Содержание выпуска № 1, 2023

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 1, 2023

Скачать № 1 (108) целиком.

Политические теории

Н.А.Шавеко

Агонистический плюрализм и состязательная модель демократии: проблемы нормативного обоснования

Ключевые слова: демократия, агонистический плюрализм, состязательная демократия, совещательная демократия, агрегативная демократия

Статья посвящена анализу основных положений теории состязательной демократии и лежащего в ее основе принципа агонистического плюрализма, получивших в последние годы довольно широкое распространение в среде западных политических философов. Выявляются два основных подхода к нормативному обоснованию ценности демократического соперничества. Первый из них строится на постулате о важности поддержания многообразия общественных дискурсов и, соответственно, недопустимости придания одному из них статуса доминирующего или предпочтительного. Второй предполагает упор на значимость постоянного оспаривания сложившихся властных отношений. Продемонстрировав серьезные изъяны этих подходов, один из которых, по сути, продвигает разнообразие ради разнообразия, а другой — изменчивость ради изменчивости, автор обращается к стратегии обоснования состязательной демократии, ставящей во главу угла обеспечение всем заинтересованным лицам равных возможностей по изменению существующих властных отношений. По его оценке, у этой стратегии, во многом преодолевающей указанные изъяны, тоже имеются слабые места, связанные (1) со сложностью отграничения неравных возможностей по трансформации механизмов власти от иных социальных неравенств, (2) недостижимостью полного равенства возможностей и (3) неясностью соотношения между ценностью обладания возможностью определять и отменять социальные ограничения (политическое равенство) и другими ценностями (в частности, так называемым сущностным равенством). Особое внимание в статье уделяется выявлению глубинных ценностных основ агонистического плюрализма. Зафиксировав стремление апологетов агонизма уйти от их прояснения, автор констатирует, что в качестве высшего морального основания политики агонистический плюрализм вызывает большие сомнения, а в той части, в какой его можно принять, не представляет собой ничего принципиально нового. Согласно его заключению, все это говорит о сугубо инструментальном характере данного принципа, а тем самым — о его относительной значимости по сравнению с теми идеалами, достижению которых он призван служить.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-6-24

Страницы: 6-24


В.С.Левицкий

Онтологическая природа политики

Ключевые слова: политика, метафизика, онтология, онтологическая реальность, полис

Статья посвящена уточнению понимания природы политики. Констатировав отсутствие в научном дискурсе консенсуса даже относительно самого понятия «политика», автор предлагает подход, позволяющий, с его точки зрения, получить наиболее последовательную концептуализацию политического.

Поскольку, несмотря на серьезные расхождения в научных кругах по поводу того, что такое политика, ее происхождение, как правило, связывается с полисом, в своем исследовании природы политики автор опирается прежде всего на анализ этого феномена. Отталкиваясь от трудов Платона и Аристотеля и привлекая работы современных историков и политических философов, он демонстрирует неадекватность трактовки полиса как города, государства или общества и предлагает рассматривать его как сферу «надфизической» и «надэкономической» деятельности граждан по внешней и внутренней гармонизации общественного пространства. В развитие трансценденталистской традиции в статье показывается, что полис — это в первую очередь онтологическая реальность, место, где (в глазах греков) проявлялось бытие сущего.

Учитывая связь между полисом и политикой в античном мире, автор приходит к выводу, что политика как практика организации жизни в полисе — это деятельность по формированию и поддержанию онтологической реальности. Такое понимание политики, по его мнению, справедливо не только применительно к античности. Соответственно, политика определяется им как онтологическое действо, в котором каждый раз разворачивается борьба за судьбу бытия. И в этом отношении природа античной политики мало чем отличается от природы политики средневековой и модерной. При всех различиях современного и досовременного политического дискурса данная дефиниция достаточно адекватно характеризует природу политического per se.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-25-39

Страницы: 25-39


Е.И.Учаев, М.В.Харкевич

Немыслимость тотальной катастрофы: постапокалиптическая природа модерного политического реализма

Ключевые слова: политический реализм, постапокалипсис, Модерн, государство, международные отношения, эсхатология

Статья посвящена проблеме релевантности политического реализма в условиях возможности тотальной планетарной катастрофы. Согласно гипотезе Е.Учаева и М.Харкевича, модерный политический реализм — это постапокалиптическое течение мысли, базирующееся на представлении о наступлении окончательного состояния мира. Следовательно, в эпоху угроз существованию человечества реализм может быть отвергнут не по внешним основаниям, но в силу опровержения постапокалиптического мировоззрения, которое исторически и делало его возможным.

Политический реализм определяется в статье как подход к международным отношениям, постулирующий неизбежность конфликтов между множеством политических субъектов. Демонстрируется, что такой образ мысли требует восприятия времени как бесконечного. Опираясь на работы Бруно Латура и Эрика Фёгелина, Учаев и Харкевич показывают, что такое восприятие времени сформировалось на рубеже Средневековья и Нового времени через самопозиционирование Модерна как постапокалиптической эпохи, а государства Модерна — как постапокалиптического субъекта. Изучение текстов модерного политического реализма подтверждает гипотезу о его постапокалиптической природе. Последовательно реалистская позиция обнаруживается только после укоренения в Европе постапокалиптического самовосприятия (ориентировочно в середине XVII в.) в результате триумфа суверенного государства. Она наиболее ярко раскрывается в концепции баланса сил конца XVII—XVIII вв. Авторы же, писавшие до либо накануне данного перелома (Никколо Макиавелли и Томас Гоббс), в своих произведениях обращаются к апокалиптико-утопическому горизонту, где разобщенность трансформируется в политическое единство. В свою очередь возникшая в середине XX в. угроза тотальной ядерной войны становится для Ганса Моргентау, Джона Герца и Рейнхольда Нибура стимулом к преодолению реализма и разработке проектов глобальной политической реформы. Однако, по заключению Учаева и Харкевича, преодоление реализма останется незавершенным, пока не будет решена проблема политического субъекта глобальной реформы.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-40-63

Страницы: 40-63

Парадигмы общественного развития

В.В.Устюжанин, В.А.Михеева, И.А.Сумерников, А.В.Коротаев

Экономические истоки революций: связь между ВВП и риском революционных выступлений

Ключевые слова: модернизация, революционная дестабилизация, вооруженные революции, невооруженные революции, благосостояние, кросс-национальные исследования

В последние годы появилось большое число работ, посвященных анализу воздействия различных факторов на вероятность возникновения революционных событий. Вместе с тем важный комплекс модернизационных переменных (ВВП, урбанизация, образование, демократизация) все еще остается недостаточно изученным. Более того, современные количественные исследования влияния благосостояния, операционализированного через ВВП на душу населения, на риски революционных выступлений дают противоречивые результаты. При этом такие выступления, как правило, рассматриваются в совокупности, без деления их на вооруженные и невооруженные.

В статье предпринята попытка внести ясность в вопрос о влиянии благосостояния на революционную нестабильность с учетом специфики вооруженных и невооруженных ее версий. Опираясь на анализ 425 революционных эпизодов различных типов за период с 1900 по 2019 г., авторы фиксируют сильную отрицательную линейную связь между вооруженными революциями и уровнем ВВП на душу населения. В свою очередь зависимость между невооруженными революциями и благосостоянием носит криволинейный характер: сначала по мере роста ВВП на душу населения риск невооруженной революции растет, но после достижения определенного уровня начинает падать. Точкой перегиба, когда риск невооруженной революционной дестабилизации максимален, является подушевой ВВП стран среднего достатка, которые в настоящее время сталкиваются с ловушкой средних доходов. Другими словами, благосостояние таких стран стагнирует на уровне, чреватом наибольшим риском возникновения невооруженных революций. По заключению авторов, это означает, что, помимо очевидных экономических проблем, ловушка средних доходов ведет и к повышению вероятности невооруженной революционной нестабильности.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-64-87

Страницы: 64-87

Российская полития

Ю.Г.Коргунюк

Тематика советского прошлого в избирательных кампаниях постсоветской России

Ключевые слова: советское прошлое, политические партии, выборы, постсоветская Россия, факторный анализ, корреляционный анализ, множественная регрессия

Статья посвящена анализу места советского прошлого в межпартийной дискуссии и влияния данной тематики на выбор российского электората в избирательных кампаниях 1993—2021 гг. По заключению автора, несмотря на не слишком большое количество вопросов, относящихся к этой сфере, и довольно скромную их долю в общей повестке кампаний, они формировали противостояния, сильно коррелирующие с размежеваниями внутри ведущих политических измерений и предметных областей и вызывающие резонанс в массовом политическом сознании.

В 1993—2011 гг. речь шла об одном противостоянии — «коммунисты — антикоммунисты (либералы)». В 2016—2021 гг. к нему добавилось размежевание по линии «консерваторы — либералы», проявлявшееся в особой позиции Либерально-демократической партии России, которая по одним вопросам советского прошлого примыкала к либералам, по другим — к коммунистам.

истам. В 1993 и 1995 гг. противостояние между коммунистами и антикоммунистами (либералами) по вопросам советского прошлого успешно конкурировало с политическими измерениями и предметными размежеваниями при определении политического лица первого (то есть главного) электорального размежевания. В 1999 г. это противостояние переместилось из первого электорального размежевания во второе, где продолжало с успехом соперничать с размежеванием между советскими традиционалистами и модернистами в системной области. В 2003 г. оно также выдерживало конкуренцию с размежеваниями между рыночниками и «плановиками» в социально-экономической сфере и советскими традиционалистами и модернистами в сфере системной, однако в 2007—2016 гг. утратило эту способность, хотя и сохранило фоновое присутствие в политическом пространстве.

В 2021 г. наблюдался своего рода ренессанс советского прошлого, к которому начали активно апеллировать не только коммунисты и либералы, но и другие политические силы, включая «партию власти». Усилилось и влияние связанных с ним противостояний на электоральные размежевания, правда, лишь при исключении из анализа регионов с явкой более 60%. В этом случае противостояние между коммунистами и либералами по тематике советского прошлого определяло лицо второго электорального размежевания, а особая позиция ЛДПР — третьего.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-88-125

Страницы: 88-125


Н.С.Зубарев

Национальная гордость как медиатор доверия президенту (Случай России)

Ключевые слова: национальная гордость, политическая поддержка, субъективное благополучие, политическое поведение

Благодаря чему лидеры недемократических государств сохраняют поддержку со стороны населения? Одно из наиболее популярных в современной политической науке объяснений предполагает, что жители недемократических стран голосуют за инкумбентов и в целом позитивно относятся к ним, поскольку те обладают максимальным доступом к ресурсам, которые потенциально могут быть направлены на улучшение жизни населения. Однако такая объяснительная модель оставляет за скобками экспрессивную составляющую политического поведения. Между тем граждане авторитарных стран могут искренне солидаризоваться с действующими правителями. Этот аспект проблемы раскрывает теория социальной идентичности, предлагающая альтернативные объяснения механизмов политической поддержки.

Национальная идентичность как одна из форм социальной идентичности формирует ожидания, нормы и паттерны поведения, которые ассоциируются с идеей образцового представителя нации. Специфика авторитарных государств подталкивает граждан к такому поведению и таким установкам, которые способствуют поддержанию status quo. Более того, поскольку обычному человеку зачастую бывает сложно рационально оценить реальную работу правительства и корректно атрибутировать ответственность за социальные, политические и экономические результаты, принимая решение о том, какого политика поддержать, избиратели склонны использовать когнитивные «обходные пути», отталкиваясь от собственной удовлетворенности жизнью.

В статье выдвигается гипотеза, согласно которой национальная гордость играет роль медиатора между субъективным благополучием и уровнем политической поддержки (операционализированным через доверие президенту). Тестирование этой гипотезы на основе опросных данных показало, что медиационный эффект гордости за свою нацию действительно присутствует, однако носит частичный характер, Результаты проведенного автором анализа свидетельствуют о том, что субъективное благополучие позитивно сказывается на поддержке инкумбента как через усиление национальной гордости, так и само по себе.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-126-140

Страницы: 126-140

Религия и политика

Ю.В.Карпич

Православие и консерватизм: политические установки религиозных россиян

Ключевые слова: религиозность, консерватизм, православие, политические установки, традиционные ценности

Статья посвящена исследованию влияния религиозности на индивидуальный политический выбор православных россиян. На материале глубинных интервью с верующими, активно посещающими церковные службы, выявляется связь между отдельными аспектами религиозности (убеждениями, религиозными практиками) и консервативными установками прихожан. Раскрывается логика консервативного выбора. Показывается, как консервативные установки, связанные с ценностными сдвигами, сочетаются с консервативными установками, основанными на религии.

Результаты исследования позволяют зафиксировать три типа политического позиционирования, вытекающие из консервативного мировоззрения. В случае лояльности действующей власти консервативная логика проявляется в желании сохранить стабильность и избежать политических потрясений. Оппозиционное голосование принимает форму морального протеста, когда избиратели хотят наказать власть за действия, несоответствующие их нравственным идеалам. Неучастие в выборах консервативно в том смысле, что верующие отстраняются от политики, которая кажется им безнравственной и коррумпированной.

Использование методологии качественного анализа и данных индивидуального уровня приводят автора к заключению, что принимаемое верующими решение о голосовании определяется в первую очередь их политическими убеждениями. Верующие избиратели оценивают действия политиков и взвешивают потенциальную возможность повлиять на политическую ситуацию. Влияние практик ограничивается политическим участием. Консервативная логика голосования тесно связана со светскими убеждениями; религиозные верования и практики церковного взаимодействия способны лишь скорректировать сделанный выбор.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-141-160

Страницы: 141-160

Зарубежные политии

А.И.Жданов, К.В.Косолапов

Поляризация американских элит (На основе анализа программных заявлений кандидатов во время президентских выборов 2020 г.)

Ключевые слова: США, политическая поляризация, политические элиты, сетевой анализ, LDA-анализ

Статья посвящена исследованию политической поляризации в США сквозь призму влияния на этот процесс различных групп американских элит. Использовав в качестве эмпирической базы предвыборные послания Дж.Байдена, Д.Трампа и Б.Сандерса, распространявшиеся их избирательными штабами в ходе президентской кампании 2020 г., и задействовав методы сетевого и LDA-анализа, авторы пытаются определить, в какой мере лидеры демократов и республиканцев склонны к использованию поляризующих общество инструментов и различается ли характер воздействия этих партий на американский социум.

Зафиксировав наличие в США всех типов политической поляризации, авторы показывают, что значимый вклад в ее развитие вносят как республиканцы, так и демократы, с одной стороны, подогревающие эмоциональную напряженность в обществе, с другой, отказывающие в легитимности установкам своих оппонентов. Проведенный ими анализ наглядно демонстрирует, что аффективной и позиционной поляризации примерно в равной степени подвержены все группы американских политических элит, независимо от партийной принадлежности, включая тех, чью политическую деятельность принято оценивать как деполяризующую. Все это опровергает распространенное представление, согласно которому вину за поляризацию в стране несет в первую очередь Республиканская партия, эксплуатирующая в узкополитических целях дихотомию «мы — они», свидетельствуя о том, что за развертывающимися в последние годы в США, как и в других старых демократиях, кризисными процессами стоит нечто большее, нежели взлет правого популизма или возросшая популярность нативистских движений.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-161-181

Страницы: 161-181

Политические партии

Т.Л.Ровинская

«Зеленые» в Германии: политические дилеммы и компромиссы

Ключевые слова: «Союз 90 / Зеленые», Германия, идеализм, прагматизм, «зеленая» идеология, Петра Келли, Йозеф Фишер, Анналена Бербок, Роберт Хабек

Статья посвящена исследованию политического пути экологической партии «Союз 90 / Зеленые» c момента зарождения «зеленого» движения в Германии по сегодняшний день. В центре внимания автора находится трансформация идеологической платформы «Зеленых». Детально проанализировав этапы развития партии и ее программные документы, автор фиксирует переход немецких «Зеленых» от консервативных к либеральным ценностям, затем от идеализма и нонконформизма 1970—1980-х годов к реализму и прагматизму 1990—2000-х, от внесистемной, радикальной позиции — к системной левоцентристской и задается вопросом о цене их политического успеха. Удается ли партии следовать заявленным ею принципам? Каким образом она решает политические дилеммы, неизбежно встающие перед ней в ситуации, когда ей приходится действовать в реальной политической обстановке в коалиции с другими партиями? Насколько далеко готовы зайти «Зеленые» в заключении политических и идеологических компромиссов? И соответствует ли все это, собственно, «зеленой» идеологии?

Опираясь на проведенное исследование, автор приходит к выводу, что доминирование в партии крыла реалистов, делающих ставку на вхождение во власть любой ценой и оттеснивших на задний план стоявших у истоков движения идеалистов-(эко)фундаменталистов, ведет к размыванию самой сути альтернативной «зеленой» идеологии и в конечном счете к утрате партией ее своеобразия и привлекательности для избирателей. По ее оценке, международный кризис 2022 г. является переломным моментом в истории «Союза 90 / Зеленых», который окажет определяющее воздействие на политическую судьбу партии в ближайшей перспективе.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-182-203

Страницы: 182-203