Дмитриев Р.В.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Дмитриев Р.В.
  • № 3, 2022

    • Религия и государство: типы отношений на рынке религий

      В статье представлен опыт использования маркетинговой парадигмы при анализе государственно-конфессиональных отношений. Рассматривая такие отношения сквозь призму рыночных структур, авторы выделяют три основных их типа: религиозную монополию, религиозную олигополию и религиозную монополистическую конкуренцию. Религиозная монополия предполагает господство одной религии, которая пользуется полной поддержкой государства, защищающего ее от конкуренции со стороны других религий. В современном мире религиозная монополия существует в двух формах — закрытой и открытой, различия между которыми заключаются в степени монополизации рынка одной из конфессий. По заключению авторов, навязываемая сверху (государством) религиозная монополия в конечном счете имеет секулярный эффект, снижая уровень участия населения в религиозной деятельности и ослабляя тем самым религию-монополиста, что, в свою очередь, может привести к прекращению поддержки ее государством. При религиозной олигополии на рынке конкурируют несколько доминирующих религий или их направлений, которые в равной мере поддерживаются государством и имеют одинаковый статус; появление новых затруднено (открытая олигополия) или даже серьезно ограничено (закрытая олигополия). Религиозная монополистическая конкуренция характеризуется включением в процесс конкуренции не только религий и их направлений, но и религиозных течений. Каждый из этих «игроков» производит свой уникальный религиозный продукт и имеет относительно свободный доступ на рынок религий, который фактически не ограничивается государством. Предложенная типология носит исторический характер, что позволяет прогнозировать динамику государственно-конфессиональных отношений.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-65-79

      Страницы: 65-79