Алексеенко А.Н.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Алексеенко А.Н.
  • № 2, 2014

    • Этнизация и традиционализация политического пространства Казахстана

      После распада СССР в Казахстане обозначились два варианта дальнейшего суверенного развития – «европейский» и «традиционный». Стратегические государственные замыслы строились на европейском социально-экономическом фундаменте, титульное же население, в массе своей сельское, склонялось к традиционному варианту. В итоге за основу был взят компромисс – модернизация при опоре на национальную специфику. Тщательно проанализировав результаты такого выбора, А.Алексеенко показывает, что важнейшим его следствием стала не просто массовая урбанизация автохтонов, но и перенос в городскую среду традиционных воззрений вчерашних сельских жителей. Демократические «европейские» формы начали постепенно заполняться архаическим содержанием. Вместе с тем городское пространство заметно деформировало традиционные ценности казахов. По оценке автора, интенсивное освоение городского пространства способно привести к утере основ национальной культуры, что резко актуализирует вопрос о возможности сосуществования разных цивилизационных приоритетов в социально-политическом пространстве современного Казахстана.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-73-2-48-69

  • № 2, 2012

    • Этнополитические стратегии освоения городского пространства Республики Казахстан в ХХI в.

      В статье рассматриваются новейшие тенденции в формировании городского пространства Казахстана. На основе анализа ключевых претендентов на это пространство А.Алексеенко приходит к выводу, что ведущую роль в данном процессе сейчас играют выходцы из сельской местности, исторически не имевшее соответствующего опыта, и отчасти этнические репатрианты. Вместе с тем проведенное им исследование показывает, что европеизированное городское пространство республики в достаточной степени автономно и самодостаточно, чтобы заставить новоселов «играть» по своим правилам, и, несмотря на многочисленные программы по возрождению казахского языка, он все больше уходит в сферу бытового общения.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2012-65-2-98-119