Шаблинский А.И.

Главная страница ~ Авторский указатель ~ Шаблинский А.И.
  • № 3, 2020

    • О доверии представителям (Почему Жан-Жак Руссо согласился на представительное правление, или Как общая воля уступила федерализму)

      Проблема доверия представителям относится к числу наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются представительные демократии. Особенно остро она встает при рассмотрении технически и политически сложных законопроектов, когда затронуто большое число групп интересов и/или обсуждаются вопросы, требующие специальных знаний. В таких ситуациях граждане не проявляют особой склонности участвовать в коллективном принятии решений, стремясь передоверить исследование всех аспектов дела партиям, некоммерческим организациям и другим агентам репрезентации, но вместе с тем испытывают к этим агентам, как и к законодательным органам власти, меньше доверия, чем обычно.

      В статье предпринята попытка показать, что решение проблемы доверия представителям следует искать в пространстве теорий федерализма. В частности, автор обращается к концепции федерализма, сформулированной Жан-Жаком Руссо в «Соображениях об образе правления в Польше». Проведенный им анализ демонстрирует, что Руссо, которого принято считать бескомпромиссным критиком представительной демократии, в принципе допускает совместимость народного правления с политической репрезентацией при условии добавления к ним третьего элемента — федерализма. Согласно Руссо, о народном правлении можно вести речь исключительно в ситуации, когда граждане сами являются авторами законов, которым подчиняются, что возможно и при политической репрезентации — но только в том случае, если полномочия народных представителей задаются наказами избирателей и народные представители проявляют готовность следовать этим наказам. Федерализм обеспечивает как то, так и другое. По заключению автора, описанная в «Соображениях об образе правления в Польше» модель федеративного устройства, предусматривающая механизмы, обеспечивающие как согласование интересов представляемых и представителей, так и компетентность последних, создает условия для установления доверия между представителями и представляемыми.

      DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-82-98

      Страницы: 82-98