанным призом, но бременем, от которого невозможно отказаться. Обязанность правителя в том, чтобы заботиться о душе своего народа и вести его шаг за шагом к спасению. Наградой за это служит вечное блаженство, которое праведно правивший монарх обретает после смерти. В заключительной части статьи дается краткий очерк теологического дискурса о власти в современной России. На основе анализа посланий патриарха Всемирному русскому народному собору, «Толкования на Послание к Римлянам» митрополита Илариона (Алфеева), а также ряда других источников автор пока- зывает, что за последние восемь лет иерархи Церкви полностью отошли от темы власти, вплоть до того, что само слово «власть» практически перестало употребляться в их выступлениях, а если и используется, то в качестве синонима понятий «государство» или «государственная власть». Антиклерикальные же авторы, напротив, пытаются апроприировать и исказить апостольские высказывания о власти, приписывая Церкви чуждые ей интенции и наррации.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-85-107

Страницы: 85-107

Политические партии

Э.О.Пожидаева

Партийные стратегии как фактор успеха радикально правых популистов в европейском политическом пространстве (Опыт качественного сравнительного анализа)

Ключевые слова: радикально правая популистская партия, стратегия, политическое пространство, качественный сравнительный анализ

В статье представлены результаты сравнительного исследования, нацеленного на выявление условий побед и поражений радикально правых популистских партий в современной Европе. Теоретически обосновав зависимость таких побед и поражений от стратегии как самих ра- дикально правых популистов, так и их конкурентов из традиционных партийных семей в трех проблемных измерениях — экономическом, культурном и европейском, — Э.Пожидаева сформулировала гипотезу, согласно которой успех радикально правой популистской партии есть следствие проведения ею конвергентной стратегии в экономическом измерении при преобладании дивергентных стратегий мейнстримных партий в культурном и европейском измерениях, и протестировала ее на материале 12 правопопулистских партий с помощью метода качественного сравнительного анализа.

Результаты тестирования частично подтвердили выдвинутую гипотезу, зафиксировав связь между успехом радикально правой популистской партии и ее приверженностью конвергентной экономической стратегии в сочетании с дивергентными стратегиями основных партийных игроков в культурном и/или европейском измерениях. Вместе с тем условия поражения таких партий выявить не удалось. Не получили объяснения и случаи Великобритании и Франции, где радикально правые полулисты добились заметного успеха вопреки отсутствию большинства из выделенных предпосылок такового. Все это указывает на необходимость дальнейших исследований с упором на девиантные случаи, изучение которых, возможно, позволит расширить список факторов успеха/поражения радикально правых популистов с учетом распределения предпочтений избирателей в различных измерениях политического пространства.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-108-124

Страницы: 108-124

Российские регионы

А.В.Кынев

Феномен губернаторов-«варягов» как индикатор рецентрализации (Опыт 1991—2018 гг.)

Ключевые слова: региональная власть, региональные элиты, кадровое обновление, рецентрализация, отношения «центр—регионы»

В статье предпринята попытка обобщить и проанализировать случаи избрания/назначения главами российских регионов лиц, имеющих к ним слабое отношение или вообще никак с ними не связанных («варягов»). Выделяются четыре последовательно сменявших друг друга подхода к формированию региональной власти (система назначений с выборами в отдельных регионах, 1991—1995 гг.; прямые выборы, 1996 — начало 2005 г.; «наделение полномочиями» по представлению президента, февраль 2005 — май 2012 г.; прямые выборы с использованием «муниципального фильтра», с июня 2012 г.) и сравниваются особенности и результаты кадрового обновления в их рамках. Отмечается неоднородность группы внешних по отношению к регионам руководителей, которые подразделяются на пять категорий: «чистые варяги», «возвращенцы», «адаптированные варяги», «натурализовавшиеся варяги» и «федерализованные местные».

Проведенное автором исследование показывает, что, вопреки мифу о чуть ли не тотальном кадровом обновлении региональной власти в начале ельцинской эпохи, ни о каком радикальном изменении состава региональных руководителей речи в то время не шло. В 1991—1995 гг. преобладал сценарий назначения главами регионов прежних руководителей, привлечение «варягов» не практиковалось. В период прямых выборов глав регионов в региональных избирательных кампаниях порой участвовали и «варяги», но, чтобы добиться успеха, им требовалось заручиться поддержкой тех или иных групп региональной элиты. Массовое назначение «варягов» началось после перехода к системе «наделения полномочиями» по представлению президента, однако наибольшее распространение данная практика получила в 2016— 2018 гг. Именно в эти годы региональная власть пережила и самую жесткую за всю новейшую российскую историю кадровую ротацию.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-125-150

Страницы: 125-150


А.В.Гилев, И.К.Шевцова

Фундамент «вертикали»: выборы и распределение межбюджетных трансфертов на местном уровне (Случаи Новгородской области и Пермского края)

Ключевые слова: местное самоуправление, межбюджетные трансферты, выборы, клиентелизм, «политические машины»

За последние полтора десятилетия муниципалитеты в России утратили значительную часть своей финансовой самостоятельности: средняя доля трансфертов из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований выросла в два раза. Параллельно с этим муниципалитеты теряли и политическую автономию от властей региона. Сопровождался ли рост финансовой и политической зависимости муниципалитетов политизацией региональных межбюджетных трансфертов? Влияют ли результаты выборов на объем средств, получаемых муниципалитетами из регионального бюджета? Поиску ответов на эти вопросы и посвящена настоящая статья. Эмпирическую основу исследования составила авторская база данных по двум видам межбюджетных трансфертов, распределение которых зависит от региональной власти, для 70 му- ниципальных образований Пермского края и Новгородской области за период с 2013 по 2017 г.

Проведенный авторами регрессионный анализ подтвердил предположение о политических основаниях перераспределения бюджетных средств между муниципалитетами, но только в начале электорального цикла, что характерно для модели поощрения лояльного электората. Как и в случае федеральной политики, речь идет не о попытках заручиться поддержкой неопределившихся избирателей или задобрить проблемные территории, а о награде за «хорошие» электоральные результаты и наказании за «плохие». Получению большего объема трансфертов может способствовать и наличие у муниципалитета своего депутата в региональной легислатуре. Влияния на размеры трансфертов инфраструктурных потребностей муниципалитетов обнаружено не было.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-151-167

Страницы: 151-167

Зарубежные политии

Т.С.Руднева

Влияние расширения Евросоюза на процессы европеизации и демократизации в странах-кандидатах (На примере Сербии и Хорватии)

Ключевые слова: Хорватия, Сербия, Евросоюз, демократизация, стабилизация, кондициональность

По мнению многих экспертов, стремление к вхождению в ЕС сыграло важную роль в европеизации и демократизации стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Согласно модели внешних стимулов, получившей широкое распространение среди исследователей европейской интеграции, успешное усвоение данными странами либерально-демократических норм объяснялось надежной перспективой вступления в ЕС в сочетании с благоприятными внутренними условиями, обеспечивающими низкие издержки проведения соответствующих реформ.

Исследования расширения 2004 г., затронувшего в основном страны ЦВЕ, подтвердили, что высокая перспектива вступления и низкие издержки действительно способствуют демократической консолидации стран- кандидатов. Однако применительно к последующим расширениям картина выглядит уже не столь однозначной. Хотя ЕС не отказался от курса на расширение, его способность продвигать демократию далее на восток, в том числе в регион Западных Балкан, нередко ставится под сомнение.

В статье предпринята попытка проверить, работает ли модель внешних стимулов в более сложных, нежели страны ЦВЕ, случаях. На основе сравнительного анализа положения дел в двух западнобалканских странах — Хорватии, которая была принята в Евросоюз в 2013 г., и Сербии, являющейся кандидатом на вступление в него, — Т.Руднева приходит к выводу, что модель внешних стимулов сохраняет свою объяснительную силу и применительно к этим странам. Вместе с тем проведенное ею исследование указывает на то, что ввиду высоких издержек и пониженной перспективы «награды» процесс вступления в ЕС западнобалканских стран будет более долгим и, возможно, менее успешным, чем это было в случае ЦВЕ, а его европеизирующее и демократизирующее влияние — более ограниченным.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-168-184

Страницы: 168-184

Размышляя над прочитанным

А.А.Тесля

«Народный роман» в идеологическом контексте. Эко У. Superman для масс: Риторика и идеология народного романа / Пер. с ит. Ю.Галатенко. М.: Слово/Slovo, 2018

Ключевые слова: массовая культура, народный роман, реформизм, консерватизм, революционность

В русском переводе «Superman для масс» Умберто Эко вышел в 2018 г., но включенные в него очерки были написаны задолго до этого — в 1965—1976 гг. Собственно, этим они во многом и интересны, ибо, отражая идеологическую и политическую «подкладку» конкретных теоретических построений автора, они вместе с тем позволяют с временнóй дистанции взглянуть на содержащиеся в этих построениях предвозвестники будущей теории.

Теоретическая рамка рассматриваемого сборника отсылает к периоду, предшествующему 1968 г., — это и остающееся само собой разумеющимся деление культуры на «высокую» и «низкую», и представление об освобождающем потенциале культуры как таковой и «революционности» любого подлинного произведения искусства. В этом плане трактовка «народного романа» выглядит однозначной — как текстов, несущих в себе «реформистское» и, следовательно, «консервативное» ви́дение. Отождествление «реформы» и «консерватизма» происходит за счет указания на то, что всякая «реформа» предполагает сохранение социального порядка и тем самым не только не ставит его под вопрос, но и укрепляет через повторение. Тем не менее анализ в логике Эко особенностей самого влиятельного «народного романа», «Парижских тайн», демонстрирует наличие у подобного рода текстов иного потенциала — способности вводить проблематику, которая в другой форме была бы неприемлема для читателей. В итоге «народный роман» и «массовая литература» оказываются сферами не только утверждения наличного порядка, но и введения принципиального новых по отношению к нему элементов, снимая сопротивление аудитории через эффект избыточности, представления нового в ряду со знакомым.

DOI: 10.30570/2078-5089-2019-93-2-185-190

Страницы: 185-190