Abstracts 3, 2016

Main Page ~ Journal Archive ~ Abstracts 3, 2016

Download 3 (82).

Political theories

Kirill Koktysh

Ontology of Rational (II)

Keywords: rationality, ontology, values, Political Science, Ancient Rome, Christianity

The paper puts forward a hypothesis that it is distribution of social statuses that sets criteria for what is rational in social reality: the corporation views as reasonable something that contributes to its expansion into the semantic space of the society as a whole, and deems unreasonable something that prevents such expansion. At an individual’s level, reasonable is something that contributes to her attainment of social status. To support his statement in more details, K.Koktysh refers to the analysis of the formation and transformation of the languages of Political Science because it is Political Science that from the moment if its inception claimed to determine whether this or the other knowledge can be viewed as rational, either legitimizing its introduction into the social structure, or, on the contrary, declaring it a prejudice. In the history of Europe there were several such languages that replaced one another. In the second part of the article published in this issue (for the first part see Politeia, 2016 2), the author analyzes the Roman and Christian languages for describing politics.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-6-30

Paradigms of Public Development

Andrey Korotayev, Elena Slinko, Sergey Shulgin, Stanislav Biluga

Intermediate Types of Political Regimes and Socio-Political Instability (Quantitative Cross-National Analysis)

Keywords: political regime, socio-political instability, autocracy, democracy, Cold War

The article attempts to test the hypothesis that consolidated democracies and consecutive autocracies are more stable than intermediate regimes. The research conducted by the authors, with the help of data from CNTS and Freedom House, in general confirmed the presence of the U-curve relationship between the type of regime and the level of socio-political instability. At the same time, the study allowed to reveal a number of important details. Empirical tests have shown that (a) the U-curve relationship between socio-political instability and the type of regime is usually characterized by a significant asymmetry; (b) the nature of this asymmetry may vary over time; (c) since the end of the Cold War, the U-curve relationship between regime type and level of socio-political instability has weakened considerably and has undergone significant changes. If in 1973–1991 the highest level of socio-political instability was demonstrated by unconsolidated democracies, in 1992–2012 it became more typical for inconsistent autocracies.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-31-51

Russian Politeia

Leonid Bliakher

What State Employees Fear and How They Survive (Empirical Research)

Keywords: state employees, survival strategies, social networks, formal regulation, shadow activity

On the basis of the analysis of the survival strategies of state employees under the conditions of consistent reduction in government spending and liabilities, L.Blyakher traces two possible scenarios of Russia's development. The first scenario implies the increasing pressure of state on shadow sphere, resulting in even greater split of reality into the legal one, which is characterized by the struggle of political groups, participation of social activists, etc., and the invisible one, which is increasingly assuming the main function. Blyakher states that if this scenario comes true, the gap between the actual situation and the forms in which it is presented may reach catastrophic proportions, calling into question the very existence of the social “fabric” beyond the local community. The second scenario is associated with the recognition of the objective limits of state control. In this case, the “shadow” reality associated with self-sustainment is simply set free, which, according to Blyakher, opens up an opportunity for the establishment of fruitful, although not quite formal, contacts between the weakening state and self-sufficient population.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-52-70


Svetlana Barsukova, Caroline Dufy

Food Security: Russian Context

Keywords: food security, protectionism, food sovereignty, import substitution

The article is devoted to the analysis of the specificity of the Russian interpretation of the universal concept of food security. On the basis of a series of expert interviews with agricultural economists, farmers, representatives of agricultural trade unions, officials at rural administrations and regional ministries, as well as with the help of several secondary data sources, S.Barsukova and C.Dufy show that shifts in the interpretation of this concept reflects the evolution of the authority’s attitudes, business’ capabilities to lobby and the state of society. According to the authors’ conclusion, when choosing ways of ensuring food security, Russia opted for the protectionist approach. The established view of food security means moving towards self-sufficiency. In fact, the debate is about the national specificity in building market economy, about the extent of autonomy in choosing development paths, rather than about ways to feed the population of the country. The reality that incorporates such debates provides food security with interpretations, the legitimization of which is one of the tasks of political mobilization.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-71-89

Post-Soviet space

Vladimir Gelman

Political Foundations of Bad Governance in Post-Soviet Eurasia Rethinking Research Agenda

Keywords: quality of governance, post-Soviet Eurasia, rule of law, regimes changes

Why are some countries governed much more poorly than one might expect judging by their degree of socio-economic development? In particular, why are most countries of post-Soviet Eurasia, according to numerous international evaluations of quality of state governance, similar to underdeveloped Third World countries and lagging behind their post-Communist counterparts in Eastern Europe? In search for answers to these questions, V.Gel’man refers to the analysis of factors and mechanisms that explain the formation of “bad governance” in post-Soviet Eurasia. The article discusses such explanations of this development as “legacy of the past”, dynamics of regime changes and international influence. The author considers possible ways and means to overcome “bad governance” and provides suggestions for further research of this phenomenon.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-90-115

Ideologies

Leonid Fishman

Decline of Work Society: Current Ideological Constellation

Keywords: ideology, “work society”, rent society, social subject

L.Fishman analyzes shifts in the ideology of the main political forces in the modern world, assuming that another “Great transformation” of the world capitalist system is taking place now, and it will inevitably demand a new format of ideological consensus. According to the author’s conclusion, this new format of ideological consensus will imply reaching an agreement on the most broad criteria of social subjectivity and receiving rent for “being socially important”, which is expressed in the participation in social activities (due to the impossibility to participate in the production of goods and services in its traditional interpretation). This might probably lead to the increasing influence of communitarianism (as an alternative to neo-liberalism), whose rhetoric is based on the appeal to the middle level values, with public good being at the top of the list. At the same time, public good can be easily interpreted with nationalist color, as a benefit for some local community, although it can also be interpreted in a more universal manner, which is consistent with leftist views.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-116-129

Antithesis

Nikolai Rozov

Geopolitics as Science: Can Not be Canceled or Developed

Keywords: geopolitics, geo-strategy, geopolitical patterns, geopolitical dynamics

Recognizing the validity of many statements made by liberal publicists, who sharply criticize geopolitics in the form, in which it has established itself in the modern Russian political rhetoric, N.Rozov, however, suggests that a significant portion of criticism against geopolitics as a direction of thought and sphere of public interest is explained not only by the prevalence of notorious far-right-wing authors, who have seized this “realm”, but also by the indistinctive meanings of the term itself. The author identifies four such meanings – geopolitics as reality; geopolitics as a scientific discipline; geopolitics as a doctrine (worldview, paradigm); geopolitics as ideology (and propaganda). He analyzes their content and shows that, with respect to the first two meanings, the criticism is misplaced. The author reveals the importance of the geopolitical dynamics for understanding the ongoing processes in the world through the evaluation of Russia’s current foreign policy strategies on the basis of the principles set out by R.Collins.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-130-148


Dmitry Davydov

Global Political Prospect: Communism, Meritocracy or Social-Personalism?

Keywords: post-capitalism, alienation, communism, meritocracy, social-personalism

The article discusses possible scenarios for the evolution of the modern capitalist society. Claiming utopian the ideas, that liberation from material needs and socialization of production will lead to the establishment of the communist system free from class struggle and alienation, D.Davydov considers social-personalist revolution a more plausible scenario. Such revolution, in his opinion, could lead to meritocracy as well as to the development of the social-personalist society per se, in which priority of assets accumulation is trumped by the priority of personal self-realization, and the inevitable class inequality coexists with the leading role of a creative individual.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-149-159

Gubernatorial readings

Development of Engineering Education and Formation of Modern Engineering Culture in Russia (Twenty-Fifth Gubernatorial Readings. Tyumen, June 28th, 2016)

Keywords: education, engineering culture, Tyumen region

The material published here is a report on the Twenty-Fifth Gubernatorial Readings held in Tyumen, June 28th, 2016, under the framework of the joint project conducted by the journal Politeia and the administration of Tyumen region with the topic of the Readings being the development of engineering education and the formation of modern engineering culture in Russia, and the lecturer being A.P.Kuleshov, Member of the Russian Academy of Sciences (RAS), Rector of the Skolkovo Institute of Science and Technology.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-160-183

Reflections over the read

Andrey Teslya

Political Outlook (Schmitt C. The Concept of the Political: Collected Papers / Translated from German by Yu.Yu.Korints, A.F.Filippov, A.P.Shurbelev. Saint Petersburg: Science, 2016)

Keywords: Carl Schmitt, political thought, “Concept of the Political”

Over the past decade and a half, Carl Schmitt has become firmly established in the domestic intellectual space. Now everyone, who at least somehow comes in touch with the sphere of political theory and philosophy, is familiar, if not with the main provisions of the concept, then at least with the definition of the political as a distinction between “friend” and “enemy”. Realizing that it hardly makes sense to review the texts, which not only were published 80–90 years ago, but also became classic in the past decades and produced a diverse literature, A.Teslya sets for himself a fundamentally different task – to identify a number of possible useful turns of discussion out of those turns, which may be relevant in the context of domestic political thought, but have not been sufficiently articulated yet.

DOI: 10.30570/2078-5089-2016-82-3-184-196

Содержание выпуска № 3, 2016

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 3, 2016

Скачать № 3 (82) целиком.

Политические теории

К.Е.Коктыш

Онтология рационального (II)

Ключевые слова: рациональность, онтология, ценности, политическая наука, Древний Рим, христианство

В статье выдвигается гипотеза, согласно которой именно статусное распределение задает критерии рационального в социальной реальности: разумным для корпорации является то, что способствует ее экспансии на смысловое пространство общества в целом, неразумным – то, что такой экспансии препятствует. На уровне же индивида разумным оказывается то, что способствует обретению им социального статуса. Для более детального обоснования своей точки зрения К.Коктыш обращается к анализу становления и трансформации языков политической науки, так как именно она с момента своего возникновения претендовала на присвоение тому или иному знанию статуса рационального, легитимируя его внедрение в структуру социального, либо, наоборот, объявляла его предрассудком. Таких языков, последовательно сменявших друг друга, в истории Европы было несколько. Во второй части статьи, публикуемой в этом номере (первую часть см. Полития, 2016, № 2), анализируются римский и христианский языки описания политики.

Парадигмы общественного развития

А.В.Коротаев, Е.В.Слинько, С.Г.Шульгин, С.Э.Билюга

Промежуточные типы политических режимов и социально-политическая нестабильность (Опыт количественного кросс-национального анализа)

Ключевые слова: политический режим, социально-политическая нестабильность, автократия, демократия, холодная война

В статье предпринята попытка протестировать гипотезу, в соответствии с которой консолидированные демократии и последовательные автократии более устойчивы, нежели промежуточные режимы. Проведенное авторами исследование с использованием баз данных CNTS и Freedom House в общем и целом подтвердило наличие U-образной зависимости между типом режима и уровнем социально-политической нестабильности. Вместе с тем оно позволило выявить целый ряд важных деталей. Эмпирические тесты показали, что (а) U-образная зависимость уровня социально-политической нестабильности от типа режима, как правило, отличается выраженной асимметрией; (б) характер этой асимметрии может меняться со временем; (в) после окончания холодной войны U-образная зависимость между типом режима и уровнем социально-политической нестабильности заметно ослабла и претерпела существенные изменения. Если в 1973–1991 гг. наиболее высокий уровень социально-политической нестабильности демонстрировали неконсолидированные демократии, то в 1992–2012 гг. он стал характерен скорее для непоследовательных автократий.

Российская полития

Л.Е.Бляхер

Чего боятся и как выживают бюджетники (По материалам эмпирического исследования)

Ключевые слова: бюджетники, стратегии выживания, социальные сети, формальное регулирование, теневая активность

На основе анализа стратегий выживания работников бюджетной сферы в условиях последовательного сокращения государственных расходов и обязательств Л.Бляхер прослеживает два возможных сценария развития России. Первый из них предполагает нарастающее давление государства на теневую сферу, следствием чего становится все большее расслоение реальности на легальную, где происходит борьба политических групп, действуют социальные активисты и т.д., и невидимую, которая все активнее берет на себя функции основной. При таком варианте развития, считает Бляхер, зазор между фактической ситуацией и формами ее презентации может достичь катастрофических размеров, ставя под вопрос само существование социальной ткани за пределами локального сообщества. Второй сценарий сопряжен с признанием объективно обусловленных пределов государственного контроля. В этом случае «теневая» реальность, связанная с самообеспечением, просто отпускается на свободу, что, по мнению Бляхера, открывает шанс на установление плодотворных, хотя и не вполне формальных контактов между слабеющим государством и самодеятельным населением.


С.Ю.Барсукова, К.Дюфи

Продовольственная безопасность: российский контекст

Ключевые слова: продовольственная безопасность, протекционизм, продовольственный суверенитет, импортозамещение

Статья посвящена анализу особенностей российского толкования универсального концепта продовольственной безопасности. Опираясь на серию экспертных интервью с экономистами-аграриями, фермерами, представителями сельскохозяйственных профсоюзов, чиновниками сельских администраций и региональных министерств, а также на ряд вторичных данных, С.Барсукова и К.Дюфи показывают, что сдвиги в интерпретации этого концепта отражают эволюцию позиции власти, лоббистских возможностей бизнеса и состояния общества. По их заключению, определяя пути обеспечения продовольственной безопасности, Россия сделала выбор в пользу протекционистского варианта, и утвердившийся в ней взгляд на продовольственную безопасность означает курс на самообеспечение. По сути, спор идет не о том, как накормить население страны, а о национальной специфике в построении рынка, о степени самостоятельности в выборе путей развития. Реальность, в которую интегрированы эти дебаты, наделяет трактовки продовольственной безопасности смыслами, легитимация которых является одной из задач политической мобилизации.

Постсоветское пространство

В.Я.Гельман

Политические основания «недостойного правления» в постсоветской Евразии (Переосмысливая исследовательскую повестку дня)

Ключевые слова: качество государственного управления, постсоветская Евразия, верховенство права, изменения режимов

Почему качество государственного управления в некоторых странах гораздо хуже, чем можно было бы ожидать, исходя из уровня их социально-экономического развития? В частности, почему многие страны, возникшие на территории бывшего СССР, согласно многочисленным международным оценкам качества управления, находятся на одном уровне с бедными и слаборазвитыми странами третьего мира и намного отстают от посткоммунистических стран Восточной Европы? В поисках ответов на эти вопросы В.Гельман обращается к анализу факторов и механизмов, обусловивших становление «недостойного правления» в постсоветской Евразии. В статье обсуждаются объяснения такого развития событий, связывающие его с «наследием прошлого», динамикой режимных изменений и международным воздействием, рассматриваются возможные пути и способы преодоления «недостойного правления» и высказываются соображения относительно дальнейших исследований этого феномена.

Идеологии

Л.Г.Фишман

Закат «общества труда»: современная идеологическая констелляция

Ключевые слова: идеология, общество труда, рентное общество, социальный субъект

Исходя из предположения о том, что сейчас происходит очередная «Великая трансформация» мировой капиталистической системы, которая неизбежно потребует нового формата идеологического консенсуса, Л.Фишман анализирует сдвиги в идеологии основных политических сил современного мира. По его заключению, новый формат идеологического консенсуса будет состоять в достижении согласия относительно самых общих критериев социальной субъектности и получения ренты за «социальную значимость», выражающуюся в участии в общественных делах (ввиду невозможности участия в традиционно понимаемом производстве материальных благ и услуг). Здесь вероятно усиление влияния коммунитаризма (как альтернативы неолиберализму), чья риторика базируется на апелляции к ценностям среднего уровня, вершиной которых является общественное благо. При этом общественное благо легко может быть истолковано националистически, как благо некоей локальной общности, хотя оно может трактоваться и в более универсальном ключе, сочетаясь с левыми взглядами.

Антитеза

Н.С.Розов

Геополитика как наука: отменить нельзя развивать

Ключевые слова: геополитика, геостратегия, геополитические закономерности, геополитическая динамика

Признавая справедливость многих тезисов либеральных публицистов, резко критикующих геополитику в том виде, в каком она утвердилась в современной российской политической риторике, Н.Розов вместе с тем высказывает предположение, что существенная часть претензий к геополитике как направлению мысли и сфере общественного интереса обусловлена не только доминированием одиозных ультраправых авторов, захвативших данную «площадку», но и неразличением значений самого этого термина. Выделив четыре таких значения – геополитика как реальность, геополитика как научная дисциплина, геополитика как учение (взгляд на мир, парадигма), геополитика как идеология (и пропаганда) – и проанализировав их содержание, он показывает, что применительно к первым двум все эти претензии бьют мимо цели. Важность геополитической динамики для понимания происходящих в мире процессов раскрывается автором через оценку реализуемых Россией внешнеполитических стратегий на основе принципов, сформулированных Р.Коллинзом.


Д.А.Давыдов

Глобальная политическая перспектива: коммунизм, меритократия или социал-персонализм?

Ключевые слова: посткапитализм, отчуждение, коммунизм, меритократия, социал-персонализм

В статье рассматриваются возможные сценарии эволюции современного капиталистического общества. Полагая утопичными представления о том, что освобождение от материальной нужды и обобществление производства приведут к утверждению коммунистической системы без классовой борьбы и отчуждения, Д.Давыдов считает более вероятным сценарий социал-персоналистической революции. Такая революция, по его мнению, способна привести как к меритократии, так и к становлению собственно социал-персоналистического общества, в котором приоритет материального накопления уступает место приоритету личностной самореализации и неизбежное классовое неравенство сочетается с ведущей ролью творческой личности.

Губернаторские чтения

Развитие инженерного образования и формирование современной инженерной культуры в России (Двадцать пятые Губернаторские чтения. Тюмень, 28 июня 2016 г.)

Ключевые слова: образование, инженерная культура, Тюменская область

Публикуемый материал представляет собой отчет о Двадцать пятых Губернаторских чтениях, прошедших 28 июня 2016 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема Чтений – развитие инженерного образования и формирование современной инженерной культуры в России, лектор – академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий А.П.Кулешов.

Размышляя над прочитанным

А.А.Тесля

Политическое воззрение (Шмитт К. Понятие политического: Сборник / Пер. с нем. Ю.Ю.Коринца, А.Ф.Филиппова, А.П.Шурбелева. — СПб.: Наука, 2016)

Ключевые слова: Карл Шмит, политическая мысль, «Понятие политического»

За последние полтора десятилетия Карл Шмитт прочно вошел в отечественное интеллектуальное пространство: если не с основными положениями его концепции, то, по меньшей мере, с определением политического как противопоставления «друга» и «врага» сейчас знакомы все, кто хоть как-то соприкасается с областью политической теории и философии. Понимая, что едва ли есть смысл рецензировать тексты, мало того что вышедшие 80–90 лет тому назад, но еще и успевшие за минувшие десятилетия стать классическими и породить многообразную литературу, А.Тесля ставит перед собой принципиально иную задачу – выделить несколько возможных продуктивных поворотов обсуждения из числа тех, которые могут быть актуальными в контексте отечественной политической мысли, но которые пока недостаточно артикулированы.