Abstracts 3, 2014

Main Page ~ Journal Archive ~ Abstracts 3, 2014

Political Theory

Svyatoslav Kaspe

Defining Political Evil

Keywords: political evil, radical evil, structural evil, political violence, symbolic power

Criticizing and for the most part rejecting the most common approaches to the connection between the problem of evil and the problem of political in the modern political thought, S.Kaspe is looking for a way to build an operational definition of political evil in a narrow and strict sense. The starting point of his argument is the following: the essence of political evil can be understood from the perspective of a notion of political rather than the concept of evil per se (which should be viewed as an independent variable). Transfiguration of the usual, human evil into political evil (i.e., systemic, structural) is possible due to the deficit of efficiency of political institutions that normally prevent such transformation as well as their hyper-efficiency that transcends the norm in the other direction. In their turn, both of these institutional dysfunctions are generated, according to the author, first and foremost by the attempts to ignore or consciously eliminate ethical criteria that distinguish between good and evil. As a result, ethics is replaced by the very same politics.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-6-29


Boris Sokolov

Individual Rationality and Collective Norms On Problem of Legitimization of Moral and Political Theories

Keywords: legitimization, contractarianism, political philosophy, problem of normativity

The paper investigates the problem of practical justification of legitimacy of normative concepts. Having discussed three main approaches to solving this problem, B.Sokolov concludes that the most effective one is an approach that appeals to the idea of the treaty among rational individuals about the rules of social coexistence because it aims at achieving congruence of individual interests and of tenets of normative theory, and requires neither use of violence nor introduction of transcendental and unverifiable entities to support claims for normative importance. The main advantage of contract theories is that they provide the minimal possible justification for moral systems and elaborate arguments for why a person who doubts a necessity to follow moral norms (or state laws) could agree with the requirements of this or the other ethical concept.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-30-44


Dmitry Davydov

Social Capital Theory and Its Normative Controversies

Keywords:  individualization, capitalism, public goods, social capital

The article analyzes normative aspects of social capital theory that problematizes the process of individualization i.e., decrease in coherence and destruction of social values in the modern society. Recognizing that the arguments of proponents of this theory are based on the results of the empirical studies corroborating that social connectedness and trust contribute to sustainable economic development, D.Davydov, however, focuses his attention on the ambiguity of this approach. From his point of view, advocates of social capital theory distort the inner essence of social phenomena when treating them as economic resources and subject of investments. The author posits that such logic fuels the process of individualization rather than fights it. According to the author, in a society where altruism is taken over by selfishness and thrift, and social coherence – by indifference to public good, appealing to profits only reinforces such tendencies.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-45-56

Russian Polity

Andrei Okara

Fourth Power Between Society and State Political Journalists as Part of Political Class of Modern Russia (I)

Keywords: political journalism, political class, new media, journalistic genres, information-psychological war

In this article A.Okara attempts to comprehend the role of political journalism in the social life of modern Russia. The first part of the article published in this issue is devoted to the analysis of the status of political journalists in the structure of the political class, the structure of the community of political journalists per se, as well as their genuine influence on the character of political decisions. Having fixed duality of the professional nature of political journalism and status of political journalists, the author shows that under the current circumstances in Russia journalists are both “servants” of the authorities who articulate those interpretations of the events that were ordered on a paid basis, and “demiurges” – creators of meanings and pictures of reality that are able to control consciousness and actions not only of mass audience, but also of politicians who order them.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-57-74


Yury Korgunyuk

Regional Map of Electoral Cleavages At 2011 State Duma Elections

Keywords: post-Soviet Russia, electoral cleavages, political cleavages, cluster analysis

Structure of electoral cleavages is an important indicator of the socio-political state of society. However, studying this topic at the level of a country at large is fraught with serious mistakes: if elections are fair in some places and merely imitative in others, the overall picture may be akin to the average temperature in the hospital. To solve this problem, Yu.Korgunyuk turns to the analysis of data at the level of territorial electoral commissions employing his own methodology. His research results in a type of regional map of electoral cleavages that allows to understand in which regions of the Russian Federation electoral life is still lingering on, and in which its demise has become irreversible.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-75-91

Russian Regions

Leonid Bliakher

Great History and Slow Existence at Civilization Frontiers Case of Amur River Region

Keywords: frontier, the Amur River Region, the Far East, imposed order, great history, discourse

This article is devoted to the analysis of one of the patterns associated with the nature of and perception of the processes occurring in the post-Soviet Russia, which finds its expression in the contradiction between an incredible speed of change in political forms, business rules of the game etc., and a feeling of going around in a circle. Empirically, the author supports his arguments with the narrative on comprehension and permanent “exploration” of the Amur River Region as a historically emergent part of the Far East. The choice of this region is justified by the fact that a special type of discourse has been established in relation to this frontier, the essence of which can be rather adequately conveyed by the term “empty space”, and “emptiness”, especially when encased within the political boundaries, inevitably engenders a desire to “explore” it. Trying to understand reasons for failure of all such “exploration” projects, L.Blyakher reveals a number of interesting trends inherent, albeit in a blurred form, in Russia as a whole.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-92-109


Anatoly Savchenko

Russian Province: From PERESTROIKA To

Keywords:  social transformation, modernization, perestroika, small towns, periphery

On the basis of the sociological material collected during two expeditions to the southern cities of the Far East, the author investigates the current state of the Russian province in the light of the transformations initiated by perestroika. The analysis conducted by A.Savchenko shows that one of the main trends in the Russian province is spatial fragmentation. In small towns, as opposed to large ones, transition processes have not been completed. At the same time, these processes can hardly be called controlled; rather, they result from adaptation to the destruction of the Soviet economic and social structures. The scope of this destruction leaves the province with little chance to overcome decline on its own.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-110-125

Paradigms of Social Development

Marina Kukartseva, Irina Kolosova

Religion and Limits of Secular Society

Keywords: secular, sacred, secularization, postsecularism, religion, constitutional state

The article examines the concepts of secularization and secularism, relation between secular and religious in the modern world as well as the status and role of religion in a constitutional secular state and globalized multicultural society. The authors conclude that although nowadays religion seems to be able to claim only the role of a local regulator of social relations with a limited area of impact, in reality it does not give up efforts to expand its influence. Remaining one of the most important phenomena, it gradually strengthens its positions with the aim of delineating and, whenever possible, narrowing boundaries of a secular component of social life.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-126-133


Kirill Zhirkov

Anti-Americanism as Ressentiment and Political Position: Search for Universal Patterns

Keywords: anti-Americanism, ressentiment, socio-economic development, culture, world politics

The article investigates causes and nature of anti-Americanism in the modern world. On the basis of factor and regression analysis of data from 45 countries K.Zhirkov reveals important differences between cultural and political anti-Americanism, with the former implying negative attitude toward the American culture and its global spread, and the latter – rejection of certain aspects of the US foreign policy. According to the results of the analysis, cultural anti-Americanism is typical for countries with the average level of modernization, while political – for the most developed countries. The analysis also demonstrates that anti-American sentiments are most widely spread in Muslim countries. Overall, the results of the analysis show that anti-Americanism is subject to cross-national patterns and should be studied in a comparative perspective.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-134-148

Historical Retrospective: Reflections and Hypotheses

Andrey Medushevsky

1977 Basic Law of USSR: State and Individual in Epoch of Developed Socialism

Keywords: Constitution of the USSR, human rights, federalism, “socialist democracy”

On the basis of the detailed analysis of the process of elaboration and adoption of 1977 Constitution of the USSR, A.Medushevsky reveals special features of the Soviet pseudo-constitutionalism. Having thoroughly considered debates around the most important provisions of the new Basic Law that were designed to answer the key challenges facing the country as a result of the internal transformations as well as changes occurring in the global arena, and their reflection in the content of the final document, he convincingly demonstrates that the formula for the leading role of the Communist Party was the only norm in the Soviet Constitution that actually worked (corresponded to political reality). According to his conclusion, the failure of the political system of the late USSR to implement fully-fledged and timely constitutional modernization is a lesson and a warning for the post-Soviet political elite.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-149-168

Practical Sociology

Dmitry Rogozin, Nadezhda Galieva

Methodical (in)stability of Mass Survey

Keywords: mass survey, methodology of social surveys, standardized interview, fabrication of data, survey ethnography

The article presents the results of an ethnographic post-observation of conducting standardized personal interviews on route sample. The authors reveal an enormous discrepancy between the reports provided by an interviewer and reviewed by the leading Russian survey company, and the realities of the post-survey situation. Almost none of the respondents were identified. Moreover, some apartments and houses were simply imputed out of nowhere. Any factual references to route sheets and questionnaires completed by an interviewer were absent. On the basis of replicating an interviewer’s route, D.Rogozin and N.Galieva hypothesize about the insolvency of survey technology based on the manipulation of the collected data that are not correlated with the realities of the conducted survey.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-169-180


Gubernatorial Readings

Finances of Modern Russia: Risk Factors, Sustainability Resources, Development Prospects Seventeenth Gubernatorial Readings. Tyumen, June 10th, 2014

Keywords:  financial institutions, banking system, credit policy, economic growth, Tyumen region

The material published here is a report on the Seventeenth Gubernatorial Readings held in Tyumen, June 10th, 2014, under the framework of the joint project conducted by the journal Politeia and the administration of Tyumen region with the topic of the Readings being financial and economic situation in the country and ways of its recovery, and a lecturer – G.A.Tosunyan, President of the Association of Russian Banks, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences.

DOI: 10.30570/2078-5089-2014-74-3-181-199

Содержание выпуска № 3, 2014

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 3, 2014

Политические теории

С.И.Каспэ

Определяя политическое зло

Ключевые слова: политическое зло, радикальное зло, структурное зло, политическое насилие, символическая власть

Критикуя и в основном отвергая наиболее распространенные в современной политической мысли подходы к сопряжениям проблемы зла и проблемы политического, С.Каспэ ищет способ построить операциональное определение политического зла в узком и строгом смысле слова. Отправной пункт его рассуждений состоит в следующем: суть политического зла можно понять, отталкиваясь не от понятия зла perse (которое должно быть принято за независимую переменную), а от понятия политического. Возможность трансфигурации обычного, человеческого зла в зло политическое (i.e. системное, структурное) создается как дефицитом эффективности политических институтов, в норме препятствующих такому преобразованию, так и их гиперэффективностью, выходящей за рамки нормы в другую сторону. В свою очередь, обе эти институциональные дисфункции порождаются, по мнению автора, прежде всего попытками игнорирования или сознательного элиминирования этических критериев различения добра и зла – в результате чего этика подменяется самой же политикой.


Б.О.Соколов

Индивидуальная рациональность и коллективные нормы (К проблеме легитимации моральных и политических теорий)

Ключевые слова: легитимация, теория общественного договора, политическая философия, проблема нормативности

В статье исследуется проблема практического обоснования легитимности нормативных концепций. Рассмотрев три основных подхода к решению данной задачи, Б.Соколов приходит к выводу, что наиболее эффективным из них является подход, который апеллирует к идее договора рациональных индивидов о правилах совместного общежития, поскольку он нацелен на достижение конгруэнтности индивидуальных интересов и положений нормативной теории и не требует ни использования насилия, ни введения трансцендентных и неверифицируемых сущностей для подкрепления притязаний на нормативную значимость. Главное достоинство договорных теорий состоит в том, что они обеспечивают минимально возможное обоснование моральных систем и предоставляют аргументы в пользу того, почему человек, сомневающийся в необходимости следовать нормам морали (или государственным законам), мог бы согласиться с требованиями той или иной этической концепции.


Д.А.Давыдов

Теория социального капитала и ее нормативные противоречия

Ключевые слова: индивидуализация, капитализм, общественные блага, социальный капитал

В статье анализируются нормативные аспекты теории социального капитала, проблематизирующей процесс индивидуализации, то есть снижения сплоченности и деструкции социальных ценностей в современном обществе. Признавая, что аргументы сторонников этой теории опираются на результаты эмпирических исследований, подтверждающих, что социальная связанность и доверие способствуют устойчивому экономическому развитию, Д.Давыдов вместе с тем фокусирует внимание на неоднозначности данного подхода. С его точки зрения, приверженцы теории социального капитала искажают внутреннюю суть социальных феноменов, рассуждая о них как об экономических ресурсах и предметах инвестиций. Такая логика, считает он, скорее подпитывает процесс индивидуализации, чем борется с ним. По мнению автора, в обществе, где альтруизм вытесняется расчетливостью и эгоизмом, а социальная связанность – безразличием к общественному благу, апелляция к выгодам лишь усиливает подобные тенденции.

Российская полития

А.Н.Окара

«Четвертая власть» между обществом и государством (Политические журналисты как часть политического класса современной России) (I)

Ключевые слова: политическая журналистика, политический класс, новые медиа, журналистские жанры, информационно-психологическая война

В статье А.Окары предпринята попытка осмыслить роль политической журналистики в общественной жизни современной России. Первая часть статьи, публикуемая в этом номере, посвящена анализу места политических журналистов в структуре политического класса, структуры самого сообщества политических журналистов, а также их подлинного влияния на характер принимаемых политических решений. Зафиксировав двойственность профессиональной природы политической журналистики и статуса политических журналистов, автор показывает, что в нынешних российских условиях журналисты одновременно являются и «слугами» власти, которые за деньги озвучивают заказанные им интерпретации происходящего, и «демиургами» – создателями смыслов и картин реальности, способными управлять сознанием и поступками не только массовой аудитории, но и заказчиков-политиков.


Ю.Г.Коргунюк

Региональная карта электоральных размежеваний по итогам выборов 2011 года

Ключевые слова: постсоветская Россия, электоральные размежевания, политические размежевания, кластерный анализ

Структура электоральных размежеваний – важный показатель социально-политического состояния общества. Однако изучение ее на уровне страны в целом чревато серьезными ошибками: если выборы где-то проводятся честно, а где-то лишь имитируются, то общая картина может оказаться сродни средней температуре по больнице. Чтобы решить эту проблему, Ю.Коргунюк, используя разработанную им методику, обращается к анализу данных на уровне территориальных избирательных комиссий. Итогом его исследования является своего рода региональная карта электоральных размежеваний, позволяющая понять, в каких именно субъектах Российской Федерации электоральная жизнь еще теплится, а в каких омертвение приобрело необратимый характер.

Российские регионы

Л.Е.Бляхер

Большая история и медленное бытие на цивилизационных фронтирах (Казус Приамурья)

Ключевые слова: фронтир, Приамурье, Дальний Восток, навязанный порядок, Большая история, дискурс

Статья посвящена анализу одной из закономерностей, связанной с характером и восприятием процессов, происходящих в постсоветской России, и находящей выражение в противоречии между невероятной скоростью смены политических форм, хозяйственных правил игры и т.д. и ощущением хождения по кругу. Эмпирической основой рассуждений автора является история осмысления и постоянного «освоения» Приамурья как исторически возникшей части Дальнего Востока. Выбор Приамурья обусловлен тем, что по отношению к этому фронтиру сложился особый тип дискурса, суть которого достаточно полно передается термином «пустое пространство», а «пустота», тем более заключенная в рамки политических границ, неизбежно порождает стремление ее освоить. Пытаясь разобраться в причинах провала всех проектов подобного рода «освоения», Л.Бляхер выявляет ряд интересных тенденций, действующих, пусть в смазанном виде, и в рамках России в целом.


А.Е.Савченко

Российская провинция: от перестройки – к…

Ключевые слова: социальные трансформации, модернизация, перестройка, малые города, периферия

В статье на основе социологического материала, собранного в ходе двух экспедиций по городам юга Дальнего Востока, исследуется современное состояние российской провинции в свете тех трансформаций, начало которым положила перестройка. Проведенный А.Савченко анализ показывает, что одной из главных тенденций российской провинции является фрагментация пространства. В малых городах, в отличие от крупных, переходные процессы еще не завершены. При этом данные процессы сложно назвать управляемыми; скорее они представляют собой результат адаптации к разрушению советских экономических и социальных структур, и масштабы этого разрушения оставляют провинции мало шансов на самостоятельное преодоление упадка.

Парадигмы общественного развития

М.А.Кукарцева, И.В.Колосова

Религия и границы светского общества

Ключевые слова: светский, сакральный, секуляризация, постсекуляризм, религия, правовое государство

В статье рассматриваются понятия секуляризации и секуляризма, соотношение светского и религиозного в современном мире, а также место и роль религии в правовом светском государстве и глобализированном поликультурном обществе. По заключению авторов, религия, которая, казалось бы, сегодня может претендовать лишь на роль локального регулятора социальных отношений с ограниченным ареалом воздействия, на самом деле не оставляет попыток расширить свое влияние. Оставаясь одним из наиболее значимых феноменов, она постепенно укрепляет свои позиции, стремясь очертить и по возможности сузить границы светской составляющей общественной жизни


К.А.Жирков

Антиамериканизм как рессентимент и политическая позиция: поиск универсальных закономерностей

Ключевые слова: антиамериканизм, рессентимент, социально-экономическое развитие, культура, мировая политика

Статья посвящена исследованию причин и природы антиамериканизма в современном мире. На основе факторного и регрессионного анализа данных по 45 странам К.Жирков выявляет значимые различия между культурным и политическим антиамериканизмом, первый из которых предполагает негативное отношение к американской культуре и ее глобальному распространению, тогда как второй связан с неприятием тех или иных аспектов внешней политики США. Согласно результатам анализа, культурный антиамериканизм характерен для стран со средним уровнем модернизации, в то время как политический – для наиболее развитых стран. В ходе анализа также установлено, что антиамериканские настроения особенно распространены в мусульманских странах. В целом результаты анализа показывают, что антиамериканизм подчиняется кросс-национальным закономерностям и должен изучаться в сравнительной перспективе.

Историческая ретроспектива: размышления и гипотезы

А.Н.Медушевский

Основной закон СССР 1977 г.: государство и личность в эпоху «развитого социализма»

Ключевые слова: Конституция СССР, права человека, федерализм, «социалистическая демократия», «общенародное государство»

На основе детального анализа процесса разработки и принятия Конституции СССР 1977 г. А.Медушевский вскрывает особенности советского псевдоконституционализма. Тщательно рассмотрев дискуссии вокруг важнейших положений нового Основного закона, призванных дать ответ на ключевые вызовы, вставшие перед страной вследствие внутренних трансформаций, а также изменений, происходящих на мировой арене, и их отражение в содержании итогового документа, он убедительно демонстрирует, что единственной работающей (отвечающей политической реальности) нормой советской Конституции была формула о руководящей роли КПСС. По его мнению, неспособность политической системы позднего СССР к полноценной и своевременной конституционной модернизации – урок и предостережение постсоветской политической элите.

Практическая социология

Д.М.Рогозин, Н.И.Галиева

Методическая (не)устойчивость массового опроса

Ключевые слова: массовый опрос, методология социальных обследований, стандартизированное интервью, фабрикация данных, этнография опроса

В статье представлены результаты этнографического (пост)наблюдения за проведением личных стандартизированных интервью по маршрутной выборке. Выявлено тотальное несоответствие отчетной документации, предоставленной интервьюером и проверенной супервайзерами ведущей российской опросной компании, реалиями постопросной ситуации. Практически ни один из описанных респондентов не был найден, кроме того, обнаружены приписки квартир и домов, зафиксировано отсутствие каких-либо фактологических референтов к маршрутным листам и анкетам, заполненным интервьюером. На основании повторного прохождения маршрута интервьюера Д.Рогозин и Н.Галиева высказывают предположение о несостоятельности опросной технологии, базирующейся на манипуляциях с собранными данными, никак не соотнесенными с реалиями проведенного опроса.


Губернаторские чтения

Финансы современной России: факторы риска, ресурсы устойчивости, перспективы развития (Семнадцатые Губернаторские чтения. Тюмень, 10 июня 2014 г.)

Ключевые слова: финансовые институты, банковская система, кредитная политика, экономический рост, Тюменская область

Публикуемый материал представляет собой отчет о Семнадцатых Губернаторских чтениях, прошедших 10 июня 2014 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема Чтений – финансово-экономическая ситуация в стране и пути ее оздоровления, лектор – президент Ассоциации российских банков, член-корреспондент РАН Г.А.Тосунян.