Содержание выпуска № 2, 2021

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 2, 2021

Скачать № 2 (101) целиком.

Политические теории

И.М.Локшин

Демократия против народного суверенитета? (Лики власти народа: теоретическая реконструкция)

Ключевые слова: демократия, суверенитет, виндикация, народ, власть, Жан Боден, Джон Локк

В статье с опорой на классиков политической философии выделяются три идеалтипических модуса политического верховенства народа: «демократия», «народный суверенитет» и «естественное право народа на виндикацию верховной власти». Различия между ними проводятся по критериям (а) дистанции между носителем высшей власти и носителем власти, позволяющей осуществлять рутинное управление государством, и (б) степени контроля первого над вторым. Теоретическая реконструкция модусов политического верховенства народа базируется на вычленении трех способов утверждения политического превосходства, выраженных в понятиях κράτος, «суверенитет» и «виндикация». Этот подход дает возможность проследить специфику каждого из выделенных модусов: «демократия» в ее оригинальном (древнегреческом) смысле представляет собой власть народа, основанную на очевидном превосходстве (над знатью) в силе, на преизбытке мощи, благодаря которому народ в состоянии эффективно реализовывать свою волю в публичной сфере; «народный суверенитет» делает народ ключевым политическим агентом не через отсылку к преизбытку в силе, а закрепляя его правовое положение как источника законов и всякой публичной власти; наконец, «естественное право народа на виндикацию верховной власти» утверждает моральный и телеологический примат народного блага над благом правящих.

По заключению автора, три модуса политического верховенства народа отличаются друг от друга прежде всего степенью вовлеченности последнего в политический процесс. При «демократии» она максимальна, в случае «естественного права на виндикацию» — минимальна, «народный» же «суверенитет» занимает промежуточное положение между двумя этими экстремумами: здесь нет ни опасности решительного «отчуждения» народа от власти и узурпации ее «доверенными лицами», ни угрозы тирании со стороны самого народа. В этой «срединности», умеренности «народного суверенитета» он видит одну из причин того, что именно этот модус символически оформляет архитектонику современной демократии.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-6-29

Страницы: 6-29


С.С.Изотов, И.А.Иншаков

Эстетическое измерение общественного договора: критика и развитие подхода к политическому Франклина Анкерсмита

Ключевые слова: понятие политического, эстетический подход, теория общественного договора, Франклин Анкерсмит

Целью статьи является уточнение онтологических оснований политической репрезентации в теории Франклина Анкерсмита в контексте современной дискуссии о кризисе либерально-демократического проекта и политического per se. Занимая в этой дискуссии едва ли не уникальную позицию, Анкерсмит настаивает на присутствии политического в существующих сегодня институтах демократической репрезентации, привлекая для обоснования своей точки зрения инструментарий теории эстетики.

Признавая подход Анкерсмита перспективным направлением рефлексии относительно возможных путей выхода из кризиса политики, С.Изотов и И.Иншаков вместе с тем обращают внимание на присущие ему изъяны, проистекающие из недостаточной концептуальной проработанности его политико-онтологических оснований. Анкерсмит не проясняет, как возникают отношения репрезентации и какие механизмы отвечают за сохранение связи между репрезентантом и репрезентируемым. Опираясь на эстетическую теорию М.Хайдеггера, а также интерпретации общественного договора К.Шмитта, П.Рикера и А.Филиппова авторы высказывают предположение, что в качестве онтологического основания концепции Анкерсмита может быть использована теория общественного договора, и показывают, каким образом эстетический подход к политическому может быть согласован с этой теорией и почему критика Анкерсмита в ее адрес неточна содержательно. Приведенная ими аргументация свидетельствует о том, что теория общественного договора может быть артикулирована в категориях эстетического подхода к политическому и стать его онтологическим фундаментом, снимая тем самым совокупность вопросов, касающихся происхождения и функционирования отношений репрезентации в обществе.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-30-46

Страницы: 30-46

Российская полития

Л.Е.Бляхер, К.В.Григоричев, Ю.В.Елохина

Принуждение к enforcement’у, или Государство в поисках силового оператора

Ключевые слова: легитимное насилие, монополия, государство, инструменты принуждения, субъектность

В статье рассматривается специфическая ситуация, складывающаяся в России и связанная с размыванием монополии государства на легитимное насилие. Отталкиваясь от на первый взгляд заурядного частного события, выглядящего как единичный сбой в системе, авторы показывают, что речь идет об одной из значимых практик власти, суть которой обозначается ими как «принуждение к enforcement’у», и анализируют ее истоки и возможные импликации.

В условиях гигантской и значительно различающейся по уровню социально-экономического развития страны принуждение к исполнению правил сопряжено с издержками, превышающими объем получаемых в результате благ. В связи с этим государство ограничивает свои функции энфорсера контролем над совокупностью «кормящих» отраслей, практически не посягая на остальное пространство. Однако в современных реалиях эта тактика перестает работать. Поскольку «кормящие» отрасли уже не в состоянии удовлетворить потребности увеличившегося государства, оно начинает распространять свой контроль на все новые социальные и хозяйственные сферы. Кардинальное расширение пространства применения инструментов принуждения и усложнение процедур, связанных с необходимостью контроля над самими этими инструментами, делают их все более дорогостоящими. Соответственно, ставится задача по их удешевлению — при сохранении, а то и возрастании объема работы. Сам факт постановки такой заведомо невыполнимой задачи заставляет соответствующие структуры искать нестандартные решения, находящиеся за пределами правил, введенных государством. Созданные в качестве «машин принуждения», они обретают собственный разум и интересы, а с ними и субъектность. Они уже не принуждают к исполнению правил, но начинают их формировать, пытаясь переложить на граждан выполнение своих функций и тем самым подталкивая их к поиску новых энфорсеров, уже совсем не связанных с государством.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-47-67

Страницы: 47-67


К.О.Телин

Одноглазый король: феномен «позитивной программы» в российской политике

Ключевые слова: российская политика, позитивная программа, политические партии, власть, оппозиция

Одним из центральных вопросов российской политики является наличие у ее участников так называемой «позитивной программы», о необходимости которой регулярно говорят представители как правящего режима, так и оппозиции. В статье рассматриваются три взаимосвязанные проблемы: 1) что такое «позитивная программа» и как интерпретируется этот феномен в российском политическом пространстве; 2) насколько корректно обвинение российских партий в отсутствии у них «позитивной программы»; 3) имеется ли «позитивная программа» у действующей власти, которая чаще других артикулирует соответствующее требование.

Проведенное автором исследование показывает, что, будучи специфически российским феноменом, «позитивная программа» сегодня предполагает не только выдвижение конкретных предложений и инициатив, обращенных в будущее и альтернативных уже проводимому курсу. Важнейшей ее характеристикой оказывается принятие status quo: чтобы инициативы отдельного политика или партии были признаны «позитивными», они не должны посягать на легитимность существующего порядка. Именно и только по этому критерию программы ряда партий могут быть сочтены «непозитивными». В плане конкретности, альтернативности и обращенности в будущее своих программ многие партии не уступают, а то и превосходят «Единую Россию», значительное место в программе которой занимает хроника достигнутого, причем не партией, а страной, а также Владимира Путина, за все свои президентские кампании ни разу не предложившего общественности какого-либо единого документа под названием «программа».

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-68-96

Страницы: 68-96


Л.М.Исаев, К.С.Еремеева, А.Р.Шишкина

Фреймирование сирийского конфликта в российских федеральных СМИ

Ключевые слова: сирийский конфликт, российские СМИ, фрейминг, информационное поле

В статье анализируются особенности освещения сирийского конфликта российскими СМИ. Эмпирическую базу исследования составил корпус статей, опубликованных в 2015—2019 гг. в наиболее цитируемых федеральных медиа-ресурсах — сетевом издании «РИА Новости», а также газетах «Известия» и «Ведомости». Исследование проводилось методом качественного контент-анализа в программе MAXQDA. Учитывая чрезвычайно важную роль, которую играет в медиа-материалах фрейминг, авторы сосредоточились на выявлении ключевых фреймов освещения событий в Сирии, что позволило им проследить основные тенденции в презентации этих событий, а также зафиксировать технологии и приемы, используемые СМИ для формирования политических образов, связанных с сирийским кризисом. Исследование показало, что собирательному фрейму сирийского конфликта в российских СМИ присущи такие черты, как (1) упор на дипломатическую составляющую в ущерб военной; (б) демонизация США; (3) выведение за скобки причин конфликта; (4) риторика противостояния терроризму. При этом при фреймировании активно применялись две технологии — технология дробления информации, препятствующая формированию общей картины происходящего, и технология отвлечения внимания, нацеленная на вытеснение из поля зрения неоднозначных моментов, нарушающих целостность фрейма, путем акцента на относительно малозначимых и очевидных событиях.

По заключению авторов, несмотря на все усилия федеральных СМИ, сирийская операция России так и не стала той «маленькой победоносной войной», которая бы обеспечила волну патриотической мобилизации в стране. С началом пандемии коронавируса сирийский кризис фактически ушел из медийной повестки и вряд ли в дальнейшем способен внести сколько-нибудь заметный вклад в корректировку российского информационного поля.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-97-120

Страницы: 97-120

Российские регионы

Р.Ф.Туровский, М.С.Сухова

Кооптация оппозиции в региональных парламентах России: игра с нарушением правил

Ключевые слова: авторитаризм, кооптация оппозиции, региональный политический режим, политические партии, региональные легислатуры

Пытаясь повысить свою устойчивость и нейтрализовать протесты, авторитарные режимы нередко прибегают к кооптации оппозиции, в том числе посредством передачи ей руководящих постов в законодательных органах. В случае федераций, субъекты которых обладают собственными легислатурами, подобный механизм может применяться не только на национальном, но и на региональном уровне. Именно так обстоит дело в современной России.

и, реализуемые в российских регионах. Зафиксирован динамичный рост числа регионов, использующих модель консенсусного правления в легислатурах, при сохранении существенного регионального разнообразия в составе «правящих коалиций», которые обычно включают в себя не все представленные в легислатуре партии. Проведенное авторами исследование показало, что, в полном соответствии с теорией рационального выбора, при принятии решения о кооптации того или иного оппозиционного игрока власти учитывают его силу; в то же время обращение к данному механизму стимулируют институциональные возможности регионального парламента в виде числа руководящих постов. Вместе с тем анализ последствий кооптационных практик обнаружил их слабую эффективность как инструмента сдерживания протестной активности оппозиции, особенно в случае КПРФ. По заключению авторов, ограниченное влияние таких практик на политические процессы в регионах обусловлено как действиями региональных властей (формальный и селективный подход к кооптации), так и логикой поведения самой оппозиции, склонной видеть в получении руководящих постов не столько сделку с властью, сколько признание своего политического веса, что придает отношениям власти и оппозиции в регионах черты не прямолинейной «покупки» лояльности в обмен на должности, а позиционной игры.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-121-143

Страницы: 121-143

Зарубежные политии

П.В.Максимова

Преодолевая кризис идентичностей: лимиты консоциативной системы и стагнация урегулирования североирландского конфликта

Ключевые слова: Северная Ирландия, идентичность, консоциация, урегулирование, конфликтный менеджмент, демократия

На протяжении многих десятилетий Северная Ирландия оставалась местом напряженного конфликта идентичностей с частыми всплесками политико-религиозного насилия. В конце XX в. между противоборствующими сторонами был достигнут консенсус относительно необходимости мирного урегулирования противоречий, нашедший отражение в Белфастском соглашении 1998 г. Важнейшей частью этого соглашения был переход к консоциативной модели управления. Предполагалось, что консоциация «вылечит» североирландский регион, избавит его от насилия и антагонизма, поможет наладить диалог между носителями ключевых коллективных идентичностей региона — юнионистами и националистами. Однако по прошествии 22 лет с момента внедрения консоциативной системы явных сдвигов в урегулировании конфликта не наблюдается.

В статье предпринята попытка проследить причины такого положения вещей и, в частности, выяснить, могла ли консоциативная модель в принципе оправдать возлагавшиеся на нее надежды. На основе анализа основополагающих характеристик этой модели, а также институциональных паттернов в североирландской политике П.Максимова приходит к выводу, что консоциативные практики не только не способствовали изживанию антагонистических настроений в обществе, но и внесли свой вклад в их поддержание. Согласно ее оценке, консоциация есть не более чем инструмент кризисного менеджмента, который при неверной интерпретации может лишь усилить противостояние и блокировать окончательное урегулирование конфликта. Именно так и произошло в Северной Ирландии, где специфика консоциативной системы сделала практически невозможным отказ от групповых идентичностей.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-144-162

Страницы: 144-162


Дж.Эверетт, Э.Реджич

В поисках представительства: развитие партий венгерского меньшинства в Сербии и Словакии

Ключевые слова: Сербия, Словакия, венгерское меньшинство, политика меньшинств, партийное развитие, посткоммунистический транзит

Со времен Трианонского договора 1920 г. в странах, соседствующих с современной Венгрией, проживают значительные венгерские меньшинства. После падения авторитарных коммунистических режимов и перехода к политическому плюрализму венгерское население этих стран начало борьбу за политическое представительство, часто используя в этих целях этнические партии. В статье рассматривается роль этих партий как инструментов представительства венгерского меньшинства в Сербии и Словакии. Обозначено общее развитие таких партий, выявлены этапы их развития и дан подробный анализ каждого из этапов. Проведенное авторами исследование показывает, что претендующие на представительство венгерского меньшинства силы в обеих странах необычайно разрознены и раздираются конфликтами, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные партийные расколы, ликвидация одних партий и образование новых. При всем том в критических обстоятельствах эти силы все же оказывались способны выступить единым фронтом против националистических правительств, примеры чего можно видеть как в Сербии, так и в Словакии. В последнее время, однако, дезинтеграционные тенденции вновь выдвинулись на передний план, хотя ситуация в двух странах не совсем идентична. Если в Сербии конфликт между партиями, объявляющими себя представителями венгерского меньшинства, достиг чрезвычайной остроты и путей разрешения его не просматривается, то в Словакии предпринимались попытки объединения, правда, не увенчавшиеся пока сколько-нибудь ощутимым успехом.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-163-182

Страницы: 163-182

Историческая ретроспектива: размышления и гипотезы

Д.С.Шевский

Что такое крушение СССР?

Ключевые слова: крушение СССР, теория систем, самоописание, фискальный кризис, конфликт элит, массовая мобилизация

В статье представлено обоснование подхода к анализу крушения Советского Союза как пересечения ряда разноплановых процессов и явлений. По мнению автора, имеющая место сегодня разноголосица при обсуждении причин распада СССР во многом объясняется тем, что исследователи не пытаются определить суть изучаемого ими феномена и зафиксировать совокупность его признаков. Отсутствие рефлексии над тем, в чем именно заключалось крушение СССР и когда он прекратил свое существование, приводит к выдвижению на первый план отдельных составляющих этого процесса. В результате одни авторы связывают крушение СССР с плачевным состоянием экономики, другие считают главным взлет национализма, третьи делают акцент на роли конкретных акторов и т.д.

Для того чтобы определить, что именно означало крушение СССР и когда оно произошло, автор выделяет основополагающие характеристики самого этого образования, подразделяя его на СССР-систему и СССРгосударство, и прослеживает, как эти характеристики менялись. Проведенное им исследование показывает, что крушение СССР распадается на как минимум два разных, хотя и связанных процесса: крушение системы и крушение государства. Крушение системы заключалось в смене самоописания, важнейшими элементами которого были дискурс неоспоримости достижений Октябрьской революции 1917 г., монополия на власть и монолитность КПСС, конфронтация с капиталистическими странами и социалистическая (огосударствленная) экономика. Слом этих «несущих конструкций» и предопределил будущий распад государства, дав возможность реализоваться деструктивным факторам в виде фискального кризиса, раскола элит и массовой мобилизации.

DOI: 10.30570/2078-5089-2021-101-2-183-201

Страницы: 183-201