№ 4, 2022
Взгляд на партийные идеологии через призму административных парадигм
Статья посвящена анализу предложений по реформированию публичного управления в программах российских политических партий, участвовавших в думских выборах 2021 г., оценке их системности и реализма как индикатора политической зрелости партии, ее готовности претворять свои лозунги в жизнь. Используя методы классификации, а также контент- и тезаурусного анализа, автор фиксирует сходства и различия между этими предложениями и рассматривает их через призму партийных идеологий и базовых административных парадигм.
Исследование не выявило четкой корреляции между партийной идеологией и предложениями по совершенствованию публичного управления: сходные предложения присутствуют в программах партий с полярными идеологиями. Вместе с тем обнаружена связь между представленными в программах административными парадигмами и партийными идеологиями. Левые партии ориентируются на общественно-государственное управление, то есть открытость власти и вовлечение граждан в управление. Менеджеризм, связанный с экономичностью и клиентоцентричным государством, характерен для правых и отчасти центристских партий. Веберианская парадигма с ее акцентом на законности и процедурных аспектах в программах российских партий представлена минимально. В целом же наибольшей популярностью в них пользуется парадигма общественно-государственного управления.
Доминирование этой парадигмы в партийных программах автор связывает как с набирающим силу во всем мире популистским трендом, так и с присущим российскому обществу запросом на социальную справедливость. Однако, по его заключению, готовность партий и общества к взаимодействию, нашедшая отражение в дискурсивных практиках, вступает в противоречие с неразвитостью механизмов имплементации общественно-государственного управления, которые пока не разработаны даже на уровне теории. Путь к решению этой проблемы он видит в объединении усилий политологов и специалистов по публичному управлению и преодолении рассогласованности между этими дисциплинами.
DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-83-103
Страницы: 83-103
№ 1, 2018
Высшие государственные служащие как политико-административная элита современной России
Целью статьи является выявление особенностей карьерных траекторий и каналов рекрутирования политико-административной элиты России. В качестве представителей этой элиты автор рассматривает федеральных министров, их заместителей, а также директоров департаментов федеральных министерств, используя для обозначения этого слоя широко распространенное в мире, но ранее не употреблявшееся в России понятие «высшие государственные служащие» (ВГС). Эмпирическую базу исследования составляют биографии высших федеральных чиновников, опубликованные на официальных сайтах. Автором собраны биографические данные о руководящем составе всех федеральных министерств. Объем выборки — 381 человек.
Проведенное автором исследование показывает, что среди ВГС России преобладают карьерные бюрократы и технократы, хотя в министерском корпусе велика доля политических назначенцев. По своим характеристикам ВГС могут быть отнесены к элите общества: они являются преимущественно уроженцами крупных городов, получили хорошее образование, многие имеют ученые степени и государственные награды. Вместе с тем слой ВГС неоднороден, что сказывается на деятельности со- ответствующих министерств. Министерства, возглавляемые карьерными бюрократами, как правило, успешнее реализуют государственные программы, и динамика развития в руководимых ими отраслях выше, чем в регулируемых министерствами, во главе которых стоят политические назначенцы.
По заключению автора, процесс рекрутирования ВГС в России непрозрачен и лишен системности. Ключ к решению этой проблемы он видит в создании Службы высших руководителей по образцу ряда развитых стран и наделении ее функциями подбора и оценки высших государственных служащих.
DOI: 10.30570/2078-5089-2018-88-1-82-99
Страницы: 82-99
№ 2, 2017
Реформа бюрократии глазами российских политических лидеров
На основе содержательного анализа высказываний руководителей российского государства по проблемам государственной службы за период с 1916 по 2016 г. Г.А.Борщевский приходит к выводу об относительно слабом влиянии политической конъюнктуры на общий вектор реформирования государственной службы и предлагаемый набор мер.
Рассылка
Борщевский Г.А.
Главная страница ~ Авторский указатель ~ Борщевский Г.А.