Толокнев К.А.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Толокнев К.А.
  • № 4, 2022

    • Невидимый политрук: как алгоритмы персонализации формируют общественное мнение

      Социальные медиа давно и прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. Тем не менее их влияние на формирование общественного мнения все еще недостаточно изучено. Важная черта социальных медиа заключается в том, что они не являются нейтральной средой. Не только люди взаимодействуют друг с другом на платформах социальных медиа, но и сами социальные медиа активно взаимодействуют с людьми, подбирая для них персонализированный контент, базирующийся на информации об их интересах и поведении. В 2011 г. Эли Прейзер выдвинул гипотезу, согласно которой персонализация контента должна вести к форм ированию своеобразных «информационных коконов», или «пузырей фильтров», — гомогенных групп пользователей, придерживающихся схожих взглядов. Однако фрагментация интернет-сообщества на «пузыри фильтров» — не единственная угроза, которой чревато использование алгоритмов персонализации. Еще более опасно, что социальные медиа обладают возможностью манипулировать алгоритмами, подбирающими для пользователей контент, с тем чтобы воздействовать на их взгляды.

      В статье предпринята попытка протестировать реальность этих угроз посредством вычислительного моделирования. Для решения этой задачи задействована простая агентно-ориентированная модель, симулирующая влияние алгоритмов персонализации на коммуникацию в социальных медиа. Продемонстрировано, что, вопреки предположению Прейзера, алгоритмы, подбирающие максимально близкий к установкам пользователей контент, только в редких случаях способствуют возникновению «пузырей фильтров». Показано также, что манипулирование алгоритмами персонализации позволяет стабильно воздействовать на формирование общественного мнения лишь в двух ситуациях: (1) когда манипуляции подвергаются все пользователи и при этом они открыты к внешнему влиянию; (2) когда манипуляция направлена на условных «центристов», не обладающих четко выраженным мнением по какому-то вопросу.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-63-82

      Страницы: 63-82