Одиннадцатые Губернаторские Чтения

Главная страница ~ Губернаторские чтения ~ Одиннадцатые Губернаторские Чтения

Будущее российской школы как будущее страны

Тюмень, 4 декабря 2012

Тюменская областная научная библиотека им. Д.И.Менделеева, филиал Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина

Лектор - академик РАН, действительный член РАО, доктор физико-математических наук, ректор Московского института открытого образования Алексей Львович Семенов.

 

Губернатор Тюменской области В.В.Якушев

Уважаемые коллеги! Замысел сегодняшних «Губернаторских чтений» чем-то похож на замысел предыдущих. Прошлые Чтения мы посвятили нефтегазовой проблематике, которая так или иначе возникала в контексте всех наших дискуссий, – конечно, на тюменской земле иначе и быть не могло. Но есть ведь и еще один сюжет, на который мы неизменно выходили независимо от заявленного предмета разговора. Этот сюжет – образование. И его сквозной характер тоже не случаен: не только потому, что всем нам свойственно беспокоиться и заботиться о наших детях, но и потому, что никакая долгосрочная стратегия социального, экономического, политического и культурного развития страны, региона, муниципалитета не будет реализована, если мы не занимаемся этим вопросом. Если не будет сформирован человеческий капитал, от качества которого зависит возможность наращивания всех прочих видов капитала. Инвестиции в человеческий капитал – самые дальновидные и самые окупаемые. И первым объектом таких инвестиций, бесспорно, должна быть школа. Высшее образование заслуживает отдельного разговора, здесь тоже немало проблем и трудных вопросов, особенно учитывая то, что в недавнем рейтинге Министерства образования и науки четыре вуза Тюменской области получили, скажем так, не очень высокие оценки. Я знаю, как это всех беспокоит, однако ключевое значение для нашего будущего имеет все же происходящее в школе – потому что именно там будущее и начинается.

Поэтому мы пригласили в Тюмень одного из крупнейших отечественных специалистов в области школьного образования – не только теоретика, но и практика, имеющего колоссальный личный опыт модернизации образовательных систем. Алексей Львович Семенов – академик Российской академии наук и Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Московского института открытого образования, лауреат премий президента и правительства РФ, знаменитой Колмогоровской премии Академии наук и премии ЮНЕСКО за применение информационных и коммуникационных технологий в образовании. Но на один из многочисленных статусов Алексея Львовича я хотел бы обратить особое внимание. Алексей Львович входит в состав Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России при правительстве РФ. Тема поддержки одаренных детей является для него одной из приоритетных – и мы в Тюмени тоже придаем ей серьезное значение. Как вы знаете, в нашей базе одаренных детей находится уже больше 1500 человек, причем они представляют практически все муниципальные образования области. А десять лет назад, когда мы только начали формировать такой реестр, в нем было всего лишь несколько десятков одаренных ребятишек! За ними – будущее. Чем больше у нас одаренных детей, чем лучше мы понимаем, как с каждым из них надо работать, тем интенсивнее будет развиваться не только наш регион, но и каждый его муниципалитет. Надеюсь, что в своем выступлении Алексей Львович коснется и этого круга вопросов.

Как обычно, передаю слово модератору нашей дискуссии Святославу Игоревичу Каспэ.

 

Доктор политических наук, председатель Редакционного совета журнала «Полития», профессор Высшей школы экономики С.И.Каспэ

Я хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство, слишком часто недооцениваемое. И сделать это даже не как педагог с большим стажем, в том числе школьный (я 12 лет преподавал историю в одной из московских школ), а именно как политолог. Проблема образования – это проблема не только образования, но еще и проблема политическая, причем в каком-то смысле более важная, чем те политические проблемы, которые обычно попадают в поле нашего зрения.

Приведу две коротких цитаты. Английский социолог Эрнест Геллнер: «У основания современного социального строя стоит не палач, а учитель. Монополия на законное образование сейчас важнее и существеннее, чем монополия на законное насилие». Именно система образования в современном мире поддерживает определенный уровень культурной однородности, позволяющий членам общества эффективно взаимодействовать друг с другом, – то есть поддерживает существование самого общества. Именно система образования определяет (консервирует или трансформирует, создает или разрушает) и правила политической коммуникации – то есть определяет судьбу государства.

Французский философ Жоэль Роман: «Школа есть непрерывно реализующаяся утопия». Мы много говорим и думаем о будущем; но именно школа представляет собой чуть ли не единственный образ будущего, непосредственно данный нам в настоящем. Завтрашняя Россия – это ее сегодняшняя школа. Время от времени я говорю это своим студентам, потом предлагаю им закрыть глаза и вспомнить школы, в которых они учились. Надо видеть гримасу ужаса, которая искажает лица большинства из них…

Но есть и еще один момент: образовательная система (в отличие от другого важнейшего канала социализации, от семьи, которая даже в тоталитарных режимах в значительной степени остается вне государственного контроля, и уж тем более с ней не может ничего поделать никакая ювенальная юстиция) в значительной мере поддается рациональному управлению. Школа – одна из немногих областей, где действительно возможно сознательное и целесообразное воздействие на процесс политической эволюции. Именно здесь существует вполне реальная и гораздо большая, чем в других областях, возможность добиться желательных результатов и избежать нежелательных. Более того, мировой опыт показывает, что в кризисных ситуациях общенациональный образовательный проект становится важнейшим интегрирующим фактором, поскольку выступает как общая безусловная ценность даже при наличии в обществе серьезных расхождений по любым иным позициям.

Из суммы этих соображений делается ясно, о чем мы на самом деле будем сегодня говорить. Конечно, о школе; но на самом деле – о будущем нашей страны, это просто разные имена одного и того же. Алексей Львович, так что с нами будет?

 

А.Л.Семенов

Действительно, я буду говорить в основном об общем образовании, то есть о школе. Но важно начать этот разговор из той перспективы, которая была предложена губернатором Якушевым. Когда мы проектируем школьное или среднее профессиональное образование, мы желаем дать нашим детям определенную жизненную цель, очертить контуры их будущей карьеры. Сегодня нет сомнений, что это будущее неизбежно будет связано с высокими, прежде всего информационными, технологиями. А значит, и с математикой, являющейся областью моих прямых научных интересов. Кстати, 7 мая этого года президент подписал указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», где отдельным пунктом (причем уже вторым) выделена необходимость «разработки и утверждения в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации», над которой мы сейчас и работаем. Поэтому сегодня я буду довольно много говорить о математике.

Но сначала – о задачах общеобразовательной школы. Действительно, особый акцент делается на работу с одаренными детьми: кроме всего прочего, я участвую в Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ (как заместитель ее руководителя). И мы пришли к тому, что главное – не сам поиск одаренных детей (это лишь первый шаг), но дальнейшая систематическая работа с каждым таким ребенком. Губернатор упомянул региональную базу одаренных детей – так вот, сейчас мы запускаем целый портал, где будут представлены все региональные программы по работе с молодежью: любой учащийся сможет там представить свои эксперименты, проекты и проч. Приглашаю тюменцев к участию в работе этого портала.

Сейчас появляются новые реальные основания для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку. Инвестиции в детей в контексте представлений, выработанных экономикой образования, действительно представляют собой инвестиции в будущее; но это значит, что они должны быть разными, что они должны зависеть от особенностей каждого ребенка. Да, мы должны обеспечить равенство возможностей; но что значит «равенство»? Обучение ребенка-инвалида требует значительно больших средств. Но если они будут вложены, ребенок сможет стать самостоятельным и независимым, ему не будет нужна пожизненная поддержка – и вложения окупятся многократно. Одаренные дети тоже требуют значительных усилий и средств: так, существует система, когда в одном математическом классе работает несколько учителей одновременно, поскольку каждого из таких особенных детей надо выслушать. Разумеется, и тут нужны дополнительные ресурсы, изыскать которые непросто. Но нам в любом случае не обойтись без механизмов индивидуализации образовательных процессов. Присвоение статуса гимназии или лицея не должно ограничиваться административным уровнем, не должно превращаться в отбор «по знакомству» – оно должно быть наполнено реальным содержанием.

Сейчас есть возможности организовать индивидуальное образование для каждого ребенка – хоть из регионального центра, хоть из отдаленного района. Вот наша сегодняшняя задача. Для каждого ребенка можно создать свой коридор развития, внутри которого он будет формироваться как успешный деятель. Для этого надо правильно оценить возможности и верно определить цели развития, соразмеряя наличные результаты с прогнозируемыми и ожидаемыми. Упорядочение системы оплаты труда и аттестации педагогов (здесь, кстати, Тюменская область – пионер) дает нам понимание того, что не следует ориентироваться исключительно на «высокий балл»: учитель, который вывел двоечника на твердые тройки, сделал значительно больше, чем тот, который взял себе одних отличников и такими же их и выпустил. Подбор оптимальной нагрузки и индивидуальный мониторинг позволяют сберечь силы и оптимальным образом мобилизовать ресурсы каждого школьника. В начальных классах московских школ используется так называемая система «Матрешка»: раз в неделю в течение 40 минут ученики выполняют особые диагностические задания, на основе которых потом составляются индивидуальные учебные планы. Таким образом удается сохранить мотивацию и стремление к обучению в начальной школе.

Не забудем и об уровне детского сада. Что такое дошкольное образование как отдельный уровень образования? Должен ли быть для него свой стандарт? Отвечая на эти вопросы, мы обычно подразумеваем результат обучения на этом уровне, то есть степень готовности к школе. Но всякий ребенок готов к школе просто от рождения – потому что он все время учится сам, и с колоссальной интенсивностью Задача дошкольного образования – развить заведомо имеющийся образовательный потенциал. Детское любопытство надо прежде всего сохранять, а не оценивать, вышел ли на ту или иную произвольно заданную планку маленький человек или нет. Надо не требовать результаты, а создавать условия.

Роберт Фулгам дал знаменитое описание итога детсадовской жизни, озаглавленное «Все, что мне нужно, я выучил в детском саду»: «Делись всем, что у тебя есть; играй честно; не дерись; клади вещи туда, где их взял; убирай за собой; не бери чужого; извиняйся, если кого-то задел; мой руки перед едой…» Есть многие жизненные ценности, не сводимые к предметным умениям, и именно на них должно концентрироваться дошкольное образование.

Первейшей задачей начальной школы является формирование исходного фундамента, на который надстраивается дальнейшее образование, получаемое в течение жизни. Сегодняшние дети совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, общаются посредством новых коммуникативных форм, радикально отличающихся от традиционных. Можно, конечно, усадить детей за парту и запретить им все, кроме ручки и тетради. А можно поступить иначе. В процессе реализации нового образовательного стандарта дети из некоторых московских школ начинают обучение в первом классе не внутри школы, а вне ее: просто идут на улицу и снимают на мобильный телефон интересные им лично моменты, факты и события. Возникают такие видеосочинения на вольные темы, которые они потом монтируют на компьютере; затем делается небольшое устное публичное выступление, происходит овладение умением рассказывать. Надо же понимать, что письменная речь сегодня – это не прописи, а письмо на клавиатуре, причем желательно десятью пальцами и вслепую. Визуальная, устная, письменная коммуникация объединяется в единой информационной среде – в компьютере, конечно.

Математика в начальной школе – важнейшее предметное знание, а мы об этом почти совсем забыли. По мере развития образования, начиная еще с XIX в., задачи в школьном курсе математики становились все дальше от реальной жизни. Эта тенденция имела место и в советской, и в российской школе. В результате простые практические задачи оказываются для детей нерешаемыми. Им не прививаются навыки логического мышления, которые важны, между прочим, и в юриспруденции, и в экономике, и т.д. А ведь современный мир требует, наоборот, расширения области применения математических и логических моделей. Контекст можно расширить, добавив к математике информатику, теорию игр, алгоритмы, стратегии – именно это есть современная «компьютерная математика», не только необходимая в повседневной жизни, но и имеющая колоссальную развивающую метаценность.

Буквально в последние недели по инициативе С.С.Собянина во множестве школ Москвы начал реализовываться проект, содержанием которого является наблюдение детей за всем хорошим и плохим, что они видят в городе, и размещение их наблюдений на портале «Наш город». Дети тем самым принимают непосредственное участие в управлении городом. Современные технологии позволяют им своими силами (или с помощью родителей и школы) участвовать в управлении социальной средой; они также активно осваивают и познают ее физические параметры, пользуясь геоинформационными системами. Окружающий мир присваивается, становится «их» окружающим миром: активная гражданская позиция сочетается с активным же исследованием среды. Развиваются способности к мышлению, к критической оценке, стимулируется активность и интерактивность…

Искусство и технология в начальной школе взаимосвязаны, и, как во всяком деле, в них важны конкретные, ручные навыки. При помощи компьютерных технологий (подобно тому, что я говорил о первых опытах видеомонтажа) ребенок может создавать нечто новое, заниматься творчеством, например музыкой, для которой раньше требовались совсем другие и гораздо более труднодоступные инструменты. Сама информационная среда, окружающая ребенка, повышает его креативность и продуктивность его творческих усилий. Как говорил Л.С.Выготский, информационные технологии, которые люди используют в своей деятельности, коренным образом меняют сам характер их работы. Уверен, что большинство присутствующих уже давно пишет исключительно на компьютере, просто потому, что так проще работать с текстом. Точно так же в электронном режиме учителю проще взаимодействовать с учеником, работать с его текстами – вносить в них правки, оставлять комментарии и т.д.

Иногда говорят, что в новых условиях авторитет учителя падает, – как к этому отнестись? На самом деле это неизбежный, объективный процесс эволюции: странно выносить оценочные суждения («плохо/хорошо») относительно, например, изменений климата. Если задуматься, перемены в соотношении позиций учителя и ученика – это скорее хорошо, чем плохо. Вот недавно городское начальство прислало мне на рассмотрение заявление одного родителя, который сообщил, что педагог его первоклассника не знает, что такое «сохранить файл». Оказалось, что этот учитель действительно в свое время пропустил курсы компьютерной подготовки. Теперь он срочно наверстывает пропущенное. Он что, мог рассчитывать на какой-то авторитет? На самом деле, помимо трансляции конкретных знаний, учитель должен «научить учиться», и лучше всего это делать собственным примером. К сожалению, в традиционной модели учитель никак не может признать, что он чего-то не знает. Эту установку надо менять, сокращая дистанцию между учителем и учащимся и, строго говоря, делая «учащимися» их обоих.

Информационные технологии радикально меняют образовательный процесс. Учителя все еще жалуются на «электронные журналы» и «электронные дневники», не замечая, что сама социальная среда, в которой существует система образования, становится «электронной» и цифровой. Парадоксально, но пока даже Единый государственный экзамен по информатике проводится на бумажных бланках; на это во время доклада комиссии по Единому государственному экзамену обратил внимание Д.А.Медведев. Если весь процесс экзаменовки и аттестации не будет переведен в электронный формат, он останется фикцией и пародией на изначальный замысел.

Увеличение доли информационных технологий в процессе обучения будет происходить неминуемо. Так, традиционный жанр письменного домашнего задания представляет собой довольно громоздкую цепь действий: школьники приносят тетради, учитель их забирает, через какое-то время возвращает… Это противоестественно: ребенок получает результаты уже тогда, когда погрузился в следующую тему. А естественно, когда домашнее задание проверено уже к следующему уроку, когда учитель может сразу же отметить, что получилось, что нет. Такая возможность существует только в цифровом формате! Должна быть создана культура электронного общения с учениками.

Часто можно слышать опасения, что, дескать, нечто очень существенное при переходе к электронным и цифровым технологиям мы теряем; только никто не может сказать, что именно. Приведу поучительную цитату о вреде интернета: «…припоминать станут извне, доверяясь записям, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Ученики будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, мнимомудрыми». Звучит актуально: мы постоянно ругаем интернет за то, что дети ничего не знают, а только находят уже готовое знание – и тут же его забывают. Но на самом-то деле это слова Платона, сказанные об изобретении письменности: он опасался исчезновения мудрости, которая из головы переместится в плоскость письма. Дескать, теперь ничего не надо знать – все уже записано на бумаге. Не будем повторять ошибку Платона.

Мы просто должны научить наших детей грамотному использованию информационных ресурсов и творческому их применению: настоящая мудрость состоит в овладении всей полнотой достижений человечества. Формальное «знание наизусть» становится менее важным – все факты есть в энциклопедиях. Надо не бояться использовать информационные инструменты, надо воспитывать культуру решения сложных, максимально новых задач, открытия собственных законов. Возможно, если в классе висит таблица умножения, ее хуже заучивают наизусть. Тем не менее исследования показывают, что взрослый успешный человек, обладающий калькулятором, ноутбуком, телефоном, научается лучше использовать информацию, тратя меньше времени на ее запоминание. Надо научить извлекать информацию, самостоятельно ее анализировать, самостоятельно рассуждать, делая логические выводы, – таковы цели и задачи нашего общего образования.

Насколько они достижимы и, самое главное, в каком временном интервале? Как связано будущее образования с будущим общества и страны? Основная проблема массовой педагогики в том, насколько реальны предлагаемые ей перспективы развития. В течение уже 20 лет я руковожу дополнительным, послевузовским педагогическим образованием в Москве, в течение 25 лет возглавляю процесс информатизации школы. За все это время у меня редко возникали основания для оптимизма, но в последние два-три года ситуация начала меняться, причем как со стороны политического руководства, так и со стороны самих школ. Накопился большой опыт существования в динамичном обществе, современные технологии наконец стали доступными. Кроме того, наметилась стабильная поддержка преобразований со стороны самих учителей, что, я надеюсь, будет формировать благоприятный климат во всей сфере образования, в том числе в отношениях между средней и высшей школой. Изменения, о которых я говорю, не означают тотального слома, они могут осуществляться в штатном режиме функционирования системы образования. В Москве нам уже удается достичь серьезных успехов, и все, что я успел узнать о ситуации в тюменском образовании, убеждает меня, что трансформация школы может быть эффективной и быстрой не только в столице.

 

Директор гимназии Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук С.Н.Дегтярев

Одной из задач современной школы является создание условий для максимального развития способностей ребенка – как раз это и отметил Алексей Львович, говоря об индивидуализации образования. Хотелось бы выделить несколько ключевых идей, содержащихся в материалах, предоставленных нам главным докладчиком, и соотнести их с работой, проводимой нами в гимназии университета.

Основанием новой грамотности учащихся должна служить в том числе работа с «картами знаний», проясняющими внутренние связи и структуру той или иной предметной области. Разработка таких карт должна вестись с учетом как требований дидактики и методики, так и достижений когнитивной психологии. Задания на построение структуры учебного материала, ее выявление и моделирование не только обладают развивающими возможностями, но и обеспечивают диагностику творческого потенциала ребенка.

Используемые нами методики (в том числе существующие в электронном формате) способствуют формированию системного, структурного знания. Кстати, в своей работе мы пошли дальше американских изобретателей этого подхода – мы предлагаем не только карты знаний, но и тест-карты. Они более эффективны для систематизации и обобщения знаний учащихся, поскольку при работе с такой тест-картой включаются процессы не просто механического запоминания, но осмысленного восприятия информации, аналитического, критического видения. Теперь надо создавать массовую базу заданий, необходима работа программистов – и, конечно, ее финансирование…

Как говорится, лучший способ понять нечто – изобрести самостоятельно и потом несколько раз сделать. Надо обучать школьников креативным методам работы, эвристическим приемам решения задач и проблем. Мы активно работаем в этом направлении. В качестве примера можно привести учебно-методическое пособие «Креативные методы и эвристические приемы решения физических задач», разработанное нами для учащихся старших классов.

Однако здесь существует проблема: чтобы формировать креативные познавательные стратегии, учитель сам должен ими владеть (а также обладать соответствующими психологическими знаниями). На одном из областных семинаров для учителей физики я предложил им решить несколько нетиповых, нестандартных задач, требующих проявления творческих способностей. Примерно четверть учителей вообще отказалась решать эти задачи, примерно половина решила их типовым способом, и только четверть проявила (или хотя бы попыталась проявить) творческий подход. Проблема эта выражается и в том, что не удается провести предметные олимпиады для учителей: нет желающих в них участвовать! Развивать способности, поощрять одаренность может только способный и одаренный педагог – или как минимум педагог, специально подготовленный к такой работе.

Алексей Львович коснулся темы одаренных детей. Мы исходим из того, что одаренность (в том числе потенциальная) присуща большинству учащихся. Наша задача – перевести ее из потенциальной в актуальную, для чего, помимо дистанционного и заочного обучения, необходимо всемерно развивать профильное обучение в старшей школе. Родители потенциально одаренных учащихся постоянно требуют увеличения приема, хотя мы и так принимаем школьников на широкий спектр профилей: физико-математический, математический с изучением программирования, естественнонаучный, социально-экономический и т.д. Именно профильное обучение позволяет нашей университетской гимназии занимать большинство призовых мест на областной олимпиаде школьников, ежегодно давать призеров и победителей всероссийских олимпиад – и при этом показывать высокие результаты ЕГЭ. Родители готовы платить деньги за профильное обучение (которое в нашем случае обеспечивается в том числе и через дополнительные образовательные услуги), чтобы гарантировать конкурентоспособность ребенка при поступлении в вуз. Вузам это, кстати, тоже нужно – чтобы повысить средний балл поступивших абитуриентов, являющийся одним из показателей их, вузов, эффективности.

 

Директор Городского информационно-методического центра Тюмени, кандидат педагогических наук Т.Д.Шебеко

Алексей Львович верно отметил, что учитель – ключевая фигура в современном образовании. Наиболее уязвимой стороной процесса введения новых образовательных стандартов в школах является именно подготовка учителя – формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. В Тюмени создана эффективная модель такой подготовки.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать интерактивные методы и активные формы работы. Ведущей целью образования становится формирование базовых компетенций «человека «креативного». Педагоги городской системы образования принимают участие в ежегодном конкурсном отборе лучших учителей, объявленном президентом РФ, во всероссийском конкурсе «Учитель года», лауреатами которого с 2003 г. регулярно становятся тюменские учителя. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса.

Интеграция традиционных форм методического сопровождения педагогических работников с диагностикой и поддержкой их индивидуальных и групповых стратегий стала одним из механизмов непрерывного повышения профессиональной компетентности учителей. Это помогает педагогам приобретать опыт решения конкретных проблем, осмысливать и анализировать собственные действия и действия коллег, оценивать их эффективность. Назову такие практики, как общегуманитарный лекторий; тьюторские курсы; мастер-классы лучших учителей; консультационные площадки на базе вузов; профессиональное сообщество учителей и психологов «Психология в образовании»; сайты преподавателей.

Хочу также обозначить условия и приоритеты дальнейшего развития. Во-первых, это определение – на федеральном уровне – четких и поддающихся измерению критериев компетенции учителя. Во-вторых, последовательная работа по сопровождению начинающих учителей и введению их в профессию (в Тюмени молодые педагоги остаются в школах в том числе потому, что налажена работа с ними). В-третьих, научно-методическое сопровождение учителя на основе выявления и учета его индивидуальной стратегии: индивидуализация обучения, по моему мнению, начинается с индивидуализации жизненной стратегии учителя.

С.И.Каспэ: Краткий комментарий. Ключевой вопрос, который возникает, когда мы видим какую-то модель, это даже не вопрос о качестве самой модели (оно может быть очень высоким), а о дистанции между нею и социальной реальностью, о величине этого зазора. Соотнося первый и второй содоклад, услышав в первом, что учителя не хотят участвовать в предметных олимпиадах (и видя, как в зале иронично улыбаются и кивают: «Да, мол, не хотим!»), и слыша во втором, что учителя поголовно вовлечены в различные инновационные программы, я понимаю, что зазор велик. Будучи внешним наблюдателем, более точно оценить его размер я не могу; но, по моему мнению, он должен стать предметом более прямого разговора и более жесткой рефлексии.

 

Директор гимназии № 16 г. Тюмени, заслуженный учитель РФ Н.А.Филиппи

Образование действительно является важнейшим ресурсом устойчивого развития страны и региона. Нельзя не согласиться со сказанным С.И.Каспэ: «школа сегодня – это Россия завтра». Поэтому особенности современной ситуации в стране, связанные с необходимостью модернизации различных социальных сфер, делают проблемы развития школы особенно актуальными.

С одной стороны, школа постепенно становится одним из ведущих социальных институтов, определяющих векторы культурного развития. С другой стороны, динамичное развитие производства, которым отличается Тюменская область, формирует для школы серьезный социальный заказ на подготовку инженерных кадров. Именно конкретика взаимодействия школы и общества определяет выбор траектории развития образовательного учреждения.

Динамичное развитие нашей области инициировало процесс качественных изменений в стандартах гимназического образования, в учебных планах и в организации внеурочной деятельности. В рамках комплексного проекта модернизации образования наша школа получила комплекты LEGO и нетбуки для обучающихся и педагогов. Стало возможным ввести уроки LEGO-конструирования, во внеурочной деятельности – создать математический кружок, включить учащихся начальной школы в проектную деятельность. В основной школе с пятого класса предлагается курс «Наглядная геометрия» (являющийся пропедевтическим для изучения геометрии в седьмом классе). Он позволяет формировать у обучающихся пространственное мышление.

В старшей школе мы расширили круг возможных профилей: наряду с гуманитарными введены физико-математический и естественнонаучный. В учебном процессе широко используются индивидуальные и групповые образовательные траектории, в том числе через взаимодействие с высшими учебными заведениями. Совместно с ведущими тюменскими вузами мы организовали индивидуальное сопровождение одаренных детей, что, в свою очередь, должно способствовать оптимальному вхождению выпускников гимназии в их будущую профессию. С целью индивидуализации обучения мы развиваем также дистанционное образование – через школьный сайт и программу «Net-школа».

Государство ставит перед школой задачу формирования саморазвивающейся личности, а это можно сделать только в условиях развивающейся среды, которая должна постоянно совершенствоваться в соответствии с требованиями времени. Необходимо обеспечить, с одной стороны, переход школы в качественно новое состояние, с другой – позитивную динамику образовательных потребностей и целей учащихся, их родителей и общества в целом. Модернизация гимназий должна происходить прежде всего на основе реальных нужд региона.

 

Председатель управляющего совета средней общеобразовательной школы № 88 г. Тюмени, доцент Тюменского государственного университета Е.С.Корчемкина

Средняя общеобразовательная школа № 88 внедряет и реализует стандарты второго поколения, а также Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Еще в 2009 г., в преддверии перехода на ФГОС второго поколения, в школе был проведен опрос родителей, показавший, что около половины из них позитивно относятся к своему включению в школьный образовательный и воспитательный процессы, а около трети реально участвуют в инициируемой школой деятельности.

Одной из используемых нами форм сотрудничества с родительской общественностью является проект «Взаимодействие семьи и школы в реализации целей образования». В его разработке принимали участие педагоги, а также члены управляющего совета школы (родители, учащиеся). Задачи проекта:

  • расширение образовательного пространстваза счет сетевого взаимодействия с организациями и учреждениями социальной сферы (дополнительного образования, культуры, здравоохранения), создания и развития родительского движения – студии, отряды, инициативы, совершенствование семейных форм воспитания (формирование педагогической компетентности родителей в условиях школы), самостоятельный образовательный поиск (родительские профессиональные сообщества);
  • совершенствование методической культуры педагога посредством организации методической работы по направлениям «Проектирование современного урока», «Организация проектной деятельности ребенка» и др.;
  • повышение педагогической культуры родителей через разработку и реализацию программы деятельности семьи по образованию и развитию ребенка.

Последние результаты анкетирования родителей, вовлеченных в реализацию проекта, свидетельствуют о положительной динамике. В 2012 г. уже более 70% опрошенных заявляют о своем желании деятельно сотрудничать со школой; доля родителей, не участвующих в школьной жизни, быстро сокращается.

Родителями и учениками активно используются ресурсы «Net-школы». Так, например, через них осуществляется запись в школу, формирование индивидуального меню для ученика, мониторинг деятельности ребенка, обсуждение ключевых вопросов жизни школы. Функционируют цифровые и виртуальные лаборатории, пользователями которых выступают даже ученики младших классов (моделирование процессов окружающего мира), а также медиатека. Реализация модели мобильного обучения «Один ученик – один компьютер» позволяет осуществлять непрерывный процесс обучения, поддерживая взаимосвязь ученика и родителя с учителем, дистанционное обучение в период болезни и т.д.

Основным положительным моментом осуществляемых в нашей школе мероприятий является, на наш взгляд, вовлечение в процесс формирования индивидуальной стратегии развития ребенка не только педагогов и учащихся, но и его родителей. Это своего рода контракт о совместной деятельности и социальном партнерстве. Накопленный нами опыт может быть применен в практике иных общеобразовательных учреждений: мы открыты к общению и сотрудничеству.

 

Ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, кандидат педагогических наук О.В.Ройтблат

Из уст С.И.Каспэ прозвучала реплика о большом зазоре, якобы существующем между нашими моделями и практикой, на которую я хочу отреагировать. Когда создавалась персонифицированная база педагогов и учащихся, мы учитывали все, вплоть до информации о программах и учебниках, по которым у конкретного педагога обучается конкретный ребенок. Три года мы обкатывали систему, и теперь динамика качества работы каждого педагога наглядна, ее можно стало контролировать практически напрямую.

Кроме того, я слежу за ситуацией в сфере образования и очень рада, что, особенно в последнее время, наблюдаются стойкие положительные тенденции: наконец-то мы стали – не на словах, а на деле – заниматься каждым конкретным ребенком. Когда учитель знает, как с ним работать, как на него влиять, он может достичь такого результата, на который мы раньше не могли и надеяться. Но теперь обозначилось новое слабое место: мы много говорим о возрастных, психологических, даже нейропсихологических индивидуальных особенностях. И возникает болезненный вопрос: где же этому всему нашего педагога могут научить?!

 

Свободный микрофон

Проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, кандидат педагогических наук М.В.Кускова:

Высокие технологии все глубже внедряются в образовательный процесс. И что же в этих условиях делать с классно-урочной системой? Как можно ее реструктурировать?

Профессор кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук О.А.Селиванова:

Дает ли информационное пространство, о котором говорил докладчик, возможности для коллективного производства идей? Можно ли перенести сильные стороны нашего образования (социальная активность личности, забота об общественной пользе) в новые условия – в противовес тенденциям индивидуализации?

Депутат Тюменской областной думы В.Н.Буртный:

Тезис об обучении собственным примером вызвал у меня как у педагога по образованию большой интерес. Как нынешние молодые кадры могут получить IT-компетенции, если их обучают педагоги прошлых поколений, ими не обладающие?

Зав. кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук, академик РАО В.И.Загвязинский:

В докладе академика Семенова основное внимание было уделено процессу обучения. Да, информационные технологии действительно занимают в нем центральное место. Но кроме обучения есть же еще развитие человека, воспитание, и тут важнее личностные контакты (личность родителя, педагога). Должны ли мы помнить установки отечественной педагогической традиции, заложенные Сухомлинским, Макаренко и др.?

Директор Департамента образования Администрации г. Тюмени А.Э.Степанов:

Большинство учителей консервативны, поэтому повышение качества образования, его профилирование часто воспринимаются ими как простое увеличение нагрузки по читаемому предмету. Как можно изменить эту ситуацию?

Доцент кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук Т.В.Обласова:

Сейчас происходит фетишизация ЕГЭ, не самого эффективного инструмента оценки качества образования. Существуют ли ему альтернативы?

Председатель Тюменской областной думы С.Е.Корепанов:

Сравнивая выступления Т.Д.Шебеко и Н.А.Филиппи, я пришел к выводу, что нам больше всего нужны «физики», а готовим мы почему-то «лириков». В свое время было принято считать, что рынок – лучший регулятор всего и вся; идея эта, как мы видим, не вполне оправдалась. Как относится докладчик к государственному вмешательству в эту сферу – вплоть до внедрения элементов системы распределения специалистов?

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Ишимского государственного педагогического института, кандидат филологических наук Е.А.Юринова:

В каком виде сможет существовать в той системе, о которой говорилось в основном докладе, коррекционное образование?

Председатель Тюменской городской думы Д.В.Еремеев:

Главный докладчик иронизировал над критическими высказываниями Платона о письменности. Но не согласится ли он хотя бы с тем, что в современных реалиях именно знание, находящееся «в голове», а не на внешнем носителе, увеличивает скорость реакции и поэтому является критически важным?

А.Л.Семенов:

Часто оказывается удобно начинать ответы с последнего вопроса. Безусловно, есть ситуации, где требуется автоматизм: ничего хорошего не выйдет, если во время боевого столкновения его участник полезет в интернет за описанием того или иного приема. Я говорил об общих принципах процесса обучения, о том, как мы выстраиваем свой путь и осознаем свою мотивацию: печать вслепую помогает быстро переносить мысли в цифровую среду, она не является самоцелью. Человек должен уметь именно то, что ему нужно, поэтому мы и обсуждаем стратегии достижения индивидуальных целей.

Во многих вопросах возникала тема качества педагогического образования, и я очень рад, что О.В.Ройтблат, моя уважаемая коллега по профессиональному цеху повышения учительской квалификации, была одной из первых, задавших подобный вопрос. Бесспорно, корпус преподавателей педагогических вузов нуждается в обновлении, и не только в плане информационных технологий и достижений когнитивных наук. Надо уметь постоянно учиться, надо создавать возможности для эффективного повышения квалификации, например знакомиться с образовательными системами, организованными на иных принципах (системами других стран, регионов), одним словом, искать эффективные инструменты, способные повлиять на ситуацию. Педагогов вообще не всегда можно готовить только в педагогических вузах: все студенты должны иметь возможность попробовать себя в школе, вести какой-то профильный для себя предмет, и им – при наличии такой потребности – нужно просто обеспечить необходимый уровень педагогико-психологической подготовки (курсы повышения квалификации и т.д.) Вот один из возможных источников обновления педагогического образования.

Чему мы учим в школе, кроме предметных знаний? Естественно, воспитательные задачи не только не исчезли, но стали даже более существенными. Вопрос соотношения воспитания и обучения вечен: воспитывает и само содержание предмета, и работа учителя. Мое предложение сделать математику российской национальной идеей исходит как раз из того, что математика позволяет привить человеку универсальные интеллектуальные и даже моральные качества: честность, установку на логическую проверку любой информации, способность доходить до чего-то самостоятельно, принимая при этом индивидуальные решения… У математики высокий воспитательный потенциал. Именно в новой школе, менее дисциплинарной, более сетевой, как ни странно, лучше получается решать воспитательные задачи более высокого порядка, в том числе опираясь на современные технологии. Идея дистанционного обучения универсальна и хорошо разработана: теперь посредством информационных технологий можно обеспечить практически очное, интерактивное обучение независимо от фактора физического расстояния.

Да, происходит замечательный сдвиг, колоссальное улучшение во взаимодействии между школой и родителями учеников, возникает больше доверия и понимания – и это опять же связано с новой информационной средой. Школа доступна родителям через интернет: всегда можно посмотреть сайт, видеозаписи уроков, отправить учителю SMS… Новшества надо не отвергать, а осмысливать свою позицию относительно них: новая ситуация формирует (как в случае с проектом «Наш город») совершенно иное мировосприятие и работает в том числе и на воспитательные цели.

Одна из вещей, на которые мы не обращали внимания в последние годы, это объем домашнего задания. Мне кажется, новая информационная среда позволяет более эффективно следить за тем, что ребенок делает дома, и не стоит бояться, что он проводит много времени за компьютером (который, в отличие от телевизора, не пассивный инструмент получения информации). Надо вспомнить о норме, гласящей, что домашнее задание не должно занимать больше половины времени относительно классной работы. Интерактивность работы с материалом задания важнее, чем правильность или скорость его выполнения.

Отвечаю на вопрос С.Е.Корепанова: да, я считаю, что в таком регионе, как Тюменская область, роль государства в деле реформирования системы образования может и должна быть очень существенной, в том числе через инструмент прямого заказа. Так, вполне можно заказать непедагогическим вузам подготовку (на уровне магистратуры) практикующих учителей.

О коррекционном образовании. Исходя из общего принципа индивидуализации обучения, могу сказать, что коррекционная инклюзия должна обеспечивать естественное и беспроблемное включение учащегося в общество – то есть отсутствие проблем как со стороны самого ребенка, так и со стороны среды. И для этого общество должно быть готово пойти на самые серьезные ресурсные затраты – не только на дистанционное обучение, но и, например, на обучение с помощью персонального ассистента, который поддерживает присутствие ребенка в школе. Эти затраты все равно окупятся.

В первом содокладе мы слышали о картах знаний: это крайне важно, визуальное мышление в российском образовании во многом недооценено. Mind- и concept-mapping – чрезвычайно перспективные вещи, и я очень рад, что в работе с одаренными детьми тюменцы применяют такие продвинутые методики.

В.В.Якушев:

Хочу высказать несколько соображений относительно прозвучавших в лекции и дискуссии мыслей – при этом исходя из того, что мы живем не на Луне и, обсуждая общие проблемы российского образования, подразумеваем, что они присутствуют (и имеют свою специфику) и в Тюменской области. Это будет одновременно и губернаторское, и чисто человеческое мнение о том, что происходит с нашим образованием и что следует с ним делать.

Прежде всего, мне кажется, что все сюжеты последних 10 лет, связанные с интенсивной модернизацией общего образования, надо бы немного… притормозить. Нельзя управлять больным организмом, для начала его требуется вылечить.

Сегодня области критически нужны инженерные кадры: математики, физики, химики… Ситуация тяжелая из-за чрезмерной популярности таких гуманитарных специальностей, как экономика и право, поскольку под этот социальный заказ подстраивалась вся структура образования. Именно тогда возник кризис образовательной системы, которая в советское время была настолько хорошо налажена, что даже сейчас сохраняет определенный запас прочности. Страна и окружающий ее мир развиваются, появляются новые экономические кластеры, но нет тех, кто мог бы их заполнить и обеспечить их функционирование. Чтобы стать классным инженером, человек должен обладать фундаментальным знанием и поддерживать его, переходя из школы в вуз. Если он ограничился сдачей ЕГЭ, ничего не выйдет.

Почему же система общего образования не способна дать учащемуся востребованные экономикой знания? Потому что мы ее разрушили, уничтожив в том числе самоё возможность появления таких педагогов, которые могли бы воспитать высококлассных специалистов. В ходе недавнего мониторинга состояния высших учебных заведений, проведенного Министерством образования и науки, два наших главных педагогических вуза получили самую низкую оценку и, следовательно, нуждаются в реструктуризации. Как руководитель региона могу сказать, что представление, согласно которому специалисты, выпущенные другими, непедагогическими вузами, пойдут преподавать в школу, утопично. Давайте лечить систему одноканально: если мы начнем распылять ресурсы по нескольким направлениям, дело обречено на неудачу, результата не будет. Нужны масштабные меры стимулирования педагогических вузов, нужно заново выстраивать всю систему подготовки педагогических кадров, а не пытаться разрешить тяжелую ситуацию полумерами. Все наши ресурсы должны быть направлены на то, чтобы в кратчайший срок поднять педагогические вузы на адекватный вызовам времени уровень, а не на то, чтобы добить их.

Когда мы начнем выпускать профессиональных педагогов, которые смогут готовить профессиональных математиков, физиков, химиков, тогда система и заработает. В решении любого вопроса есть программа-минимум и программа-максимум, краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективы. Советская система образования была сильна тем, что все знали, сколько и каких кадров нужно получить и сколько из них куда пойдет. Сейчас нам надо в какой-то степени воспроизводить этот подход, иного выхода нет. Конечно, материально-техническое обеспечение системы образования значительно улучшилось. Но пока педагогов не будут обучать и переобучать фундаментальным образом, позитивного эффекта не будет. Инновационная экономика, новая индустриализация возможны только при наличии сильного педагогического образования. Как бы кто ни относился к той встряске, которую произвел нашумевший рейтинг вузов, лично я ее полностью поддерживаю – только ее нужно было сделать еще 10 лет назад.

И последнее, несколько эмоциональное соображение. Кто-нибудь видел вчера в новостях, как письмо, написанное лично Наполеоном, продали за 185 тыс. евро? Я очень сомневаюсь, что какое-либо электронное письмо современной знаменитости когда-нибудь смогут продать за сравнимые деньги. Информационные технологии – это здорово, и отказываться от них нельзя, но человек обязательно должен уметь писать без ошибок и от руки. Иной раз, когда молодые ребята приходят ко мне на работу и что-то пишут, становится за державу обидно. Понятно, что сегодня можно все что угодно прочитать в интернете – но я не могу себе представить, как Пушкина, Достоевского, Булгакова, других великих писателей можно изучать не по бумажной книге: ведь это особая аура, которую интернет никогда не заменит. Как можно Ильфа и Петрова читать в интернете, не держа книгу в руках? Не понимаю! Я это говорю не как губернатор, а просто как человек…