Содержание выпуска № 4, 1998

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 4, 1998

Предисловие

В.В.Вагин

К выходу номера «Политии» по проблемам местного самоуправления

Во вводной статье В.В. Вагина рассказывается об истории создания данного номера “Политии” его задачах, а также о причинах, требующих привлечения внимания общественности к проблемам местного самоуправления в России.

Местное самоуправление в постсоветской России

О.Б.Алексеев, О.И.Генисаретский, П.Г.Щедровицкий

Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре российской государственности

Авторы статьи анализируют итоги развития местного самоуправления в России за время, прошедшее с момента вступления в силу федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Если государственные институты не проявят желания «к скорейшей выработке городской политики и не усилят внимания к проблемам местного самоуправления, считают авторы, Россия неизбежно столкнется с ростом тенденций к самообеспечению и автономизации и, как следствие, – оппозицией региональных и местных органов центральной власти.


В.А.Лапин

Потенциальные возможности местного самоуправления

В статье утверждается, что местное самоуправление обладает определенными признаками и государственных, и общественных институтов, что делает его центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Поэтому в кризисные периоды стратегия органов государственной власти должна базироваться на расширении прав местного самоуправления.


Т.В.Бочкарева, В.Н.Калуцков

Становление местного самоуправления и развитие муниципальных образований

Основываясь на материалах, полученных в ходе проводившегося в 1997-98 гг. конкурса муниципальных образований, авторы статьи показывают, что значительная доля муниципальных образований нашей страны накопила большой опыт и способна в полной мере реализовать возможности местного самоуправления как системы механизмов развития муниципальных единиц.


Т.В.Островская, И.В.Задорин

Общественное мнение о местном самоуправлении (по материалам опросов общественного мнения)

Проанализировав данные многочисленных опросов общественного мнения, Т.В. Островская и И.В. Задорин приходят к выводу, что значительная часть россиян, не проявляя сколько-нибудь выраженной готовности к самоорганизации для решения местных проблем и весьма низко оценивая способность низовых самоуправленческих структур оказывать реальное влияние на их решение, в то же время не воспринимает городскую и районную власть в качестве институтов самоуправления и не осознает разницы между государственным управлением и самоуправлением.

Субъекты самоуправления

П.И.Лапшев

Типология муниципальных образований: управленческий подход

По мере исчезновения рудиментов индустриального общества наиболее распространенным основанием классификации муниципальных образований станут степень сложности их внутренней организации, а также уровень интеграции процессов муниципального управления и самоуправления. Руководствуясь этим соображением, П.И. Лапшев строит 4 модели внутренней организации муниципального образования и рассматривает функции и полномочия различных органов муниципального управления и общественного самоуправления.


Т.В.Бочкарева, В.Н.Калуцков

Типы муниципальных образований в Российской Федерации

Исходя из базовых типологических характеристик муниципальных единиц (состав территории, административное значение центрального поселения и численность населения), авторы статьи выделяют три основные типологические группы муниципальных образований – городскую, комплексную и сельскую – и исследуют принципиальные различия между ними.


Е.С.Шомина

Местные сообщества, общественные движения: многообразие форм

В статье предпринимается попытка на обширном конкретном материале проанализировать деятельность разнообразных соседских сообществ и всевозможных жилищных движений, их роль в общественном самоуправлении на местном уровне.


В.А.Лапин

Местное самоуправление и территория

В статье рассматриваются принципы выявления потенциальных саморазвивающихся подсистем, которые могли бы стать дееспособными муниципальными образованиями.

Пути повышения эффективности местного самоуправления

А.Е.Балобанов

Профессионализация деятельности органов местного самоуправления

В статье анализируются препятствия, затрудняющие профессионализацию органов местного самоуправления, и способы их преодоления. Особое внимание автор уделяет вопросам подготовки и переподготовки кадров.


Е.С.Шомина

Общественное участие в управлении

Автор рассматривает потенциальные возможности общественных организаций и пути установления конструктивного сотрудничества между ними и органами местного самоуправления.


В.А.Лапин

Взаимодействие властей в контексте регионального развития

Статья посвящена проблеме оптимальных форм взаимодействия региональных структур и представляющих их субъектов. Автор исходит из того, что в нынешних политических и экономических условиях прежние механизмы регионального развития, базировавшиеся на централизованной системе управления, невозможны.

Источники и ресурсы развития местного самоуправления

В.Л.Глазычев

Ресурсы местного самоуправления

В статье исследуются незадействованные ресурсы выживания и развития различного рода территорий (экономические, социальные управленческие). Особую актуальность их выявления и мобилизации автор видит в том, что изъятие местного самоуправления из системы государственного управления было, по его мнению преждевременным.


В.А.Лапин

Неиспользованные возможности: оптимизация ресурсов

Данная статья является полемической по отношению к исследованию В.Л. Глазычева «Ресурсы местного самоуправления». В отличие от В.Л.Глазычева, В.А.Лапин считает, что именно изменение структуры государственных институтов и появление местного самоуправления создают предпосылки формирования (высвобождения) новых политических, социальных, управленческих и экономических ресурсных источников регионального развития.

Хроника

Ю.С.Коргунюк

Политические организации России (зима 1998 - 1999 гг.)

Автор рассматривает специфику партийной жизни России зимой 1998-1999 гг., сопровождая анализ хроникой событий.