Борщевский Г.А.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Борщевский Г.А.
  • № 4, 2023

    • Традиционные российские ценности: институциональный анализ

      В статье представлены результаты институционального исследования официального российского нарратива о традиционных ценностях, направленного на выявление степени их интеграции в систему правовых норм. Использовав методы сравнительного правового, тезаурусного и контент-анализа, а также аналогии, автор попытался оценить оптимальность выбора традиционных ценностей в России с точки зрения конституционных норм и постулатов мировых религий и определить, в какой степени данные ценности инкорпорированы в документы политического целеполагания. В качестве традиционных рассматривались ценности, зафиксированные в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденных указом президента в 2022 г., которые были сопоставлены с ценностями Конституции, базовыми моральными императивами христианства, ислама, буддизма и иудаизма, а также с ценностями, обозначенными в стратегических документах и национальных целях развития РФ.

      Исследование показало, что официально объявленные традиционными духовно-нравственные ценности не в полной мере совпадают с конституционными и при этом в большей мере ориентированы на светскую этику, чем на установки мировых религий. Одновременно обнаружилась их рассогласованность с документами целеполагания верхнего уровня и национальными проектами. По оценке автора, в нынешних условиях такая рассогласованность, ослабляющая эффект от действий законодателя, может оказаться предпочтительнее последовательного и системного внедрения ценностей, конвенциональность которых не очевидна. Фиксация социально значимых норм возможна только после детального и предметного изучения общественного мнения, лонгитюдных трендов, политических и экономических процессов. В противном случае нормативное закрепление способно послужить не столько консолидации общества, сколько дальнейшей его поляризации.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2023-111-4-67-93

      Страницы: 67-93

  • № 4, 2022

    • Взгляд на партийные идеологии через призму административных парадигм

      Статья посвящена анализу предложений по реформированию публичного управления в программах российских политических партий, участвовавших в думских выборах 2021 г., оценке их системности и реализма как индикатора политической зрелости партии, ее готовности претворять свои лозунги в жизнь. Используя методы классификации, а также контент- и тезаурусного анализа, автор фиксирует сходства и различия между этими предложениями и рассматривает их через призму партийных идеологий и базовых административных парадигм.

      Исследование не выявило четкой корреляции между партийной идеологией и предложениями по совершенствованию публичного управления: сходные предложения присутствуют в программах партий с полярными идеологиями. Вместе с тем обнаружена связь между представленными в программах административными парадигмами и партийными идеологиями. Левые партии ориентируются на общественно-государственное управление, то есть открытость власти и вовлечение граждан в управление. Менеджеризм, связанный с экономичностью и клиентоцентричным государством, характерен для правых и отчасти центристских партий. Веберианская парадигма с ее акцентом на законности и процедурных аспектах в программах российских партий представлена минимально. В целом же наибольшей популярностью в них пользуется парадигма общественно-государственного управления.

      Доминирование этой парадигмы в партийных программах автор связывает как с набирающим силу во всем мире популистским трендом, так и с присущим российскому обществу запросом на социальную справедливость. Однако, по его заключению, готовность партий и общества к взаимодействию, нашедшая отражение в дискурсивных практиках, вступает в противоречие с неразвитостью механизмов имплементации общественно-государственного управления, которые пока не разработаны даже на уровне теории. Путь к решению этой проблемы он видит в объединении усилий политологов и специалистов по публичному управлению и преодолении рассогласованности между этими дисциплинами.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-83-103

      Страницы: 83-103

  • № 1, 2018

    • Высшие государственные служащие как политико-административная элита современной России

      Целью статьи является выявление особенностей карьерных траекторий и каналов рекрутирования политико-административной элиты России. В качестве представителей этой элиты автор рассматривает федеральных министров, их заместителей, а также директоров департаментов федеральных министерств, используя для обозначения этого слоя широко распространенное в мире, но ранее не употреблявшееся в России понятие «высшие государственные служащие» (ВГС). Эмпирическую базу исследования составляют биографии высших федеральных чиновников, опубликованные на официальных сайтах. Автором собраны биографические данные о руководящем составе всех федеральных министерств. Объем выборки — 381 человек.

      Проведенное автором исследование показывает, что среди ВГС России преобладают карьерные бюрократы и технократы, хотя в министерском корпусе велика доля политических назначенцев. По своим характеристикам ВГС могут быть отнесены к элите общества: они являются преимущественно уроженцами крупных городов, получили хорошее образование, многие имеют ученые степени и государственные награды. Вместе с тем слой ВГС неоднороден, что сказывается на деятельности со- ответствующих министерств. Министерства, возглавляемые карьерными бюрократами, как правило, успешнее реализуют государственные программы, и динамика развития в руководимых ими отраслях выше, чем в регулируемых министерствами, во главе которых стоят политические назначенцы.

      По заключению автора, процесс рекрутирования ВГС в России непрозрачен и лишен системности. Ключ к решению этой проблемы он видит в создании Службы высших руководителей по образцу ряда развитых стран и наделении ее функциями подбора и оценки высших государственных служащих.

      DOI10.30570/2078-5089-2018-88-1-82-99

      Страницы: 82-99

  • № 2, 2017

    • Реформа бюрократии глазами российских политических лидеров

      На основе содержательного анализа высказываний руководителей российского государства по проблемам государственной службы за период с 1916 по 2016 г. Г.А.Борщевский приходит к выводу об относительно слабом влиянии политической конъюнктуры на общий вектор реформирования государственной службы и предлагаемый набор мер.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2017-85-2-94-112