Исаев Л.М.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Исаев Л.М.
  • № 4, 2019

    • Развитие концепции джихада: минимализм и максимализм в исламе

      В статье рассмотрена эволюция трактовок понятия «джихад» под углом зрения двух мировоззренческих платформ, представленных в системе взглядов интеллектуалов исламского мира, — минималистской и максималистской. В основе различий между этими платформами лежит несовпадение подходов к восприятию социальной реальности, а также базовых для ислама понятий истины и справедливости. Минимализм в принципе не исключает критическое отношение к окружающей действительности, в том числе в исламских государствах, а также локальную трактовку понятий «истина» и «справедливость». Максимализм же если и допускает критическую позицию, то только в случае государств, где не действуют исламские законы, и только с санкции высших религиозных авторитетов, а понятия истины и справедливости толкует как универсальные. В соответствии с исламскими морально-этическими нормами обе платформы имеют право на существование, и выбор между ними — индивидуальное дело каждого мусульманина. В итоге в исламских сообществах отдельных стран происходит расслоение не только элиты, но и уммы, в которой выделяется условно «системная» оппозиция, настроенная на диалог с властью, и оппозиция «несистемная», a priori этот диалог отвергающая.

      По оценке авторов, события «арабской весны» стали следствием пере- носа раскола элиты на всю умму, что создало почву для внутриисламского напряжения, вытолкнувшего плохо организованную массу верующих на улицы арабских городов. Нынешний этап в развитии исламского сообщества характеризуется ими как период лиминальности, то есть структурного кризиса, сопряженного с политической и социальной нестабильностью, изменением групповых и индивидуальных форм самоидентификации и резким когнитивным диссонансом среди простых верующих, при усилении тренда к реисламизации в странах неканонического ислама.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-95-4-111-131

      Страницы: 111-131

  • № 1, 2019

    • Миграционное эхо сирийского конфликта в регионах юга России (На примере Карачаево-Черкесской Республики)

      Хотя из всех внешних акторов, участвующих в сирийском конфликте, Россия наименее активно задействована в решении проблемы беженцев, эхо порожденного этим конфликтом миграционного кризиса затронуло и ее. Одним из его следствий стало возвращение во внутриполитическую повестку страны черкесского вопроса, прежде всего на региональном уровне.

      С началом гражданской войны в Сирии в РФ стали прибывать черкесы — потомки адыгов, насильственно выселенных в Османскую империю в XIX в. Большинство из них обосновалось на Северном Кавказе — в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Однако в ходе своего обустройства на новом месте они столкнулись с целым рядом проблем. В наиболее сложном положении оказались сирийские черкесы в Карачаево-Черкесии, руководство которой, опасаясь изменения этнического баланса в республике и отражая умонастроения карачаевского большинства, не поощряет притока черкесских мигрантов. В результате, если в Адыгее и Кабардино-Балкарии репатрианты из Сирии получают поддержку со стороны республиканских властей, то в Карачаево-Черкесии они могут рассчитывать только на меценатов и черкесское сообщество.

      Статья посвящена анализу ключевых факторов, препятствующих репатриации черкесов в Карачаево-Черкесию и затрудняющих их адаптацию к жизни в ней. Эмпирическую базу исследования составляют опросы жителей четырех черкесских аулов со значительным присутствием репатриантов, а также серия интервью с обосновавшимися в республике мигрантами из Сирии.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2019-92-1-167-185

      Страницы: 167-185

  • № 3, 2015

    • Украинская мозаика (Опыт количественного анализа украинской избирательной статистики)

      На основе математического анализа электоральной статистики А.Коротаев и Л.Исаев приходятк выводу, что В.Янукович потерял Украину задолго до событий 2013–2014 гг. Проведенное ими исследование показывает, что для большей части поддерживавшего Партию регионов юго-востока страны еще до начала этих событий был характерен очень высокий уровень политической пассивности, что контрастировало с Центральной и особенно Западной Украиной, а также Киевом, где высокая политическая активность населения сочеталась с прооранжевыми настроениями. Тем самым к ноябрю 2013 г. Янукович оказался в крайне невыгодном положении, которое во многом и обусловило его падение.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2015-78-3-91-110

  • № 2, 2014

    • Соблазненные революцией

      На основе сравнительного анализа протестных выступлений, охвативших страны Северной Африки и Ближнего Востока в 2011 г. и Украину в 2013–2014 гг., авторы приходят к выводу, что эти выступления полностью вписываются в рамки феномена, обозначаемого в арабской политической культуре понятием «фитна» (смута, мятеж). Зафиксировав целый ряд параметров (разнородность социального состава и политических установок участников протестов, размытость их требований, невосприичивость к рациональным аргументам и др.), сближающих волнения в арабском мире и на Украине с традиционной «фитной», Л.Исаев и А.Шишкина вместе с тем обращают внимание на специфические особенности современной «фитны», связанные с развитием интернет-технологий. По их заключению, с появлением принципиально новых средств массовых коммуникаций формат политической активности в мире настолько изменился, что власти нередко оказываются не в состоянии адекватно оценить угрозу со стороны протестующих, допуская фатальные для себя ошибки.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2014-73-2-21-33